К началу XX века Академия наук Российской империи пришла с развитой системой научных учреждений. Русская наука выдвинулась на передовые рубежи мировой науки. Университеты с богатыми лабораториями, высококвалифицированной профессурой являлись основными центрами развития отечественной науки, всероссийские съезды ученых (по определенным специальностям) служили главным средством консолидации научных сил страны. АН России расширила свою издательскую деятельность, выпускались многочисленные академические журналы.
В стране успешно развивались фундаментальные науки, которые имели ряд талантливых, гениальных представителей, сделавших открытия в разных научных областях: в физике (П.Н. Лебедев), химии (Д.И. Менделеев), сейсмологии (Б.Б. Голицын), биологии и патологии (И.И. Мечников), физиологии растений (К.А. Тимирязев), геологии (А.П. Карпинский), гидро- и аэродинамике (Н.Е. Жуковский), аэро- и ракетодинамике (К.Э. Циолковский) и в других. В биологии и аэродинамике русские ученые занимали лидирующее место в мировой науке.
|
|
Положительным фактором в развитии отечественной науки являлся ее обмен открытиями и достижениями с мировой наукой, свободное общение с ее творцами. Русские ученые и инженеры имели возможность длительно стажироваться и преподавать в институтах и университетах Германии, Франции, Англии, других стран Европы, публиковать свои работы в иностранных научных журналах. Все это делало русскую науку неотъемлемой частью мировой науки, способствовало включению ее результатов в общее русло мирового научного прогресса. В предвоенные годы и в годы Первой мировой войны правительство, а также частный капитал выделяли значительные средства для научных исследований. Но эта стимулирующая ситуация была разрушена в результате Октябрьской революции, гражданской войны и эмиграции ученых.
Во все времена эмиграцию порождал конфликт личности с обществом (религиозный, идеологический, социально-экономический; нравственный и т.д.). Являясь носителями истинных духовных и культурных ценностей, большая часть научной интеллигенции вступила в конфликт с большевистским правительством сразу же после Октябрьской революции. В силу разных взглядов, идеалов, пристрастий научный мир России раскололся на соглашателей, идеалистов, конформистов, реформаторов, оппозиционеров, реакционеров и прочих. Трагедия раскола отразилась на судьбах ученых, общественных деятелей, сделавших свой выбор на переломе российской истории.
За рубежом добровольно или принудительно оказалась ценнейшая плеяда русских ученых, блестящих специалистов в разных областях науки. Кратко рассмотрим их жизнь и научную деятельность, в том числе в эмиграционный период. К сожалению, в Большой Советской энциклопедии не нашлось места, чтобы запечатлеть в памяти россиян имена выдающихся ученых-эмигрантов. Да и советские ученые старались (чаще не по своей воле) не упоминать имен зарубежных соотечественников, на которых коммунистическая идеология наложила табу как на "реакционные элементы", за исключением небольшого числа имен "маловредных" ученых, которые введены в БСЭ.
|
|
КОНДАКОВ ИВАН ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Выдающийся русский ученый, химик-органик, ученик A.M. Бутлерова. Родился 26 сентября (8 октября) 1857 г. в г. Вилюйске, умер 14 октября 1931 г. в Эльве, близ Тарту. В 1884 г. окончил Петербургский университет. В 1888-1895 гг. преподавал физиологическую и общую химию в Варшавском университете, с 1895 г. - профессор Юрьевского университета.
В 1918 г. Кондаков переехал в Прагу, где работал в университете, позднее возвратился в Тарту. В 1894 г. он описал новую каталитическую реакцию хлористого цинка с непредельными углеводородами алифатического ряда. Результаты этих исследований Кондакова получили применение в нефтяной и химической промышленности. В 1899 г. Иван Лаврентьевич разработал метод получения гомолога изопрена - диметилбутадиена, и доказал, что этот углеводород так же, как и изопрен, способен под воздействием света и некоторых веществ полимеризоваться, т.е. превращаться в высокомолекулярное каучукоподобное вещество. Это открытие принесло ему всемирную известность.
Кондаков впервые наблюдал, что металлический натрий вызывает полимеризацию диметилбутадиена. Работы Кондакова легли в основу получения синтетического каучука, по которому Германия выработала в конце Первой мировой войны (1918 г.) партию твердого ("Н") и мягкого ("W") каучука. Применение металлического натрия в качестве катализатора реакции полимеризации было осуществлено советским ученым С.В. Лебедевым в разработанном им способе крупнозаводского синтеза натрий-дивинилового каучука. Также Кондаков автор работ по биохимии и фармации.
ИПАТЬЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1867-1952 гг.). Известный русский химик-органик В.Н. Ипатьев родился 9 (21) ноября 1867 г. в Москве. С 1916 по 1936 годы он академик сначала Российской, затем Академии наук СССР.
В 1892 г. Ипатьев окончил Михайловскую артиллерийскую академию в Петербурге, с 1900 г. становится профессором этой же академии. В 1918-1927 годах работал в АН СССР, в ВСНХ и в основанном им научно-исследовательском химическом институте высоких давлений. В 1927 г. он был послан в заграничную командировку, из которой не вернулся. Работы Ипатьева в области химии, известные за рубежом, открыли ему широкую дорогу в научный мир Запада.
С 1930 г. Владимир Ипатьев работал в США (фирма "Юниверсал ойл продикте компани"), был профессором Нортуэстернского университета в Чикаго. Он изучал действие брома на третичные спирты и открыл новые пути синтеза углеводородов ряда CnH2n-2, в частности, изопрена (1897). В 1900 г. Ипатьев начал исследования в области гетерогенного катализа при высоких давлениях и температурах, причем пользовался изобретенным им оригинальным прибором ("бомба Ипатьева"). Эти исследования имели большое значение для развития промышленного катализа, в частности, гидрогенизации жиров. Ипатьев занимался алкированием парафиновых углеводородов непредельными углеводородами с целью получения разветвленных алканов как высокооктановых компонентов моторных топлив. Умер В.Н. Ипатьев 29 декабря 1952 г. в Чикаго.
ЗВОРЫКИН ВЛАДИМИР КУЗЬМИЧ. Русский ученый-физик В.К. Зворыкин родился 30 июля 1888 г. в Муромской губернии (ныне Владимирская область). В 1912 г. окончил Петербургский технологический институт, в 1914 г. — "Коллеж де Франс" в Париже. Эмигрировал из России в 1917 г.
|
|
Настоящее место приложения своего таланта в эмиграции Зворыкин обрел в США, куда приехал в 1919 г., и здесь он поступил на работу в фирму "Вестингауз электрик" в Питсбурге. Степень доктора философии получил в 1929 г. в Питсбургском университете, степень доктора физико-математических наук в Бруклинском политехническом институте.
С 1929 г. Зворыкин работает в американской радиокорпорации, возглавляя лаборатории электроники в Камдене и Пристоне. В 1931 г. он создал первый в мире иконоскоп - передающую трубку, которая сделала возможным развитие электронных телевизионных систем. Зворыкин известен своими работами по созданию фотоэлементов электронных умножителей, микроскопов, а также электронных систем управления транспортными средствами.
С 1954 по 1962 годы Зворыкин - директор центра медицинской электроники. С 1954 г. - почетный вице-президент Американской радиокорпорации, член Американской Академии искусств и наук, Национальной Академии техники, множества других академий и научных обществ мира, многих, кроме СССР.
В мировой науке В.К. Зворыкин известен как американский инженер и изобретатель в области электроники, основоположник телевидения. Но великий ученый всегда считал себя русским и свою судьбу связывал с судьбой многострадального и дорогого ему Отечества.
ГАМОВ ГЕОРГИИ АНТОНОВИЧ (1904-1968 гг.). Выдающийся ученый-физик Георгий Гамов родился в г. Одессе 4 марта 1904 г. В 1926 г. он окончил Ленинградский университет. В 1928-1931 годах работал в Геттингене, Копенгагене, Кембридже. По возвращении в СССР Гамов в 1931-1933 годах работает в физико-технологическом институте в Ленинграде.
В 1933 г. он эмигрировал во Францию, затем уехал в Англию. В 1934 году продолжил научную деятельность в США. В 1934-1956 годах Гамов - профессор университета Джорджа Вашингтона в американской столице, с 1956 г. - профессор университета в Колорадо.
|
|
Гамов был первым в мире физиком, давшим квантовомеханическое объяснение альфа-распада. Совместно с отцом американской водородной бомбы Эдвардом Теллером он внес существенный вклад в теорию "бета-распада". В 1946 г. Георгий Гамов выдвинул гипотезу "Горячей Вселенной". Им же сделан первый в мире расчет генетического кода. Умер Георгий Антонович 19 августа 1968 г. в г. Болдер, штат Колорадо, где.и похоронен на православном кладбище.
ТИМОШЕНКО СТЕПАН ПРОКОФЬЕВИЧ (1878-1972 гг.). Известный русский ученый в области механики Тимошенко родился 11 (23) декабря 1878 г. в селе Шпотовка Сумской губернии. В 1901 г. он окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, где затем преподавал. В 1906-1913 годах Тимошенко — профессор Киевского политехнического института, в 1913-1917 годах - профессор политехнического, электротехнического институтов и института инженеров путей сообщения в Петербурге.
В декабре 1917 г. Тимошенко вернулся в Киев, где принял участие в организации Академии наук Украины и стал ее академиком в 1918 г. В 1920 г. он эмигрировал в Югославию и занял кафедру Загребского политехнического института. В 1922 г. Тимошенко переехал в США. В 1923-1927 годах состоит научным консультантом компании Вестингауз, а затем становится профессором Мичиганского (1927-1936 гг.) и Станфордского (с 1936 г.) университетов.
Особенностью многочисленных работ Тимошенко по теории упругости, сопротивлению материалов и строительной механике является постановка и решение (доведение до численных результатов) многих трудных и важных в инженерной практике задач о прочности, устойчивости и вибрации упругих тел. Весьма эффективным оказалось разработанное Тимошенко приложение вибрационного метода теории упругости к инженерным задачам.
В 1960 г. Тимошенко переехал в ФРГ. Его основные труды посвящены механике твердых деформированных тел и расчету сооружений. Он выполнил цикл работ по изгибу, кручению, колебаниям и удару стержней, по теории тонких пластин и оболочек. Тимошенко решил задачу о концентрации напряжений вблизи отверстий, произвел расчет отдельных конструкций, висячих мостов, рельсов, валов, осей, зубчатых колес и других.
Среди многих научных работ С.П. Тимошенко выделим следующие: "Проблемы вибрации в инженерной науке", двухтомное издание "Сопротивление материалов", "Теория упругости", "Теория устойчивости", "Теория пластинок и оболочек", "Статика сооружений", "История науки о сопротивлении материалов". Труды ученого неоднократно издавались в СССР. Ими пользуются ученые, инженеры, строители во всем мире. По классическому учебному пособию о сопромате занимались многие поколения студентов.
С.П. Тимошенко — заслуженный профессор Стэнфордского университета, академик многих академий мира, почетный доктор многих университетов. В 1956 г. ученый посетил Советский Союз. Умер С.П. Тимошенко в мае 1972 г. в г. Вупперталь, в ФРГ.
ВИНОГРАДСКИЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ. В истории микробиологии имя С.Н. Виноградского (1856-1953 гг.) в одном ряду с именами Л. Пастернака. И.И. Мечникова, Д.И. Ивановского. В истории экологии, почвоведения, учения о биосфере он - продолжатель дела В.В. Докучаева, П.А. Костычева и предшественник В.И. Вернадского.
Уроженец Киева, Виноградский учился на естественном отделении Петербургского университета в то время, когда там преподавали химию Д.И. Менделеев, A.M. Бутлеров и Н.А. Меншуткин, физиологию - И.М. Сеченов, ботанику - А.Н. Бекетов, минералогию и почвоведение — В.В. Докучаев и П.А. Костычев. Оставленный в университете "для подготовки к профессорскому званию" Виноградский вскоре отправился в шестилетнюю поездку по лабораториям Франции и Швейцарии. Вернувшись оттуда в 1891 г., он более 20 лет руководил в Петербурге отделом общей микробиологии. В 1903 г. Виноградский основывает Русское микробиологическое общество и становится его первым президентом. Крупнейшие открытия в микробиологии были сделаны Виноградским еще в конце прошлого века.
К моменту эмиграции (1922 г.) Виноградский уже достиг пенсионного возраста. В 1923 г. его избирают почетным членом Российской академии наук. В знаменитом Пастеровском институте для него был создан отдел агробактериологии, которым он руководил до конца своих дней. После отъезда во Францию, где Виноградский прожил треть своей долгой жизни, он никогда не был на родине.
В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на встрече глав государств и правительств по вопросам глобальной экологии обсуждались проблемы "парникового эффекта", потепления климата. Большую роль в этих процессах играют микроорганизмы - поставщики метана. Проблемы экологической микробиологии - направления, заложенного Виноградским, - занимают важное место в современном учении о биосфере, основы которого были созданы трудами младшего современника ученого - В.И. Вернадского.
ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. В 1990 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Николая Владимировича. В последнее время на Западе фигура одного из основоположников современной генетики вызывает все возрастающий интерес. Ученые обращаются к его трудам, историки - к судьбе, изобилующей поступками мужества и чести. И только на горячо любимой им Родине, которую он был вынужден покинуть, не прекращается нелепый "изобличительный" процесс. Следователи бериевского НКВД обвинили Тимофеева-Ресовского в коллаборационизме - сотрудничестве с нацистами. По этому обвинению он был арестован после войны органами НКВД и отправлен в один из лагерей ГУЛАГа.
