И) «стихийные бедствия» и другие (вмешательство «высших сил» события, влияющие на событийно-действенный ряд пьесы

1. Болезнь ребенка Тани;

2.Метель.

 

 

Конфликт в произведении драматургии.

а) определить основной конфликт и предмет борьбы;

Конфликт Тани- трусихи, живущей ради других и Тани- четко знающей чего хочет и живущей так как хочет того она; Предмет борьбы: уверенность в себе.

б) конфликт основной линии действия –главный конфликт;

Конфликт Тани- трусихи, живущей ради других и Тани- четко знающей чего хочет и живущей так как хочет того она;

В) конфликты в побочных линиях действия.

Шаманова и Таня

Найти общее с основным конфликтом и особенное (предмет борьбы) для каждой линии действия;

Предмет борьбы: внимание Германа.

Г) определить вид конфликта, изображаемого в пьесе

Герой- среда; герой с самим собой;

 определить тип конфликта (можно по главным персонажам):

конфликт-казус

 Композиция драматического произведения

1. Сюжет

Таня всю свою жизнь посветила мужу, талантливому и знаменитому конструктору Герману. Ради него она оставила университет и свою карьеру, и все свое свободное время помогает мужу, изготовляет чертежи, ищет для него потенциальных клиентов, одновременно создавая домашний уют вокруг мужчины. В глазах окружающих она слабая и чудаковатая дама, для которой любовь, это – полное растворение в своем муже.

Правда в один момент все изменяется, когда однажды вечером Таня подслушивает разговор своего мужа с его коллегой по работе – Марией Шамановой. Герман со всей страстью и пылкостью признается в любви девушке, говорит, что ему все равно на окружающих и на свою жену. Услышав это, Таня решает сбежать из дома. Она долго бродит по парку Сокольников, где и принимает решение о том, чтобы оставить мужа, и дать ему право жить своей жизнью.

Вскоре Таня поняла что она беременна, но несмотря на этот факт она решила ни возвращаться домой. Она живет на съемной квартире и зарабатывает корректировкой чертежей. Все идет хорошо, но внезапно ее ребенок заболел и вскоре скончался.

Спустя год читатели видят Таню успешным доктором на приисках в Сибири. Она приходит в гостиицу, где знакомится с Игнатьевым.

Таня все еще не верит в себя и из-за этого умирает человек. Таня раздавлена, но Игнатьев доказывает, что она –хороший доктор. Таню вызывают на другой прииск, где заболел ребенок. Несмотря на метель она идет на помощь, теряет сознание, ее приносят в прииск, где она встречается с Шамановой. Лечит ребенка. Встречается с Германом. Приезжает Игнатьев и забирает Таню домой.

Фабула выбранного произведения.

1. Таня бросает университет;

2. Выходит замуж за Германа;

3. Работает над чертежами за него;

4. Находит вороненка, выхаживает;

5. Герман знакомит ее с Шамановой, Таня, как ребенок у которого отбирают любимую игрушку, хамит;

6. Таня, под давлением Германа выпускает ворона;

7. Таня узнает о своей беременности;

8. Таня случайно слышит разговор Шамановой и Германа, из которого узнает, что Герман любит Шаманову;

9. Таня уезжает на съемную квартиру на окраине города;

10. Таня корректирует чертежи других инженеров, этим и зарабатывает на жизнь;

11. Заболел сын, Таня пытается его спасти самостоятельно;

12. Сын умирает.

13. Таня переезжает на север, работает врачом;

14. Знакомится с Игнатьевым;

15. Находится в одном доме с Германом, но не пересекается с ним;

16. Из-за страха Тани (она не провела операцию пациентке, а повезла ее в центр) умирает инженер.Таня снова в себя не верит;

17. Игнатов убеждает ее, что она не виновата, раздается звонок, Таню вызывают к больному ребенку. Она долго сомневается, но Игнатов и совесть убеждают Таню пойти;

18. Таня попадает в метель и еле живую ее доставляют на базу, где она и встречается с Шамановой- матерью того самого больного ребенка;

19. Таня вылечила Юрика;

20. Встретилась с Германом, приехавшим из Московской командировки;

21. Получила подарок (огурец- новейшую технологию) от «актеров»;

22. Игнатьев забирает Таню и они уезжают на машине домой.

