Научные и научно-технические достижения российских эмигрантов

К началу XX века Академия наук Российской империи пришла с развитой системой научных учреждений. Русская наука выдвинулась на передовые рубежи мировой науки. Университеты с богатыми лаборато­риями, высококвалифицированной профессурой являлись основными центрами развития отечественной науки, всероссийские съезды ученых (по определенным специальностям) служили главным средством консо­лидации научных сил страны. АН России расширила свою издательскую деятельность, выпускались многочисленные академические журналы.

В стране успешно развивались фундаментальные науки, которые имели ряд талантливых, гениальных представителей, сделавших откры­тия в разных научных областях: в физике (П.Н. Лебедев), химии (Д.И. Менделеев), сейсмологии (Б.Б. Голицын), биологии и патологии (И.И. Мечников), физиологии растений (К.А. Тимирязев), геологии (А.П. Карпинский), гидро- и аэродинамике (Н.Е. Жуковский), аэро- и ракетодинамике (К.Э. Циолковский) и в других. В биологии и аэродинами­ке русские ученые занимали лидирующее место в мировой науке.

Положительным фактором в развитии отечественной науки являлся ее обмен открытиями и достижениями с мировой наукой, свободное об­щение с ее творцами. Русские ученые и инженеры имели возможность длительно стажироваться и преподавать в институтах и университетах Германии, Франции, Англии, других стран Европы, публиковать свои работы в иностранных научных журналах. Все это делало русскую науку неотъемлемой частью мировой науки, способствовало включению ее результатов в общее русло мирового научного прогресса. В предвоенные годы и в годы Первой мировой войны правительство, а также частный капитал выделяли значительные средства для научных исследований. Но эта стимулирующая ситуация была разрушена в результате Октябрьской революции, гражданской войны и эмиграции ученых.

Во все времена эмиграцию порождал конфликт личности с общест­вом (религиозный, идеологический, социально-экономический; нравст­венный и т.д.). Являясь носителями истинных духовных и культурных ценностей, большая часть научной интеллигенции вступила в конфликт с большевистским правительством сразу же после Октябрьской револю­ции. В силу разных взглядов, идеалов, пристрастий научный мир России раскололся на соглашателей, идеалистов, конформистов, реформаторов, оппозиционеров, реакционеров и прочих. Трагедия раскола отразилась на судьбах ученых, общественных деятелей, сделавших свой выбор на переломе российской истории.

За рубежом добровольно или принудительно оказалась ценнейшая плеяда русских ученых, блестящих специалистов в разных областях нау­ки. Кратко рассмотрим их жизнь и научную деятельность, в том числе в эмиграционный период. К сожалению, в Большой Советской энциклопе­дии не нашлось места, чтобы запечатлеть в памяти россиян имена вы­дающихся ученых-эмигрантов. Да и советские ученые старались (чаще не по своей воле) не упоминать имен зарубежных соотечественников, на которых коммунистическая идеология наложила табу как на "реакцион­ные элементы", за исключением небольшого числа имен "маловредных" ученых, которые введены в БСЭ.

 

КОНДАКОВ ИВАН ЛАВРЕНТЬЕВИЧ. Выдающийся русский уче­ный, химик-органик, ученик A.M. Бутлерова. Родился 26 сентября (8 ок­тября) 1857 г. в г. Вилюйске, умер 14 октября 1931 г. в Эльве, близ Тар­ту. В 1884 г. окончил Петербургский университет. В 1888-1895 гг. пре­подавал физиологическую и общую химию в Варшавском университете, с 1895 г. - профессор Юрьевского университета.

В 1918 г. Кондаков переехал в Прагу, где работал в университете, позднее возвратился в Тарту. В 1894 г. он описал новую каталитическую реакцию хлористого цинка с непредельными углеводородами алифатического ряда. Результаты этих исследований Кондакова получили приме­нение в нефтяной и химической промышленности. В 1899 г. Иван Лаврентьевич разработал метод получения гомолога изопрена - диметилбутадиена, и доказал, что этот углеводород так же, как и изопрен, способен под воздействием света и некоторых веществ полимеризоваться, т.е. превращаться в высокомолекулярное каучукоподобное вещество. Это открытие принесло ему всемирную известность.

Кондаков впервые наблюдал, что металлический натрий вызывает полимеризацию диметилбутадиена. Работы Кондакова легли в основу получения синтетического каучука, по которому Германия выработала в конце Первой мировой войны (1918 г.) партию твердого ("Н") и мягкого ("W") каучука. Применение металлического натрия в качестве катализа­тора реакции полимеризации было осуществлено советским ученым С.В. Лебедевым в разработанном им способе крупнозаводского синтеза натрий-дивинилового каучука. Также Кондаков автор работ по биохимии и фармации.

 

ИПАТЬЕВ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ (1867-1952 гг.). Известный русский химик-органик В.Н. Ипатьев родился 9 (21) ноября 1867 г. в Москве. С 1916 по 1936 годы он академик сначала Российской, затем Академии наук СССР.

В 1892 г. Ипатьев окончил Михайловскую артиллерийскую акаде­мию в Петербурге, с 1900 г. становится профессором этой же академии. В 1918-1927 годах работал в АН СССР, в ВСНХ и в основанном им на­учно-исследовательском химическом институте высоких давлений. В 1927 г. он был послан в заграничную командировку, из которой не вер­нулся. Работы Ипатьева в области химии, известные за рубежом, откры­ли ему широкую дорогу в научный мир Запада.

С 1930 г. Владимир Ипатьев работал в США (фирма "Юниверсал ойл продикте компани"), был профессором Нортуэстернского универси­тета в Чикаго. Он изучал действие брома на третичные спирты и открыл новые пути синтеза углеводородов ряда CnH2n-2, в частности, изопрена (1897). В 1900 г. Ипатьев начал исследования в области гетерогенного катализа при высоких давлениях и температурах, причем пользовался изобретенным им оригинальным прибором ("бомба Ипатьева"). Эти исследования имели большое значение для развития промышленного катализа, в частности, гидрогенизации жиров. Ипатьев занимался алкированием парафиновых углеводородов непредельными углеводородами с целью получения разветвленных алканов как высокооктановых компо­нентов моторных топлив. Умер В.Н. Ипатьев 29 декабря 1952 г. в Чикаго.

 

ЗВОРЫКИН ВЛАДИМИР КУЗЬМИЧ. Русский ученый-физик В.К. Зворыкин родился 30 июля 1888 г. в Муромской губернии (ныне Владимирская область). В 1912 г. окончил Петербургский технологиче­ский институт, в 1914 г. — "Коллеж де Франс" в Париже. Эмигрировал из России в 1917 г.

Настоящее место приложения своего таланта в эмиграции Зворыкин обрел в США, куда приехал в 1919 г., и здесь он поступил на работу в фирму "Вестингауз электрик" в Питсбурге. Степень доктора фи­лософии получил в 1929 г. в Питсбургском университете, степень доктора физико-математических наук в Бруклинском политехническом институте.

С 1929 г. Зворыкин работает в американской радиокорпорации, возглавляя лаборатории электроники в Камдене и Пристоне. В 1931 г. он создал первый в мире иконоскоп - передающую трубку, которая сделала возможным развитие электронных телевизионных систем. Зворыкин известен своими работами по созданию фотоэлементов электронных умножителей, микроскопов, а также электронных систем управления транспортными средствами.

С 1954 по 1962 годы Зворыкин - директор центра медицинской электроники. С 1954 г. - почетный вице-президент Американской радиокорпорации, член Американской Академии искусств и наук, Националь­ной Академии техники, множества других академий и научных обществ мира, многих, кроме СССР.                                                       

В мировой науке В.К. Зворыкин известен как американский инже­нер и изобретатель в области электроники, основоположник телевиде­ния. Но великий ученый всегда считал себя русским и свою судьбу свя­зывал с судьбой многострадального и дорогого ему Отечества.

 

ГАМОВ ГЕОРГИИ АНТОНОВИЧ (1904-1968 гг.). Выдающийся ученый-физик Георгий Гамов родился в г. Одессе 4 марта 1904 г. В 1926 г. он окончил Ленинградский университет. В 1928-1931 годах работал в Геттингене, Копенгагене, Кембридже. По возвращении в СССР Гамов в 1931-1933 годах работает в физико-технологическом институте в Ленин­граде.

В 1933 г. он эмигрировал во Францию, затем уехал в Англию. В 1934 году продолжил научную деятельность в США. В 1934-1956 годах Гамов - профессор университета Джорджа Вашингтона в американской столице, с 1956 г. - профессор университета в Колорадо.

Гамов был первым в мире физиком, давшим квантовомеханическое объяснение альфа-распада. Совместно с отцом американской водородной бомбы Эдвардом Теллером он внес существенный вклад в теорию "бета-распада". В 1946 г. Георгий Гамов выдвинул гипотезу "Горячей Вселен­ной". Им же сделан первый в мире расчет генетического кода. Умер Ге­оргий Антонович 19 августа 1968 г. в г. Болдер, штат Колорадо, где.и похоронен на православном кладбище.

 

ТИМОШЕНКО СТЕПАН ПРОКОФЬЕВИЧ (1878-1972 гг.). Извест­ный русский ученый в области механики Тимошенко родился 11 (23) де­кабря 1878 г. в селе Шпотовка Сумской губернии. В 1901 г. он окончил Петербургский институт инженеров путей сообщения, где затем препо­давал. В 1906-1913 годах Тимошенко — профессор Киевского политех­нического института, в 1913-1917 годах - профессор политехнического, электротехнического институтов и института инженеров путей сообще­ния в Петербурге.

В декабре 1917 г. Тимошенко вернулся в Киев, где принял участие в организации Академии наук Украины и стал ее академиком в 1918 г. В 1920 г. он эмигрировал в Югославию и занял кафедру Загребского политехнического института. В 1922 г. Тимошенко переехал в США. В 1923-1927 годах состоит научным консультантом компании Вестингауз, а за­тем становится профессором Мичиганского (1927-1936 гг.) и Станфордского (с 1936 г.) университетов.

Особенностью многочисленных работ Тимошенко по теории упругости, сопротивлению материалов и строительной механике является постановка и решение (доведение до численных результатов) многих трудных и важных в инженерной практике задач о прочности, устойчивости и вибрации упругих тел. Весьма эффективным оказалось разработанное Тимошенко приложение вибрационного метода теории упругости к инженерным задачам.

В 1960 г. Тимошенко переехал в ФРГ. Его основные труды посвя­щены механике твердых деформированных тел и расчету сооружений. Он выполнил цикл работ по изгибу, кручению, колебаниям и удару стержней, по теории тонких пластин и оболочек. Тимошенко решил задачу о концентрации напряжений вблизи отверстий, произвел расчет от­дельных конструкций, висячих мостов, рельсов, валов, осей, зубчатых колес и других.

Среди многих научных работ С.П. Тимошенко выделим следующие: "Проблемы вибрации в инженерной науке", двухтомное издание "Сопротивление материалов", "Теория упругости", "Теория устойчивости", "Теория пластинок и оболочек", "Статика сооружений", "История науки о сопротивлении материалов". Труды ученого неоднократно издавались в СССР. Ими пользуются ученые, инженеры, строители во всем мире. По классическому учебному пособию о сопромате занимались многие поко­ления студентов.

С.П. Тимошенко — заслуженный профессор Стэнфордского университета, академик многих академий мира, почетный доктор многих уни­верситетов. В 1956 г. ученый посетил Советский Союз. Умер С.П. Тимошенко в мае 1972 г. в г. Вупперталь, в ФРГ.

 

ВИНОГРАДСКИЙ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ. В истории микробиологии имя С.Н. Виноградского (1856-1953 гг.) в одном ряду с именами Л. Пастернака. И.И. Мечникова, Д.И. Ивановского. В истории экологии, почвоведения, учения о биосфере он - продолжатель дела В.В. Докучае­ва, П.А. Костычева и предшественник В.И. Вернадского.

Уроженец Киева, Виноградский учился на естественном отделении Петербургского университета в то время, когда там преподавали химию Д.И. Менделеев, A.M. Бутлеров и Н.А. Меншуткин, физиологию - И.М. Сеченов, ботанику - А.Н. Бекетов, минералогию и почвоведение — В.В. Докучаев и П.А. Костычев. Оставленный в университете "для под­готовки к профессорскому званию" Виноградский вскоре отправился в шестилетнюю поездку по лабораториям Франции и Швейцарии. Вернув­шись оттуда в 1891 г., он более 20 лет руководил в Петербурге отделом общей микробиологии. В 1903 г. Виноградский основывает Русское мик­робиологическое общество и становится его первым президентом. Круп­нейшие открытия в микробиологии были сделаны Виноградским еще в конце прошлого века.