Н.В. Тимофеев-Ресовский руководил отделением генетики Института изучения мозга в Берлин-Бухе, которое было связано с Ауэровским обществом, выполнявшим военные программы нацистов, только по общим научным интересам к биофизическим проблемам, к молекулярной биологии. Это обстоятельство побудило советские спецорганы обвинить русского ученого в связях с Ауэровским обществом, с немецким "урановым проектом", когда немцы поспешно готовили атомную бомбу, и участии ученого якобы в опытах на людях. К этому обвинению был добавлен сделанный Тимофеевым-Ресовским в 1939 г. негативный обзор о биологических институтах в Советском Союзе в период сложившейся там ситуации с генетикой в 30-х годах, когда ВКП(б) подавляла проведение основополагающих исследований в области генетики и репрессировала ведущих ученых-генетиков.
Фактически работы, проводимые отделом Тимофеева-Ресовского, относились к генетике по частной, узкой проблеме: к изучению мутаций под действием ионизирующих излучений у мух-дрозофил, что не имело ничего общего с военными усилиями и напрочь отвергало надуманные обвинения бериевских следователей.
Все коллеги ученого, работавшие с ним во время войны в Институте изучения мозга, единогласно заявляют об абсолютной непричастности Тимофеева-Ресовского к военным программам нацистов, которые велись в Ауэровском обществе и в Институте химии в Берлин-Далеме. Об этом свидетельствует и заключение комиссии Академии наук ГДР на запрос Прокуратуры СССР в 1988 г. по делу Н.В. Тимофеева-Ресовского. По отзывам коллег, Николай Владимирович был убежденным антифашистом, хотя ему и предлагали германское подданство. Он заявлял, что родился русским и не видит никаких средств "изменить этот факт". Однако русский ученый-генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский до сих пор не реабилитирован и с него не снято клеймо "изменника Родины".
ФЕОДОСИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ДОБРЖАНСКИЙ (1900-1975 гг.). В 20-е годы Ф.Г. Добржанский, несмотря на свою молодость, был уже заметной фигурой в советской генетике. Он не только стал "правой рукой" создателя первой в России кафедры генетики в Петроградском университете и ее заведующего Ю.А. Филипченко, но и после своего возвращения из США, куда был послан в 1927 г. на годичную стажировку в лабораторию создателя хромосомной теории наследственности Т.Х. Моргана, должен был возглавить исследования дрозофильной группы на этой кафедре. При благоприятных условиях она могла бы превратиться в крупнейший в Европе центр генетических исследований на дрозофиле. Но Добржанский вынужден был принять решение остаться в США, попав на родине в категорию "невозвращенцев". Его имя не упоминалось до конца 40-х годов, когда в советской центральной периодической печати он был назван "открытым врагом народа", а затем вплоть до конца советского периода упоминался лишь как американский генетик и эволюционист. Однако, став американским, он не перестал быть отечественным ученым и, по выражению одного из его корреспондентов на родине, был заочным учителем русских биологов.
В 40-х годах Добржанский сначала содействовал первым попыткам восстановления взаимодействия советских и американских генетиков и биологов, зародившегося в 20-е годы, а потом участвовал в критике "лысенковщины", затем способствовал возрождению генетики в СССР. В частности, он посылал в Советский Союз большое количество литературы как по генетике, так и по биологии в целом, вел обширную переписку и со своими прежними коллегами, и с учеными молодого поколения, прежде всего с Ю.Я. Керкисом, В.В. Алпатовым, Н.Н. Медведевым, И.И. Канаевым, Ю.И. Новоженовым, А.В. Яблоковым. Советские коллеги дважды пытались организовать его визит в СССР, но оба раза официальные власти воспрепятствовали этому.
Во многом именно на работах Ф.Г. Добржанского и его школы основывалась советская популяционная и эволюционная генетика, их использовали при чтении курсов для студентов в вузах. Добржанский неизменно назывался одним из основателей современной эволюционной теории, известной в нашей стране как синтетическая теория эволюции. Кроме того, его работы по философии биологии оказали несомненное влияние на развитие философской науки, на дискуссию о природе и предназначении человека.
БАБКИН Б.П. Профессор Б.П. Бабкин (1877-1950 гг.) был вынужден эмигрировать из России в 1922 г. В Одессе сложилась физиологическая школа, ученики которой продолжали работать в созданном им направлении до конца 60-х годов. Хотя официально имя Б.П. Бабкина не упоминалось, его идеи в области физиологии пищеварения использовались учениками физиологической школы И.П. Разенкова.
Бабкин был неизменным последователем И.П. Павлова в Канаде и Америке. В Канаде он продолжил и успешно завершил работу в области секреции пищеварительных желез, начатую им в Петербурге у И.П. Павлова в его лаборатории в ИЭМ в 1904 г.