Реализация сюжета в композиции произведения

Пролог

Экспозиция: Будни Тани и Германа

Завязка: Знакомство с Шамановой

Развитие действий: освобождение Вороненка, раскрытие измены Германа. Уход Тани. Новость о беременности. Смерть ребенка. Знакомство с Игнатьевым

Кульминация: метель. (Таня попадает в метель во время того, как идет спасать ребенка из прииска «Роза». Таня знала о метели, хотела остаться, но совесть замучала. Во время метели она теряет сознание.

Развязка: Спасение ребенка. Встреча с Германом. Таня снова встречается с Шамановой и Германом, но теперь она ничего к нему не чувствует. Она уверена в себе и мудра. Детская жизнь оказалась для нее дороже обид и любви.

3

Главная тема

Тяжелый путь женщины от заточения в мнимой «клетке» до «вылета» на свободу.

 Автор реализует тему завуалировано, в образах: чайник вскипел, освобождение ворона. Идею произведения автор также не показывает наглядно, ее нужно понять. На пути Тани должны были повстречаться те люди и те проблемы, которые бы помогли ей стать настоящей Тане: сильной женщиной, которая знает чего она хочет в жизни.

Жанр произведения – психологическая драма. Особенность жанра в том, что в произведении раскрывается внутренне (психологическое) состояние человека. Раскрытие темы и идеи жанру произведения соответствуют.

Композиция произведения способствует достаточно четкому раскрытию темы и идеи произведения. Но хотелось бы более подробно увидеть достижение целей Тане, а именно: увидеть что происходило с Таней за год в Сибири, а также за период времени с момента ее ухода от Германа до рождения ребенка.

На примере пьесы (утвержденной преподавателем) изучить её текст, сделать аналитический стилевой разбор:

 

- жанр (поджанр), - драма, психологическая драма.

краткая характеристика;

Психологическая драма показывает конфликт личности и общества через призму человеческих эмоций и переживаний. На первый план выступает внутренний мир героев, формирующий их поступки и действия.

 

- порядок подачи текста автором – проза

 

 -деление текста- части, картины.

 

- характеристика диалогов (речь 2-3 персонажей);

 

В пьесе используется бытовая лексика,присущая 30м годам 20 века, иногда используются научные термины.

 

 

Герман (возвращается). Куда же ты? А как же чай?

 

Таня. Чайник в кухне, он, кажется, вскипел… А мне надо к портнихе… на минутку.

 

Герман. Ты скоро?

 

Таня. Да… мне близко. (Не выдержав, подбегает к нему, крепко обнимает.)

 

Герман. Что ты?

 

Таня. Ты хороший, да, Герман?… Ты хороший… Скажи, что ты хороший, ну, скажи — «я хороший».

 

Герман (улыбаясь). Я плохой.

 

Таня. Нет, нет, хороший. И пусть тебе будет хорошо. (Улыбаясь, смотрит на него.) Ты ведь помнишь: надо заплатить за прокат пианино… мы задолжали… (Идет к двери.)

 

Герман. Таня!

 

Таня (остановилась). А?

 

Герман. Купи мне папирос. У тебя есть деньги?

 

Таня молчит.

 

Вот, возьми… (Протягивает ей деньги.)

 

Таня. Хорошо...»

...

«..Михей (торжественно). Братцы геологи! Неукротимые энтузиасты! Люди тридцатых годов! Мощные дубы Горного института, ныне разведчики и инженеры! Три года назад мы простились с институтом, простились друг с другом. Умудренные опытом учебы и одержимые страстью познания земных недр, мы пустились в великое кочевье. Прошло три года, и сегодня, в день Первого мая, мы собрались сюда, чтобы приветствовать героя нашего содружества — Германа Балашова!

 

Возгласы. Герман, встань! Явись народу.

 

Герман встает.

 

Михей. Три дня назад закончились последние испытания его электрической драги, и мы победили. Вот стоит он перед нами, наш уважаемый друг и конструктор. Мы пьем этот бокал за его талант, за наш институт и за нашего любимого декана! Ура!

 

Шум, звон бокалов. Туш на пианино и балалайке.

 

Возгласы. Ну и Михей! Оказывается, на Алдане умеют говорить речи!..

 

Михей. На Алдане умеют еще и выполнять план, что не всегда случается с некоторыми казахстанцами...»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: