Как указывалось, натуральные звуки, с которыми мы сталкиваемся в жизни, практически никогда не бывают чистыми синусоидальными тонами, а являются созвучиями. Это означает, что источник вместе с основным колебанием излучает волны с частотами в 2, 3, 4, 5 раз и т.д. большими основной частоты. По принятой в музыкальной акустике терминологии эти колебания называются соответственно основным тоном и обертонами: l-м, 2-м, 3-м, 4-мИ Т.д. (В физике, хочу сразу оговориться, используется иная терминология: основной тон называют l-й гармоникой, а обертоны, начиная с первого - высшими гармониками: 2-й, 3-й, 4-й по порядку.) Основной тон определяет высоту звука, обертоны, накладываясь в определенных соотношениях, придают звуку специфическую окраску, или, иными словами, присущий данному источнику тембр. Распределение элементарных тонов созвучия по частотам может не подчиняться какому-либо простому закону. Характерный пример - звук колокола. Но в большинстве случае в под определением «созвучие» мы понимаем комбинацию основного тона с более или менее интенсивными естественными обертонами. От чистого тона созвучие отличается тем, что его временная функция не является синусоидальной.
|
|
Рассмотрим временную функцию созвучия скрипки (рис. 5,l а). Распознать по графику основной тон колебания очень трудно. Ничего не говорит он и о частотном составе созвучия. Для этого следует представить данное колебание в иной плоскости, в виде спектральной характеристики, разложив его в так называемый гармонический ряд Фурье. По оси частот в виде вертикальных отрезков откладываются уровни колебаний, составляющих созвучие. Спектр созвучия скрипки соответствует приведенной временной функции(рис. 5.16). Характерной чертой спектров струнных смычковых инструментов и, в частности скрипки, является наличие в них почти одинаковых по интенсивности первых восьми-девяти составляющих колебаний, величины которых медленно убывают с ростом их порядкового номера.
На рис. 5 приведены временная функция и спектр гласного «и» певческого голоса. В отличие от спектра скрипки, в котором амплитуды составляющих тонов спадают почти равномерно, амплитуды спектральных составляющих гласного звука - это хорошо видно - подчиняются другому закону. Вокруг частот 200 и 3000 Гц
18.
составляющие тоны достаточно интенсивны, в других интервалах они значительно слабее: огибающая спектра имеет два четких максимума. Для различных гласных эти максимумы находятся на разных частотах и называются формантами.
Даже однотонные звуки, которые мы слышим в повседневной жизни, непостоянны по амплитуде и частоте. Если периодически изменяются амплитуды звукового давления (амплитудная модуляция), то это придает звуку характерную «тремолирующую» окраску. Например, свистки регулировщиков уличного движения, спортивных судей издают тоны с частотой от 1 до 2 кГц. Но в зависимости от интенсивности потока вдуваемого воздуха эти тоны с помощью маленьких шариков меняют свою амплитуду с частотами примерно от 5 до 25 Гц. А при постоянной амплитуде быстроменяющаяся частота основного тона (частотная модуляция) на слух воспринимается как вибрато. При скрипичной игре основной тон может быстро, с частотой около 3 Гц, периодически меняться, то увеличиваясь, то уменьшаясь в пределах: + 10 Гц. И в том и в другом случае спектры натуральных звучаний музыкальных инструментов обогащаются новыми частотными составляющими, влияющими на тембр.
|
|
19.
В музыке часто звучат два тона с почти одинаковыми уровнями и частотами. На слух они воспринимаются как один тон. Однако из-за небольшого различия частот фазы тонов постоянно смещаются относительно друг друга. В моменты, когда они совпадают, громкость увеличивается; когда фазы расходятся, громкость становится слабее. Поэтому и воспринимаемый слухом суммарный тон периодически меняет громкость. Этот очень характерный эффект называется биениями. Конструкторы органов используют этот эффект для оживления звуков инструмента, устанавливая в нем дополнительный регистр, который отличается на несколько гeрц от строя других регистров и поэтому создает биения (унисонное звучание).
И наконец, звуки почти всех музыкальных инструментов сопровождаются так называемыми узкополосными шумами. Шумами в акустике называют звуки, имеющие непрерывный спектр, в отличие от синусоидальных тонов и созвучий, у которых спектры дискретны. Например, играя на флейте, музыкант возбуждает не только периодический музыкальный тон, но и шум от вдувания воздуха. Из этого шума флейта, как акустический резонатор, выделяет узкую полосу вблизи основного тона. Этот узкополосный шум смешивается с основным тоном, благодаря чему звук флейты приобретает присущую ему выразительность. Такие же шумы возникают при игре на смычковых инструментах, а также в речи и пении. На рис. 5 их можно заметить по незначительным различиям колебаний в разные периоды. Спектр при этом расширяется, интервалы между его отдельными составляющими также заполняются.
Итак, слушая музыку, мы воспринимаем не только громкость и высоту звука, но и нечто такое, что отличает звук от чистого тона. Этот признак - тембр. И если ощущение громкости или высоты имеет однозначные признаки, характеризующие данный звук: громче - тише или выше - ниже, то у тембра, напротив, бесчисленное множество характеристик, соответствующих многообразию состава тонов, которые образуют созвучие. Ни в одном языке мира, а также в научной и инженерной терминологии нет таких слов, которыми можно было бы точно охарактеризовать такие понятия, как, например, тембр скрипки или тембр голоса певца. Здесь часто прибегают к метафорам типа «жесткий тембр», «бархатистый тембр», «глухой тембр» и т.п.
Объяснение причин такого многообразия тембров различных инструментов и человеческих голосов не будет исчерпывающим, если не затронуть процессы возникновения и нарастания звуков
20.
при их извлечении или затухании. Дело в том, что любой звук возникает и устанавливается на каком-то определенном «стационарном» уровне не мгновенно и затухает он также постепенно, за определенный промежуток времени. Процессы нарастания звука до какого-то установившегося, стационарного режима и его затухания называают нестационарнымu процессамu. От продолжительности нарастания «атаки») и затухания звука, а также от формы огибающей нестационарных процессов существенно зависит окраска звука, его тембр. А это, в свою очередь, определяется конструкцией инструмента, а также способом звукоизвлечения (скольжения смычка, щипка или удара молоточка по струнам, возбуждения колебаний столба воздуха, вдуваемого в корпус духового инструмента и т.п.).
|
|