Библиотека истории медицины Вильяма Ослера университета Мак Гилла (Монреаль) предоставила Национальному комитету физиологов России материалы о жизни и деятельности Б.П. Бабкина в Канаде. Комитет получил копии писем семьи И.П. Павлова к семье Бабкина, которые свидетельствуют о духовной близости и общности их взглядов на развитие науки. С помощью лекций, которые Бабкин читал в разных университетах Канады и Америки, он пропагандировал учение И.П. Павлова на Северо-Американском континенте.
В течение 30 лет Бабкин скрупулезно собирал материалы о своем учителе и в 1949 г. издал в Чикаго книгу "Павлов. Биография". Он мечтал и надеялся, что придет время, когда его книга сможет выйти на русском языке. Поэтому он оставил на хранение в Монреале машинописный текст книги на русском языке. Национальный комитет физиологов России в 1992 г. разработал и осуществил мемориальную программу, рассчитанную на четыре года, посвященную увековечению памяти Б.П. Бабкина в России.
РУССКИЕ УЧЕНЫЕ-МЕДИКИ. После окончания гражданской войны за рубежом оказалось много ученых-медиков и врачей, среди них наиболее крупные: гистолог А.А. Максимов, патолог В.Г. Корончевский и другие. Некоторые из них успешно продолжали свою научную деятельность в университетах и научно-исследовательских центрах Европы и Америки.
Особенно результативной была деятельность российских ученых-медиков в Болгарии, где они составили основное ядро профессоров и преподавателей созданного в 1918 г. медицинского факультета Софийского университета. Руководителями кафедр здесь работали акушер-гинеколог Г.Е. Рейн, патолог Д.Д. Крылов, психиатр Н.М. Попов, анатом И.Ф. Шапшал, биохимик А.К. Медведев, невропатолог А.Э. Янишевский.
Немало российских профессоров возглавляло кафедры медицинских факультетов университетов Югославии - Белградского и Загребского. Это терапевты А.И. Игнатовский и А.И. Щербаков, хирурги В.Н. Новиков и С.К. Софотеров, невропатологи М.Н. Лалинский и А.С. Кульженко, акушер-гинеколог А.А. Редлих, психиатр Н.В. Краинский. В Югославии российские профессора зарекомендовали себя не только как опытные педагоги, но и как эрудированные научные сотрудники.
Н.Н. ГОЛОВИН И ВЫСШАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ. 22 марта 1927 г. в Париже начали функционировать "Зарубежные высшие военно-научные курсы" (ЗВВНК). Они были созданы с целью предоставления возможности русским офицерам, разбросанным по многим странам, получить высшее военное образование в объеме программы военных академий. К преподавательской и научной работе, помимо профессоров бывших Императорских академий А.А. Гулевича, Б.В. Геруа, А.К. Байова, П.Ф. Рябикова, П.П. Ставицкого, были привлечены известные русские ученые П.Б. Струве, М.В. Бернацкий, Б.Э. Нольде, Ф.В. Тарановский.
Преподаватели и выпускники ЗВВНК за период их деятельности создали большое количество работ как по прикладным военным дисциплинам, так и в области исторических и других общественных наук. Показательна в этом отношении научная деятельность организатора и бессменного руководителя военно-научных курсов и институтов профессора Н.Н. Головина - автора более 30-ти фундаментальных работ и около ста публикаций на восьми языках мира.
Созданная им под рубрикой "Из истории кампании 1914 года на русском фронте" серия работ представляет несомненный интерес для самой широкой аудитории, как и пятитомный труд "Российская контрреволюция в 1917-1918 гг." (Париж, 1937), созданный по заданию Гуверовского института (США). Русскому ученому принадлежит огромная заслуга в создании такой отрасли научного знания, как "социология войны", что подтверждают его научные исследования "Наука о войне. О социологическом изучении войны" (Париж, 1938) и "Военные усилия России в мировой войне" (Париж, 1939). Эти работы получили высокую оценку П.А. Сорокина - известного русского социолога, К. Райта, Р. Стангера, Д. Митрани. В 1969 г. в США был переиздан англоязычный вариант последней из указанных книг, признанной за рубежом одним из лучших исследований по истории Первой мировой войны.
РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ И КОНСТРУКТОРЫ В ОБЛАСТИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ. Русская дореволюционная система высшего технического образования обеспечила эффективную подготовку кадров для зарождавшейся авиационной промышленности. Благодаря этому Российская Империя обладала в годы Первой мировой войны динамично развивавшимся авиационным производством, конструкторскими и научными школами - Московской и Петроградской школами, конструкторскими школами тяжелой и морской авиации. Россия насчитывала десятки авиационных заводов. Наиболее крупными были "Русско-Балтийский завод" (Петроград), завод "Дукс" (Москва), "Анатра" (Одесса).