К моменту эмиграции (1922 г.) Виноградский уже достиг пенсион­ного возраста. В 1923 г. его избирают почетным членом Российской ака­демии наук. В знаменитом Пастеровском институте для него был создан отдел агробактериологии, которым он руководил до конца своих дней. После отъезда во Францию, где Виноградский прожил треть своей дол­гой жизни, он никогда не был на родине.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро на встрече глав государств и прави­тельств по вопросам глобальной экологии обсуждались проблемы "пар­никового эффекта", потепления климата. Большую роль в этих процессах играют микроорганизмы - поставщики метана. Проблемы экологической микробиологии - направления, заложенного Виноградским, - занимают важное место в современном учении о биосфере, основы которого были созданы трудами младшего современника ученого - В.И. Вернадского.

 

ТИМОФЕЕВ-РЕСОВСКИЙ НИКОЛАЙ ВЛАДИМИРОВИЧ. В 1990 г. исполнилось 90 лет со дня рождения Николая Владимировича. В послед­нее время на Западе фигура одного из основоположников современной генетики вызывает все возрастающий интерес. Ученые обращаются к его трудам, историки - к судьбе, изобилующей поступками мужества и чес­ти. И только на горячо любимой им Родине, которую он был вынужден покинуть, не прекращается нелепый "изобличительный" процесс. Следо­ватели бериевского НКВД обвинили Тимофеева-Ресовского в коллабора­ционизме - сотрудничестве с нацистами. По этому обвинению он был арестован после войны органами НКВД и отправлен в один из лагерей ГУЛАГа.                                          

Н.В. Тимофеев-Ресовский руководил отделением генетики Институ­та изучения мозга в Берлин-Бухе, которое было связано с Ауэровским обществом, выполнявшим военные программы нацистов, только по об­щим научным интересам к биофизическим проблемам, к молекулярной биологии. Это обстоятельство побудило советские спецорганы обвинить русского ученого в связях с Ауэровским обществом, с немецким "урано­вым проектом", когда немцы поспешно готовили атомную бомбу, и уча­стии ученого якобы в опытах на людях. К этому обвинению был добав­лен сделанный Тимофеевым-Ресовским в 1939 г. негативный обзор о биологических институтах в Советском Союзе в период сложившейся там ситуации с генетикой в 30-х годах, когда ВКП(б) подавляла прове­дение основополагающих исследований в области генетики и репресси­ровала ведущих ученых-генетиков.

Фактически работы, проводимые отделом Тимофеева-Ресовского, относились к генетике по частной, узкой проблеме: к изучению мутаций под действием ионизирующих излучений у мух-дрозофил, что не имело ничего общего с военными усилиями и напрочь отвергало надуманные обвинения бериевских следователей.

Все коллеги ученого, работавшие с ним во время войны в Институте изучения мозга, единогласно заявляют об абсолютной непричастности Тимофеева-Ресовского к военным программам нацистов, которые велись в Ауэровском обществе и в Институте химии в Берлин-Далеме. Об этом свидетельствует и заключение комиссии Академии наук ГДР на запрос Прокуратуры СССР в 1988 г. по делу Н.В. Тимофеева-Ресовского. По отзывам коллег, Николай Владимирович был убежденным антифашистом, хотя ему и предлагали германское подданство. Он заявлял, что родился русским и не видит никаких средств "изменить этот факт". Однако рус­ский ученый-генетик Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский до сих пор не реабилитирован и с него не снято клеймо "изменника Родины".

 

ФЕОДОСИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ ДОБРЖАНСКИЙ (1900-1975 гг.). В 20-е годы Ф.Г. Добржанский, несмотря на свою молодость, был уже за­метной фигурой в советской генетике. Он не только стал "правой рукой" создателя первой в России кафедры генетики в Петроградском универси­тете и ее заведующего Ю.А. Филипченко, но и после своего возвращения из США, куда был послан в 1927 г. на годичную стажировку в лаборато­рию создателя хромосомной теории наследственности Т.Х. Моргана, должен был возглавить исследования дрозофильной группы на этой ка­федре. При благоприятных условиях она могла бы превратиться в круп­нейший в Европе центр генетических исследований на дрозофиле. Но Добржанский вынужден был принять решение остаться в США, попав на родине в категорию "невозвращенцев". Его имя не упоминалось до конца 40-х годов, когда в советской центральной периодической печати он был назван "открытым врагом народа", а затем вплоть до конца советского периода упоминался лишь как американский генетик и эволюционист. Однако, став американским, он не перестал быть отечественным ученым и, по выражению одного из его корреспондентов на родине, был заочным учителем русских биологов.

В 40-х годах Добржанский сначала содействовал первым попыткам восстановления взаимодействия советских и американских генетиков и биологов, зародившегося в 20-е годы, а потом участвовал в критике "лысенковщины", затем способствовал возрождению генетики в СССР. В частности, он посылал в Советский Союз большое количество литературы как по генетике, так и по биологии в целом, вел обширную переписку и со своими прежними коллегами, и с учеными молодого поколения, пре­жде всего с Ю.Я. Керкисом, В.В. Алпатовым, Н.Н. Медведевым, И.И. Канаевым, Ю.И. Новоженовым, А.В. Яблоковым. Советские колле­ги дважды пытались организовать его визит в СССР, но оба раза офици­альные власти воспрепятствовали этому.

Во многом именно на работах Ф.Г. Добржанского и его школы основывалась советская популяционная и эволюционная генетика, их использовали при чтении курсов для студентов в вузах. Добржанский неизменно назывался одним из основателей современной эволюционной теории, известной в нашей стране как синтетическая теория эволюции. Кроме того, его работы по философии биологии оказали несомненное влияние на развитие философской науки, на дискуссию о природе и предназначении человека.

 

БАБКИН Б.П. Профессор Б.П. Бабкин (1877-1950 гг.) был вынужден эмигрировать из России в 1922 г. В Одессе сложилась физиологическая школа, ученики которой продолжали работать в созданном им направле­нии до конца 60-х годов. Хотя официально имя Б.П. Бабкина не упоми­налось, его идеи в области физиологии пищеварения использовались учениками физиологической школы И.П. Разенкова.

Бабкин был неизменным последователем И.П. Павлова в Канаде и Америке. В Канаде он продолжил и успешно завершил работу в области секреции пищеварительных желез, начатую им в Петербурге у И.П. Пав­лова в его лаборатории в ИЭМ в 1904 г.

Библиотека истории медицины Вильяма Ослера университета Мак Гилла (Монреаль) предоставила Национальному комитету физиологов России материалы о жизни и деятельности Б.П. Бабкина в Канаде. Коми­тет получил копии писем семьи И.П. Павлова к семье Бабкина, которые свидетельствуют о духовной близости и общности их взглядов на разви­тие науки. С помощью лекций, которые Бабкин читал в разных универ­ситетах Канады и Америки, он пропагандировал учение И.П. Павлова на Северо-Американском континенте.

В течение 30 лет Бабкин скрупулезно собирал материалы о своем учителе и в 1949 г. издал в Чикаго книгу "Павлов. Биография". Он меч­тал и надеялся, что придет время, когда его книга сможет выйти на рус­ском языке. Поэтому он оставил на хранение в Монреале машинописный текст книги на русском языке. Национальный комитет физиологов Рос­сии в 1992 г. разработал и осуществил мемориальную программу, рас­считанную на четыре года, посвященную увековечению памяти Б.П. Баб­кина в России.

 

РУССКИЕ УЧЕНЫЕ-МЕДИКИ. После окончания гражданской вой­ны за рубежом оказалось много ученых-медиков и врачей, среди них наиболее крупные: гистолог А.А. Максимов, патолог В.Г. Корончевский и другие. Некоторые из них успешно продолжали свою научную дея­тельность в университетах и научно-исследовательских центрах Европы и Америки.

Особенно результативной была деятельность российских ученых-медиков в Болгарии, где они составили основное ядро профессоров и преподавателей созданного в 1918 г. медицинского факультета Софий­ского университета. Руководителями кафедр здесь работали акушер-гинеколог Г.Е. Рейн, патолог Д.Д. Крылов, психиатр Н.М. Попов, анатом И.Ф. Шапшал, биохимик А.К. Медведев, невропатолог А.Э. Янишевский.

Немало российских профессоров возглавляло кафедры медицинских факультетов университетов Югославии - Белградского и Загребского. Это терапевты А.И. Игнатовский и А.И. Щербаков, хирурги В.Н. Нови­ков и С.К. Софотеров, невропатологи М.Н. Лалинский и А.С. Кульженко, акушер-гинеколог А.А. Редлих, психиатр Н.В. Краинский. В Югославии российские профессора зарекомендовали себя не только как опытные пе­дагоги, но и как эрудированные научные сотрудники.

 

Н.Н. ГОЛОВИН И ВЫСШАЯ ВОЕННАЯ ШКОЛА ЗА РУБЕЖОМ. 22 марта 1927 г. в Париже начали функционировать "Зарубежные выс­шие военно-научные курсы" (ЗВВНК). Они были созданы с целью предоставления возможности русским офицерам, разбросанным по многим странам, получить высшее военное образование в объеме программы военных академий. К преподавательской и научной работе, помимо профессоров бывших Императорских академий А.А. Гулевича, Б.В. Геруа, А.К. Байова, П.Ф. Рябикова, П.П. Ставицкого, были привлечены извест­ные русские ученые П.Б. Струве, М.В. Бернацкий, Б.Э. Нольде, Ф.В. Тарановский.

Преподаватели и выпускники ЗВВНК за период их деятельности создали большое количество работ как по прикладным военным дисциплинам, так и в области исторических и других общественных наук. Пока­зательна в этом отношении научная деятельность организатора и бессменного руководителя военно-научных курсов и институтов профессора Н.Н. Головина - автора более 30-ти фундаментальных работ и около ста публикаций на восьми языках мира.

Созданная им под рубрикой "Из истории кампании 1914 года на русском фронте" серия работ представляет несомненный интерес для са­мой широкой аудитории, как и пятитомный труд "Российская контррево­люция в 1917-1918 гг." (Париж, 1937), созданный по заданию Гуверовского института (США). Русскому ученому принадлежит огромная за­слуга в создании такой отрасли научного знания, как "социология вой­ны", что подтверждают его научные исследования "Наука о войне. О социологическом изучении войны" (Париж, 1938) и "Военные усилия Рос­сии в мировой войне" (Париж, 1939). Эти работы получили высокую оценку П.А. Сорокина - известного русского социолога, К. Райта, Р. Стангера, Д. Митрани. В 1969 г. в США был переиздан англоязычный вариант последней из указанных книг, признанной за рубежом одним из лучших исследований по истории Первой мировой войны.

 

РОССИЙСКИЕ УЧЕНЫЕ И КОНСТРУКТОРЫ В ОБЛАСТИ ВОЗДУХОПЛАВАНИЯ. Русская дореволюционная система высшего техниче­ского образования обеспечила эффективную подготовку кадров для за­рождавшейся авиационной промышленности. Благодаря этому Россий­ская Империя обладала в годы Первой мировой войны динамично разви­вавшимся авиационным производством, конструкторскими и научными школами - Московской и Петроградской школами, конструкторскими школами тяжелой и морской авиации. Россия насчитывала десятки авиаци­онных заводов. Наиболее крупными были "Русско-Балтийский завод" (Петроград), завод "Дукс" (Москва), "Анатра" (Одесса).

В России в 1909-1914 годы появился ряд оригинальных самолетов конструкции Я.М. Гаккеля, Д.П. Григоровича, В.А. Слесарева, И.И. Стеглау. Особое место в самолетостроении занимали аэропланы конструктора И.И. Сикорского, строились первые летающие лодки (гид­росамолеты), входили в жизнь дирижабли. В 1910 г. Б.Н. Юрьев спроек­тировал первый в стране вертолет. В 1914 г. Россия занимала первое место в мире по военному авиационному парку. Мощным толчком в развитии авиации явилось производство первого в мире ранцевого парашюта, изобретенного Г.Е. Котельниковым, что повысило безопас­ность полетов. Авиация была гордостью России, к ней относились с благоговением.

Заслуженную славу и уважение отечественной авиации принесли и известные русские летчики М.Н. Ефимов, Н.Е. Попов, Г.В. Алехнович, А.В. Шиуков, Б.И. Российский, С.И. Уточкин.  9 сентября 1913 г. русский военный летчик П.Н. Нестеров впервые в мире осуществил на самолете "мертвую петлю", названную впоследствии "петлей Нестерова".

Революция и гражданская война разрушили отечественную авиационную промышленность. Наиболее выдающиеся ее деятели либо погиб­ли, либо эмигрировали. Ознакомление с историей развития зарубежной авиации позволяет обнаружить в перечне творцов воздухоплавания рус­ские имена. Это Д.П. Рябушинский, Г.А. Борезат, В.А. Слесарев, С.Л. Захарченко, Б.В. Сергиевский, К. Розанов, И.И. Сикорский и другие ученые и конструкторы в области воздухоплавания. Рассмотрим кратко деятельность некоторых из них.

