Как указывалось, натуральные звуки, с которыми мы сталкиваемся в жизни, практически никогда не бывают чистыми синусоидальными тонами, а являются созвучиями. Это означает, что источник вместе с основным колебанием излучает волны с частотами в 2, 3, 4, 5 раз и т.д. большими основной частоты. По принятой в музыкальной акустике терминологии эти колебания называются соответственно основным тоном и обертонами: l-м, 2-м, 3-м, 4-мИ Т.д. (В физике, хочу сразу оговориться, используется иная терминология: основной тон называют l-й гармоникой, а обертоны, начиная с первого - высшими гармониками: 2-й, 3-й, 4-й по порядку.) Основной тон определяет высоту звука, обертоны, накладываясь в определенных соотношениях, придают звуку специфическую окраску, или, иными словами, присущий данному источнику тембр. Распределение элементарных тонов созвучия по частотам может не подчиняться какому-либо простому закону. Характерный пример - звук колокола. Но в большинстве случае в под определением «созвучие» мы понимаем комбинацию основного тона с более или менее интенсивными естественными обертонами. От чистого тона созвучие отличается тем, что его временная функция не является синусоидальной.
Рассмотрим временную функцию созвучия скрипки (рис. 5,l а). Распознать по графику основной тон колебания очень трудно. Ничего не говорит он и о частотном составе созвучия. Для этого следует представить данное колебание в иной плоскости, в виде спектральной характеристики, разложив его в так называемый гармонический ряд Фурье. По оси частот в виде вертикальных отрезков откладываются уровни колебаний, составляющих созвучие. Спектр созвучия скрипки соответствует приведенной временной функции(рис. 5.16). Характерной чертой спектров струнных смычковых инструментов и, в частности скрипки, является наличие в них почти одинаковых по интенсивности первых восьми-девяти составляющих колебаний, величины которых медленно убывают с ростом их порядкового номера.
На рис. 5 приведены временная функция и спектр гласного «и» певческого голоса. В отличие от спектра скрипки, в котором амплитуды составляющих тонов спадают почти равномерно, амплитуды спектральных составляющих гласного звука - это хорошо видно - подчиняются другому закону. Вокруг частот 200 и 3000 Гц
18.

составляющие тоны достаточно интенсивны, в других интервалах они значительно слабее: огибающая спектра имеет два четких максимума. Для различных гласных эти максимумы находятся на разных частотах и называются формантами.
Даже однотонные звуки, которые мы слышим в повседневной жизни, непостоянны по амплитуде и частоте. Если периодически изменяются амплитуды звукового давления (амплитудная модуляция), то это придает звуку характерную «тремолирующую» окраску. Например, свистки регулировщиков уличного движения, спортивных судей издают тоны с частотой от 1 до 2 кГц. Но в зависимости от интенсивности потока вдуваемого воздуха эти тоны с помощью маленьких шариков меняют свою амплитуду с частотами примерно от 5 до 25 Гц. А при постоянной амплитуде быстроменяющаяся частота основного тона (частотная модуляция) на слух воспринимается как вибрато. При скрипичной игре основной тон может быстро, с частотой около 3 Гц, периодически меняться, то увеличиваясь, то уменьшаясь в пределах: + 10 Гц. И в том и в другом случае спектры натуральных звучаний музыкальных инструментов обогащаются новыми частотными составляющими, влияющими на тембр.
19.
В музыке часто звучат два тона с почти одинаковыми уровнями и частотами. На слух они воспринимаются как один тон. Однако из-за небольшого различия частот фазы тонов постоянно смещаются относительно друг друга. В моменты, когда они совпадают, громкость увеличивается; когда фазы расходятся, громкость становится слабее. Поэтому и воспринимаемый слухом суммарный тон периодически меняет громкость. Этот очень характерный эффект называется биениями. Конструкторы органов используют этот эффект для оживления звуков инструмента, устанавливая в нем дополнительный регистр, который отличается на несколько гeрц от строя других регистров и поэтому создает биения (унисонное звучание).
И наконец, звуки почти всех музыкальных инструментов сопровождаются так называемыми узкополосными шумами. Шумами в акустике называют звуки, имеющие непрерывный спектр, в отличие от синусоидальных тонов и созвучий, у которых спектры дискретны. Например, играя на флейте, музыкант возбуждает не только периодический музыкальный тон, но и шум от вдувания воздуха. Из этого шума флейта, как акустический резонатор, выделяет узкую полосу вблизи основного тона. Этот узкополосный шум смешивается с основным тоном, благодаря чему звук флейты приобретает присущую ему выразительность. Такие же шумы возникают при игре на смычковых инструментах, а также в речи и пении. На рис. 5 их можно заметить по незначительным различиям колебаний в разные периоды. Спектр при этом расширяется, интервалы между его отдельными составляющими также заполняются.
Итак, слушая музыку, мы воспринимаем не только громкость и высоту звука, но и нечто такое, что отличает звук от чистого тона. Этот признак - тембр. И если ощущение громкости или высоты имеет однозначные признаки, характеризующие данный звук: громче - тише или выше - ниже, то у тембра, напротив, бесчисленное множество характеристик, соответствующих многообразию состава тонов, которые образуют созвучие. Ни в одном языке мира, а также в научной и инженерной терминологии нет таких слов, которыми можно было бы точно охарактеризовать такие понятия, как, например, тембр скрипки или тембр голоса певца. Здесь часто прибегают к метафорам типа «жесткий тембр», «бархатистый тембр», «глухой тембр» и т.п.
Объяснение причин такого многообразия тембров различных инструментов и человеческих голосов не будет исчерпывающим, если не затронуть процессы возникновения и нарастания звуков
20.
при их извлечении или затухании. Дело в том, что любой звук возникает и устанавливается на каком-то определенном «стационарном» уровне не мгновенно и затухает он также постепенно, за определенный промежуток времени. Процессы нарастания звука до какого-то установившегося, стационарного режима и его затухания называают нестационарнымu процессамu. От продолжительности нарастания «атаки») и затухания звука, а также от формы огибающей нестационарных процессов существенно зависит окраска звука, его тембр. А это, в свою очередь, определяется конструкцией инструмента, а также способом звукоизвлечения (скольжения смычка, щипка или удара молоточка по струнам, возбуждения колебаний столба воздуха, вдуваемого в корпус духового инструмента и т.п.).