В России в 1909-1914 годы появился ряд оригинальных самолетов конструкции Я.М. Гаккеля, Д.П. Григоровича, В.А. Слесарева, И.И. Стеглау. Особое место в самолетостроении занимали аэропланы конструктора И.И. Сикорского, строились первые летающие лодки (гидросамолеты), входили в жизнь дирижабли. В 1910 г. Б.Н. Юрьев спроектировал первый в стране вертолет. В 1914 г. Россия занимала первое место в мире по военному авиационному парку. Мощным толчком в развитии авиации явилось производство первого в мире ранцевого парашюта, изобретенного Г.Е. Котельниковым, что повысило безопасность полетов. Авиация была гордостью России, к ней относились с благоговением.
Заслуженную славу и уважение отечественной авиации принесли и известные русские летчики М.Н. Ефимов, Н.Е. Попов, Г.В. Алехнович, А.В. Шиуков, Б.И. Российский, С.И. Уточкин. 9 сентября 1913 г. русский военный летчик П.Н. Нестеров впервые в мире осуществил на самолете "мертвую петлю", названную впоследствии "петлей Нестерова".
Революция и гражданская война разрушили отечественную авиационную промышленность. Наиболее выдающиеся ее деятели либо погибли, либо эмигрировали. Ознакомление с историей развития зарубежной авиации позволяет обнаружить в перечне творцов воздухоплавания русские имена. Это Д.П. Рябушинский, Г.А. Борезат, В.А. Слесарев, С.Л. Захарченко, Б.В. Сергиевский, К. Розанов, И.И. Сикорский и другие ученые и конструкторы в области воздухоплавания. Рассмотрим кратко деятельность некоторых из них.
РЯБУШИНСКИЙ ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ. Имя Рябушинского неотделимо от созданного им Кучинского аэродинамического института и от его работ, имеющих основополагающее значение для авиации. Деятельность Рябушинского, прерванная революцией, продолжалась в эмиграции. В 1919 г. он переезжает в Париж, где живет и работает до последних дней жизни. Шестой бюллетень Кучинского института выходит уже в Париже в 1920 г. При сотрудничестве с французским Министерством авиации, механическим институтом в Париже и Французским Национальным центром Рябушинский продолжает осуществлять изыскания по тем проектам, которые были задуманы им в России, и вносит ценный вклад в область механики жидкостей и баллистики, где он был настоящим новатором.
Весьма значительна и преподавательская деятельность Рябушинского. Она развивается в Париже, в Сорбонне, и в Русском техническом институте, где он возглавлял кафедру теоретической механики и совет профессоров. Д.П. Рябушинского, преданного почти полному забвению в собственной стране, в 1935 г. избирают членом-корреспондентом Французской Академии наук и в 1929 году чествуют в Париже в присутствии ученых всего мира по случаю 25-летия основания Аэродинамического института в Кучине и в 1954 г. по случаю 50-летнего юбилея его научной деятельности.
Д.П. Рябушинский участвовал и в общекультурной жизни российской эмиграции как председатель Русского научно-философского общества и Общества охраны русских ценностей за рубежом.
БОТЕЗАТ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ботезат (1882-1940 гг.), получив образование в области математики и механики в лучших университетах Европы, вернулся в Россию и посвятил себя разработке теоретических основ авиации. Своими исследованиями по теории устойчивости полета самолета и теории воздушного винта он получил мировую известность, Ботезат являлся профессором Петербургского политехнического института и считался одним из ведущих авиационных специалистов в России. В годы Первой мировой войны он был научным консультантом при Военном министерстве, инициатором создания и руководителем авиационного научного центра на Черном море. Вскоре после революции он эмигрировал в США, чтобы иметь возможность продолжить заниматься научной деятельностью.
В США Г.А. Ботезат получил место научного консультанта крупнейшего в этой стране научно-экспериментального авиационного центра NASA. В 1922 г. по контракту с американским правительством он построил один из первых в мире вертолетов. Это был первый американский вертолет, способный совершать полеты. Позднее, в конце 30-х годов, Ботезат на собственные средства сконструировал еще один летательный аппарат, на этот раз не многовинтовой, а соосной схемы.
Помимо авиаконструкторской работы Г.А. Ботезат продолжал заниматься научной деятельностью. Сфера его научных интересов была очень широка - теория авиации, математика, физика и даже экономика и социология. Профессор Г.А. Ботезат был выдающимся ученым-теоретиком. Но в конструкторской деятельности ему недоставало инженерной интуиции и практического опыта. Безупречные с теоретической точки зрения летательные аппараты его конструкции оказывались малопригодными для практического использования.
СИКОРСКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ. Наиболее значительное место среди русских и зарубежных авиаконструкторов занимал Игорь Сикорский, внесший огромный вклад в развитие авиации. Это был человек сложной судьбы, с его именем связаны первые полеты российских аэропланов, которые во многом оказались лучше иностранных самолетов.
Сикорский родился 25 мая (6 июня) 1889 г. в Киеве, в семье врача-психиатра, профессора Киевского университета. В 1906 г. он окончил морской кадетский корпус в Петербурге и вернулся в Киев. Однако его желание поступить в Киевский политехнический институт не осуществилось, так как в это политически напряженное время институт приостановил свою деятельность из-за студенческих волнений. Сикорский уехал в Париж, где поступил в техническую школу. Через год он вернулся в Киев и был принят в политехнический институт.
Однако закончить институт ему воспрепятствовала непреодолимая увлеченность авиацией. Сикорский активно включился в конструкторскую деятельность. Первая модель самолета оказалась безуспешной из-за недостаточной подъемной силы мотора. Удачными были последующие модели: С-3 и С-4. Более совершенной стала конструкция модернизированной модели самолета типа С-6, на котором был установлен рекорд скорости полета, и Сикорский в 1912 г. за С-6 был награжден на московской воздухоплавательной выставке Большой золотой медалью.
На конструктора обратило внимание руководство Русско-Балтийского завода, куда он вскоре был приглашен на должность главного конструктора авиационного отдела завода. Здесь И.И. Сикорский широко развернул свою конструкторскую деятельность. Вслед за С-6 последовал военный самолет С-6Б, занявший первое место в конкурсе военных аэропланов отечественных и зарубежных конструкторов. Если все предыдущие самолеты Сикорского были бипланами (двухкрылыми), то самолет С-7 он конструирует как монопланную (однокрылую) модель. В 1913 г. конструктор создал тренировочный самолет С-12, который был предназначен для обучения курсантов выполнению фигур высшего пилотажа. Не оставила без внимания пытливая мысль Сикорского и гидроавиацию. В эти годы он построил первые русские гидросамолеты С-10 и С-15.
Еще в первые годы конструкторской работы Сикорский вынашивал идею - построить многомоторный самолет для пассажирских и грузовых перевозок. И вот в марте 1913 г. он создает невиданный до сих пор четырехмоторный аэроплан "Гранд", переименованный в июне после испытательных полетов и конструкторской доработки в "Русский витязь". Это породило новое направление в авиации - тяжелое самолетостроение, в том числе военное.
В конце 1913 г. Сикорский сконструировал, а завод построил воздушный лайнер С-22 - "Илья Муромец", который имел комфортабельный пассажирский салон с электрическим освещением и отоплением. На этом самолете с шестнадцатью пассажирами на борту был установлен рекорд грузоподъемности. В июне 1914 г. на втором "Илье Муромце" был осуществлен перелет Петербург - Киев - Петербург, который доказал, что самолеты такого типа могут быть использованы как воздушные корабли, годные для гражданского и военного применения. За создание многомоторных самолетов И.И. Сикорский в 1914 году получил диплом инженера. Русский конструктор получил мировую известность. Первое место в развитии бомбардировочной, в частности тяжелой, авиации в годы мировой войны занимала Россия. Созданные Сикорским тяжелые четырехмоторные бомбардировщики типа "Илья Муромец" не имели равных в мире. Самолет поднимал до 800 кг бомб, был вооружен 3-7 пулеметами, оснащен передовым по тому времени навигационным оборудованием и имел экипаж из восьми человек. Самолеты И.И. Сикорского представляли собой талантливые самобытные конструкции.
Произошедшие подряд две революции в России развалили отечественное авиастроительство. Советской власти было не до самолетов. Большевики перепрофилировали производство Русско-балтийского завода и Сикорский остался без работы. В эти материально и морально тяжелые дни ученый получил приглашение от зарубежных дипломатических представителей продолжить работу авиаконструктора во Франции. В январе 1918 г. он покинул Россию, однако в новой стране обитания пробыл недолго.
После окончания Первой мировой войны снова безработный Сикорский переезжает в США. Но и в этой стране, потерявшей, как и Франция, интерес к авиации после войны, он был вынужден в первые годы существовать за счет случайных заработков. В 1923 г. Сикорский вместе с группой русских эмигрантов организовал небольшую фирму "Сикорский аэроинжиниринг корпорейшн". При поддержке состоятельных соотечественников, особенно С.П. Рахманинова, фирма постепенно приобретала силу. Игорь Иванович создал несколько типов самолетов различного назначения, преимущественно тяжелых аэропланов. В 1928 г. его десятиместный самолет-амфибия С-38 вырвался, наконец, в конкурентной борьбе на рынок.
