Человек обладает способностью определять направление приходящих звуков. Органы слуха, воспринимая звуковые колебания от источников звука, расположенных справа и слева от слушателя, различают их и по амплитуде, и по фазе. При этом фазовые сдвиги приходящих звуковых волн зависят от расстояний между источником звука и левым и правым ухом. Различие по амплитуде звуковых давлений обусловлено тем, что голова оказывает определенное экранирующее действие, особенно заметное для звуковых волн, соизмеримых по длине волны с ее размерами (т.е. наивысших частотах звукового диапазона). Оба этих явления воспринимаются человеком и служат информацией о месте источника звука в пространстве.
Способность человека определять место расположения (локализацию) источника звука, Т.е. ощущать направление прихода звуковых волн, называется бинауральным эффектом, благодаря чему становится возможным пространственное слуховое ощущение.
Особенность. восприятия звуков, излучаемых источниками, расположенными в разных точках пространства, не ограничивается ощущением локализации этих источников. Очень важно еще и то, что благодаря локализации, даже при одновременном звучании нескольких источников, человек получает возможность иногда совершенно неосознанно переключать внимание на звук, приходящий по одному какому-нибудь направлению, и чисто психологически выделять его на фоне других.
|
|
21.
Этот эффект, улучшающий различимость отдельных компонентов звучания, например, музыкальных инструментов в ансамбле, и уменьшающий, таким образом, их взаимную маскировку, часто называют бинауральной демаскировкой.
Это обстоятельство важно учитывать звукорежиссеру при проведении одноканальной (монофонической) передачи, когда для воспроизведения звуковой программы используется один громкогoворитель и потому все звуки слышатся исходящими из одной точки. Поскольку слушатель в этом случае утрачивает ощущение локализации отдельных источников звука, их взаимная маскировка сказывается значительно сильнее, чем на натуре. Отсюда вытекает одна из очень трудно устранимых принципиальных помех монофонической звукопередачи и звукозаписи: недостаточная «прозрачность» звучания, которая вынуждает звукорежиссера выводить солирующие инструменты на крупный звуковой план, часто значительно более близкий, чем это требуется по композиторскому замыслу и для сохранения стиля музыкального произведения. Здесь необходимо компромиссное решение, не разрушающее естественность звучания, а звукорежиссер должен проявить безупречный вкус и высокое профессиональное мастерство.