 

РЯБУШИНСКИЙ ДМИТРИЙ ПАВЛОВИЧ. Имя Рябушинского неотделимо от созданного им Кучинского аэродинамического института и от его работ, имеющих основополагающее значение для авиации. Деятель­ность Рябушинского, прерванная революцией, продолжалась в эмигра­ции. В 1919 г. он переезжает в Париж, где живет и работает до послед­них дней жизни. Шестой бюллетень Кучинского института выходит уже в Париже в 1920 г. При сотрудничестве с французским Министерством авиации, механическим институтом в Париже и Французским Нацио­нальным центром Рябушинский продолжает осуществлять изыскания по тем проектам, которые были задуманы им в России, и вносит ценный вклад в область механики жидкостей и баллистики, где он был настоя­щим новатором.

Весьма значительна и преподавательская деятельность Рябушинско­го. Она развивается в Париже, в Сорбонне, и в Русском техническом ин­ституте, где он возглавлял кафедру теоретической механики и совет профессоров. Д.П. Рябушинского, преданного почти полному забвению в собственной стране, в 1935 г. избирают членом-корреспондентом Фран­цузской Академии наук и в 1929 году чествуют в Париже в присутствии ученых всего мира по случаю 25-летия основания Аэродинамического института в Кучине и в 1954 г. по случаю 50-летнего юбилея его науч­ной деятельности.

Д.П. Рябушинский участвовал и в общекультурной жизни россий­ской эмиграции как председатель Русского научно-философского обще­ства и Общества охраны русских ценностей за рубежом.

 

БОТЕЗАТ ГЕОРГИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ. Ботезат (1882-1940 гг.), получив образование в области математики и механики в лучших университетах Европы, вернулся в Россию и посвятил себя разработке теоретических основ авиации. Своими исследованиями по теории устойчивости полета самолета и теории воздушного винта он получил мировую известность, Ботезат являлся профессором Петербургского политехниче­ского института и считался одним из ведущих авиационных специали­стов в России. В годы Первой мировой войны он был научным консуль­тантом при Военном министерстве, инициатором создания и руководите­лем авиационного научного центра на Черном море. Вскоре после рево­люции он эмигрировал в США, чтобы иметь возможность продолжить заниматься научной деятельностью.

В США Г.А. Ботезат получил место научного консультанта крупнейшего в этой стране научно-экспериментального авиационного центра NASA. В 1922 г. по контракту с американским правительством он по­строил один из первых в мире вертолетов. Это был первый американский вертолет, способный совершать полеты. Позднее, в конце 30-х годов, Ботезат на собственные средства сконструировал еще один летательный аппарат, на этот раз не многовинтовой, а соосной схемы.

Помимо авиаконструкторской работы Г.А. Ботезат продолжал заниматься научной деятельностью. Сфера его научных интересов была очень широка - теория авиации, математика, физика и даже экономика и социология. Профессор Г.А. Ботезат был выдающимся ученым-теоретиком. Но в конструкторской деятельности ему недоставало инже­нерной интуиции и практического опыта. Безупречные с теоретической точки зрения летательные аппараты его конструкции оказывались мало­пригодными для практического использования.

 

СИКОРСКИЙ ИГОРЬ ИВАНОВИЧ. Наиболее значительное место среди русских и зарубежных авиаконструкторов занимал Игорь Сикорский, внесший огромный вклад в развитие авиации. Это был человек сложной судьбы, с его именем связаны первые полеты российских аэро­планов, которые во многом оказались лучше иностранных самолетов.

Сикорский родился 25 мая (6 июня) 1889 г. в Киеве, в семье врача-психиатра, профессора Киевского университета. В 1906 г. он окончил морской кадетский корпус в Петербурге и вернулся в Киев. Однако его желание поступить в Киевский политехнический институт не осуществи­лось, так как в это политически напряженное время институт приостано­вил свою деятельность из-за студенческих волнений. Сикорский уехал в Париж, где поступил в техническую школу. Через год он вернулся в Ки­ев и был принят в политехнический институт.