В 1928 г. фирма переводится в г. Стратфорд под названием "Сикорский Эркрафт Корпорейшн". Вокруг фирмы сформировалась в 30-е годы колония русских эмигрантов, большинство из которых работали здесь рабочими и инженерами. Работы многих инженеров получили известность. Следует отметить, что русские инженеры и летчики в 20 - 30-х годах сумели зарекомендовать себя так хорошо в Америке, что при образовании новых предприятий лица, их финансирующие, ставили условия, чтобы половина инженеров была русской.
За свою авиаконструкторскую деятельность И.И. Сикорский создал 42 основных типа самолетов и ряд их модификаций. Но по-прежнему он не отверг своего увлечения молодости — вертолеты. В 1939 г. фирма Сикорского была слита с фирмой "Воут". Правление корпорации выделило конструктору небольшие средства на создание экспериментальной модели вертолета. Такой аппарат был изготовлен 14 сентября 1939 г. по одновинтовой схеме, ставшей наиболее перспективной для последующих моделей всех весовых категорий вертолетов. Эта схема была принята многими другими конструкторами вертолетов в различных странах.
Второй моделью после экспериментальной, поднявшейся в воздух, стал двухместный вертолет С-47, который был запущен в крупносерийное производство. Эти вертолеты приняли участие во Второй мировой войне. Вся последующая жизнь И.И. Сикорского была связана с вертолетостроением. За С-47 последовали другие типы: легкие связные, легкие многоцелевые, транспортные всех весовых категорий.
Сикорский скончался 26 октября 1972 г. от сердечного приступа. Создателю первых трансокеанских лайнеров и мирового серийного вертолетостроения в главном здании фирмы, в фойе был поставлен бронзовый бюст. На пьедестале выбито: "Игорь Сикорский. 1889-1972". В фирме есть мемориальный музей, где собраны вещи, принадлежавшие И.И. Сикорскому. В фирме "Сикорский" работает сын великого русского авиаконструктора - Сергей Игоревич Сикорский. Он занимает пост вице-президента фирмы по специальным проектам. В прошлом Сергей Сикорский - летчик, 45 лет летал. Участник Второй мировой войны. Был летчиком-испытателем в фирме отца.
Второй "русской" авиационной фирмой в США была "Северский (потом "Репаблик") Корп". Ее создателями стали бывшие офицеры русской армии Прокофьев-Северский и Картвелов. Фирма специализировалась на строительстве истребителей, в том числе лучшего американского самолета Второй мировой войны - истребителя "Тандерболт".
В годы войны М. Струковым в США была создана фирма, разработавшая ряд удачных военно-транспортных самолетов. Русские авиационные специалисты трудились как на "русских" фирмах, так и на чисто американских авиастроительных предприятиях (Захарченко, Петров, Ваттер), а также в системе высшего авиационного образования (Никольский, Гарцев, Акерман и др.). Русские авиационные инженеры внесли большой вклад в развитие техники США, Франции, Германии, Бельгии, Югославии.
X X X
Русские ученые, конструкторы, инженеры, оказавшиеся за рубежом, прославили своим талантом и трудом русскую науку и технику, свою Родину. Процесс возвращения имен, замалчивавшихся несколько десятилетий, еще только начался. Дальнейшие исследования историков, специалистов других отраслей науки ставят своей целью сбор и систематизацию сведений о выдающихся соотечественниках-эмигрантах, что позволит в будущем создать единую русскую науку.
Заслуживает внимания исследователей научная деятельность и других русских ученых-эмигрантов, не названных выше. Так, в Пастеровском институте в Париже вместе с С.Н. Виноградским работал ученый С.И. Метальников, разрабатывавший проблемы иммунитета и изучавший защитные свойства фагоцитов. Профессор В.К. Агафонов создал во Франции научную школу в области почвоведения. Он руководил составлением первой почвенной карты Франции. В области зоологии и ботаники заметных результатов достиг К.Н. Давыдов - специалист в области сравнительной эмбриологии, исследователь фауны Индокитая.
В Париже, а затем в Праге жил известный русский геолог, один из основоположников палеоэкологии, член Петербургской Академии наук Н.И. Андрусов. В Кардовском университете в Праге работали М.М. Новиков - руководитель кафедры зоологии, профессор B.C. Ильин. В Харбине жил и вел научную работу по изучению почв и растительности Маньчжурии и Северо-Восточного Китая Т.П. Гордеев. В США инженер-кораблестроитель В. Юркевич принимал активное участие в проектировании и строительстве океанского лайнера "Нормандия".
ГЛАВА ТРЕТЬЯ