В) событийно-действенный ряд главной линии действия –главный герой или герои

Одинцова Татьяна

Анализ пьесы А. Арбузова «Таня»

Дать характеристику времени создания произведения, история замысла, краткая характеристика эпохи.

Действие пьесы происходит в 30-е годы. Это время общего трудового подъема, высокого престижа науки и образования, активного освоения женщинами мужских профессий, участия их в общественной жизни. Большинство героев пьесы (Герман, Шаманова, Дуся, Игнатов и др.) как раз идут в ногу со временем: участвуют в важных научных разработках, внедряют их в производство, руководят коллективом или, как Дуся, готовятся ко всему этому на студенческой скамье. Таня же- полная противоположность всему, скорее всего Арбузов изобразил ее чудачкой для того, чтобы более ярко отобразить изменения Тани в финале пьесы.

II. Жанр. Характеристика жанра.

Психологическая драма. Психологическая драма показывает конфликт личности и общества через призму человеческих эмоций и переживаний. На первый план выступает внутренний мир героев, формирующий их поступки и действия.

III. Определить тему и идею произведения

а) Главная тема и ее «носители» (герой и герои произведения); ключевые эпизоды (сцены, явления), помогающие раскрыть тематику произведения;

Главная тема

Тяжелый путь женщины от заточения в мнимой «клетке» до «вылета» на свободу

Носители

Таня.

Ключевые Эпизоды

Картина 2, картина 7

б) побочные темы и их «носители» (второстепенные персонажи произведения);

Побочные темы:

1 Безумная любовь Тани

Носители: 

Герман. Шаманова Мария.

2 Жизнь в условиях Севера

Хозяйка зимовья.

Васин.

Башняк.

«Фурманов».

«Чапаев».

«Матрос».

Вихрастый парнишка.

Парень.

 

В) основная идея произведения, авторская идея.

«Кто терпеливо готовится в путь, тот непременно приходит к цели.»

Ж. Лабрюиер

 Идея, как угол зрения автора на тему произведения.

«Чайник терпения» Тани «вскипел» и она вырвалась на свободу для того, чтобы начать жить так, как хочет она.

Основные персонажи «выразители» идеи;

Таня, Герман, Шаманова, Дуся.

г) идеи побочных линий действия. Как они связаны с основной идеей. какие побочные линии действия «работают» на основную идею, какие разрабатываются автором как «философское размышление»;

1 Жертвенная любовь-не любовь, а безумие.

2 Жизнь на Севере приносит счастье.

1 работает на основную идею, 2 как философское размышление: Арбузов часто в своих произведениях отправлял своих персонажей на Север, т.к считал его достаточно романтичными местом, где можно найти свое место в жизни и счастье.

Д) смысл названия пьесы.

Все внимание драматурга направлено на исследование характера главной героини – Тани Рябининой.

 Событийно-действенный ряд произведения

а) определить исходное, основное и главное события;

Исходное: Знакомство Татьяны с Германом. Татьяна бросает университет

Основное: знакомство с Шамановой

Главное: Таня осознает что она должна жить так как хочет она, живя с человеком, который ее поддерживает и занимаясь любимым делом.

Б) определить основной драматический узел, его суть.

Таня уходит от Германа узнав об измене.

Из какой интриги (ее содержание)

«вырастает» драматический узел;

Таня случайно слышит разговор Германа с Шамановой, в котором Герман признается в любви Марии.

в) событийно-действенный ряд главной линии действия –главный герой или герои.

1. Таня бросает университет;

2. Выходит замуж за Германа;

3. Работает над чертежами за него;

4. Находит вороненка, выхаживает;

5. Герман знакомит ее с Шамановой, Таня, как ребенок у которого отбирают любимую игрушку, хамит;

6. Таня, под давлением Германа выпускает ворона;

7. Таня узнает о своей беременности;

8. Таня случайно слышит разговор Шамановой и Германа, из которого узнает, что Герман любит Шаманову;

9. Таня уезжает на съемную квартиру на окраине города;

10. Таня корректирует чертежи других инженеров, этим и зарабатывает на жизнь;

11. Заболел сын, Таня пытается его спасти самостоятельно;

12. Сын умирает.

13. Таня переезжает на север, работает врачом;

14. Знакомится с Игнатьевым;

15. Находится в одном доме с Германом, но не пересекается с ним;

16. Из-за страха Тани (она не провела операцию пациентке, а повезла ее в центр) умирает инженер.Таня снова в себя не верит;

17. Игнатов убеждает ее, что она не виновата, раздается звонок, Таню вызывают к больному ребенку. Она долго сомневается, но Игнатов и совесть убеждают Таню пойти;

18. Таня попадает в метель и еле живую ее доставляют на базу, где она и встречается с Шамановой- матерью того самого больного ребенка;

19. Таня вылечила Юрика;

20. Встретилась с Германом, приехавшим из Московской командировки;

21. Получила подарок (огурец- новейшую технологию) от «актеров»;

22. Игнатьев забирает Таню и они уезжают на машине домой.

Линия действия обеих сторон конфликта.

Конфликт в данной пьесе внутренний:Страхи Тани и ее желание заниматься тем, что нравиться, делать то, что ей хочется.

г ) событийно-действенные ряды побочных линий действия.

Побочной линией является жертвенная любовь Тани к Герману:

1. Таня бросает университет;

2. Отказывается от друзей;

3. Терпит все неудобства;

4. Узнает об измене;

5. Уходит, но продолжает любить (уходит для того, чтобы он был счастлив с той, которую полюбил);

6. Называет сына так, как хотел Герман;

7. Отказывает в корректировке чертежей потенциальному конкуренту Германа;

8. После смерти сына уезжает на север в надежде встретить там Германа;

9. Встречает его и не говорит о том, что родила ребенка и он умер, боясь, что Герман будет переживать и чувствовать свою вину.

 Определить точки пересечения действия с основной линией;

Состояние и поступки Тани напрямую зависят от присутствия Германа в ее жизни, или напоминания о нем.

д ) определить перипетии основной и второстепенных линий действия;

Таня:

Узнала об измене;

смерть ребенка;

жизнь на севере;

знакомство с Игнатовым;

смерть инженера;

метель;

встреча с Германом и его сыном.

е ) определить мотивировки поступков (действий) персонажей.

1 Измена мужа

2 смерть ребенка

3 смерть инженера.

ж) событийно-действенном ряде найти события, происходящие за пределами пьесы (сцены), но влияющее на развитие действия;

1. Таня бросает мединститут;

2. Находит вороненка;

3. Измена Германа;

4. Жизнь Тани на съемной квартире;

5. Определение диагноза сына;

6. Год жизни на севере, возвращение ко врачебному делу;

7. Смерть инженера Фиры;

8. Рождение сына у Германа и Шамановой;

9. Метель, в которую попадает Таня;

10. Лечение сына Германа.

з ) какие «случайности» влияют на развитие действия;

1. Таня слышит разговор Германа с Шамановой

2. К ней за корректировками чертежей приходит конкурент Германа

3. Таня не записала лекцию в мединституте о болезни, от которой умирает ее ребенок;

4. Придя в дом Оленьки, Таня знакомится с Игнатьевым;

5. Ребенок, которого Тане поручили вылечить оказывается сыном ее мужа- Юриком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: