Проcтранcтвенное восприятие звуков

 

Человек обладает способностью определять направление при­ходящих звуков. Органы слуха, воспринимая звуковые колебания от источников звука, расположенных справа и слева от слушате­ля, различают их и по амплитуде, и по фазе. При этом фазовые сдвиги приходящих звуковых волн зависят от расстояний между источником звука и левым и правым ухом. Различие по амплитуде звуковых давлений обусловлено тем, что голова оказывает опре­деленное экранирующее действие, особенно заметное для звуко­вых волн, соизмеримых по длине волны с ее размерами (т.е. наивысших частотах звукового диапазона). Оба этих явления воспри­нимаются человеком и служат информацией о месте источника звука в пространстве.

Способность человека определять место расположения (лока­лизацию) источника звука, Т.е. ощущать направление прихода зву­ковых волн, называется бинауральным эффектом, благодаря чему становится возможным пространственное слуховое ощущение.

Особенность. восприятия звуков, излучаемых источниками, расположенными в разных точках пространства, не ограничивает­ся ощущением локализации этих источников. Очень важно еще и то, что благодаря локализации, даже при одновременном звуча­нии нескольких источников, человек получает возможность иног­да совершенно неосознанно переключать внимание на звук, при­ходящий по одному какому-нибудь направлению, и чисто психологически выделять его на фоне других.

 

21. 

 

 

Этот эффект, улучшаю­щий различимость отдельных компонентов звучания, например, музыкальных инструментов в ансамбле, и уменьшающий, таким образом, их взаимную маскировку, часто называют бинауральной демаскировкой.

          Это обстоятельство важно учитывать звукорежиссеру при про­ведении одноканальной (монофонической) передачи, когда для воспроизведения звуковой программы используется один громко­гoворитель и потому все звуки слышатся исходящими из одной точки. Поскольку слушатель в этом случае утрачивает ощущение локализации отдельных источников звука, их взаимная маскиров­ка сказывается значительно сильнее, чем на натуре. Отсюда выте­кает одна из очень трудно устранимых принципиальных помех мо­нофонической звукопередачи и звукозаписи: недостаточная «про­зрачность» звучания, которая вынуждает звукорежиссера выводить солирующие инструменты на крупный звуковой план, часто зна­чительно более близкий, чем это требуется по композиторскому замыслу и для сохранения стиля музыкального произведения. Здесь необходимо компромиссное решение, не разрушающее естествен­ность звучания, а звукорежиссер должен проявить безупречный вкус и высокое профессиональное мастерство.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: