Одинцова Татьяна
Анализ пьесы А. Арбузова «Таня»
Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.
Действие пьесы происходит в 30-е годы. Это время общего трудового подъема, высокого престижа науки и образования, активного освоения женщинами мужских профессий, участия их в общественной жизни. Большинство героев пьесы (Герман, Шаманова, Дуся, Игнатов и др.) как раз идут в ногу со временем: участвуют в важных научных разработках, внедряют их в производство, руководят коллективом или, как Дуся, готовятся ко всему этому на студенческой скамье. Таня же- полная противоположность всему, скорее всего Арбузов изобразил ее чудачкой для того, чтобы более ярко отобразить изменения Тани в финале пьесы.
II. Жанр. Характеристика жанра.
Психологическая драма. Психологическая драма показывает конфликт личности и общества через призму человеческих эмоций и переживаний. На первый план выступает внутренний мир героев, формирующий их поступки и действия.
|
|
III. Определить тему и идею произведения
а) Главная тема и ее «носители» (герой и герои произведения); ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения;
Главная тема
Тяжелый путь женщины от заточения в мнимой «клетке» до «вылета» на свободу
Носители
Таня.
Ключевые Эпизоды
Картина 2, картина 7
б) побочные темы и их «носители» (второстепенные персонажи произведения);
Побочные темы:
1 Безумная любовь Тани
Носители:
Герман. Шаманова Мария.
2 Жизнь в условиях Севера
Хозяйка зимовья.
Васин.
Башняк.
«Фурманов».
«Чапаев».
«Матрос».
Вихрастый парнишка.
Парень.
В) основная идея произведения, авторская идея.
«Кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.»
Ж. Лабрюиер
Идея, как угол зрения автора на тему произведения.
«Чайник терпения» Тани «вскипел» и она вырвалась на свободу для того, чтобы начать жить так, как хочет она.
Основные персонажи «выразители» идеи;
Таня, Герман, Шаманова, Дуся.
г) идеи побочных линий действия. Как они связаны с основной идеей. какие побочные линии действия «работают» на основную идею, какие разрабатываются автором как «философское размышление»;
1 Жертвенная любовь-не любовь, а безумие.
2 Жизнь на Севере приносит счастье.
1 работает на основную идею, 2 как философское размышление: Арбузов часто в своих произведениях отправлял своих персонажей на Север, т.к считал его достаточно романтичными местом, где можно найти свое место в жизни и счастье.
Д) смысл названия пьесы.
Все внимание драматурга направлено на исследование характера главной героини – Тани Рябининой.
|
|
Событийно-действенный ряд произведения
а) определить исходное, основное и главное события;
Исходное: Знакомство Татьяны с Германом. Татьяна бросает университет
Основное: знакомство с Шамановой
Главное: Таня осознает что она должна жить так как хочет она, живя с человеком, который ее поддерживает и занимаясь любимым делом.
Б) определить основной драматический узел, его суть.
Таня уходит от Германа узнав об измене.
Из какой интриги (ее содержание)
«вырастает» драматический узел;
Таня случайно слышит разговор Германа с Шамановой, в котором Герман признается в любви Марии.
в) событийно-действенный ряд главной линии действия –главный герой или герои.
1. Таня бросает университет;
2. Выходит замуж за Германа;
3. Работает над чертежами за него;
4. Находит вороненка, выхаживает;
5. Герман знакомит ее с Шамановой, Таня, как ребенок у которого отбирают любимую игрушку, хамит;
6. Таня, под давлением Германа выпускает ворона;
7. Таня узнает о своей беременности;
8. Таня случайно слышит разговор Шамановой и Германа, из которого узнает, что Герман любит Шаманову;
9. Таня уезжает на съемную квартиру на окраине города;
10. Таня корректирует чертежи других инженеров, этим и зарабатывает на жизнь;
11. Заболел сын, Таня пытается его спасти самостоятельно;
12. Сын умирает.
13. Таня переезжает на север, работает врачом;
14. Знакомится с Игнатьевым;
15. Находится в одном доме с Германом, но не пересекается с ним;
16. Из-за страха Тани (она не провела операцию пациентке, а повезла ее в центр) умирает инженер.Таня снова в себя не верит;
17. Игнатов убеждает ее, что она не виновата, раздается звонок, Таню вызывают к больному ребенку. Она долго сомневается, но Игнатов и совесть убеждают Таню пойти;
18. Таня попадает в метель и еле живую ее доставляют на базу, где она и встречается с Шамановой- матерью того самого больного ребенка;
19. Таня вылечила Юрика;
20. Встретилась с Германом, приехавшим из Московской командировки;
21. Получила подарок (огурец- новейшую технологию) от «актеров»;
22. Игнатьев забирает Таню и они уезжают на машине домой.
Линия действия обеих сторон конфликта.
Конфликт в данной пьесе внутренний:Страхи Тани и ее желание заниматься тем, что нравиться, делать то, что ей хочется.
г ) событийно-действенные ряды побочных линий действия.
Побочной линией является жертвенная любовь Тани к Герману:
1. Таня бросает университет;
2. Отказывается от друзей;
3. Терпит все неудобства;
4. Узнает об измене;
5. Уходит, но продолжает любить (уходит для того, чтобы он был счастлив с той, которую полюбил);
6. Называет сына так, как хотел Герман;
7. Отказывает в корректировке чертежей потенциальному конкуренту Германа;
8. После смерти сына уезжает на север в надежде встретить там Германа;
9. Встречает его и не говорит о том, что родила ребенка и он умер, боясь, что Герман будет переживать и чувствовать свою вину.
Определить точки пересечения действия с основной линией;
Состояние и поступки Тани напрямую зависят от присутствия Германа в ее жизни, или напоминания о нем.
д ) определить перипетии основной и второстепенных линий действия;
Таня:
Узнала об измене;
смерть ребенка;
жизнь на севере;
знакомство с Игнатовым;
смерть инженера;
метель;
встреча с Германом и его сыном.
е ) определить мотивировки поступков (действий) персонажей.
1 Измена мужа
2 смерть ребенка
3 смерть инженера.
ж) событийно-действенном ряде найти события, происходящие за пределами пьесы (сцены), но влияющее на развитие действия;
1. Таня бросает мединститут;
2. Находит вороненка;
3. Измена Германа;
4. Жизнь Тани на съемной квартире;
5. Определение диагноза сына;
6. Год жизни на севере, возвращение ко врачебному делу;
|
|
7. Смерть инженера Фиры;
8. Рождение сына у Германа и Шамановой;
9. Метель, в которую попадает Таня;
10. Лечение сына Германа.
з ) какие «случайности» влияют на развитие действия;
1. Таня слышит разговор Германа с Шамановой
2. К ней за корректировками чертежей приходит конкурент Германа
3. Таня не записала лекцию в мединституте о болезни, от которой умирает ее ребенок;
4. Придя в дом Оленьки, Таня знакомится с Игнатьевым;
5. Ребенок, которого Тане поручили вылечить оказывается сыном ее мужа- Юриком.