Однако закончить институт ему воспрепятствовала непреодолимая увлеченность авиацией. Сикорский активно включился в конструктор­скую деятельность. Первая модель самолета оказалась безуспешной из-за недостаточной подъемной силы мотора. Удачными были последующие модели: С-3 и С-4. Более совершенной стала конструкция модернизированной модели самолета типа С-6, на котором был установлен рекорд скорости полета, и Сикорский в 1912 г. за С-6 был награжден на москов­ской воздухоплавательной выставке Большой золотой медалью.

На конструктора обратило внимание руководство Русско-Балтийского завода, куда он вскоре был приглашен на должность глав­ного конструктора авиационного отдела завода. Здесь И.И. Сикорский широко развернул свою конструкторскую деятельность. Вслед за С-6 по­следовал военный самолет С-6Б, занявший первое место в конкурсе во­енных аэропланов отечественных и зарубежных конструкторов. Если все предыдущие самолеты Сикорского были бипланами (двухкрылыми), то самолет С-7 он конструирует как монопланную (однокрылую) модель. В 1913 г. конструктор создал тренировочный самолет С-12, который был предназначен для обучения курсантов выполнению фигур высшего пило­тажа. Не оставила без внимания пытливая мысль Сикорского и гидро­авиацию. В эти годы он построил первые русские гидросамолеты С-10 и С-15.

Еще в первые годы конструкторской работы Сикорский вынашивал идею - построить многомоторный самолет для пассажирских и грузовых перевозок. И вот в марте 1913 г. он создает невиданный до сих пор четырехмоторный аэроплан "Гранд", переименованный в июне после испытательных полетов и конструкторской доработки в "Русский витязь". Это породило новое направление в авиации - тяжелое самолетостроение, в том числе военное.

В конце 1913 г. Сикорский сконструировал, а завод построил воздушный лайнер С-22 - "Илья Муромец", который имел комфортабельный пассажирский салон с электрическим освещением и отоплением. На этом самолете с шестнадцатью пассажирами на борту был установлен рекорд грузоподъемности. В июне 1914 г. на втором "Илье Муромце" был осуществлен перелет Петербург - Киев - Петербург, который доказал, что самолеты такого типа могут быть использованы как воздушные корабли, годные для гражданского и военного применения. За создание многомоторных самолетов И.И. Сикорский в 1914 году получил диплом инжене­ра. Русский конструктор получил мировую известность. Первое место в развитии бомбардировочной, в частности тяжелой, авиации в годы миро­вой войны занимала Россия. Созданные Сикорским тяжелые четырехмо­торные бомбардировщики типа "Илья Муромец" не имели равных в ми­ре. Самолет поднимал до 800 кг бомб, был вооружен 3-7 пулеметами, оснащен передовым по тому времени навигационным оборудованием и имел экипаж из восьми человек. Самолеты И.И. Сикорского представля­ли собой талантливые самобытные конструкции.

Произошедшие подряд две революции в России развалили отечественное авиастроительство. Советской власти было не до самолетов. Большевики перепрофилировали производство Русско-балтийского завода и Сикорский остался без работы. В эти материально и морально тяжелые дни ученый получил приглашение от зарубежных дипломатических представителей продолжить работу авиаконструктора во Франции. В январе 1918 г. он покинул Россию, однако в новой стране обитания пробыл недолго.

После окончания Первой мировой войны снова безработный Сикорский переезжает в США. Но и в этой стране, потерявшей, как и Франция, инте­рес к авиации после войны, он был вынужден в первые годы существо­вать за счет случайных заработков. В 1923 г. Сикорский вместе с группой русских эмигрантов организовал небольшую фирму "Сикорский аэроин­жиниринг корпорейшн". При поддержке состоятельных соотечественни­ков, особенно С.П. Рахманинова, фирма постепенно приобретала силу. Игорь Иванович создал несколько типов самолетов различного назначе­ния, преимущественно тяжелых аэропланов. В 1928 г. его десятиместный самолет-амфибия С-38 вырвался, наконец, в конкурентной борьбе на рынок.

В 1928 г. фирма переводится в г. Стратфорд под названием "Сикор­ский Эркрафт Корпорейшн". Вокруг фирмы сформировалась в 30-е годы колония русских эмигрантов, большинство из которых работали здесь рабочими и инженерами. Работы многих инженеров получили извест­ность. Следует отметить, что русские инженеры и летчики в 20 - 30-х годах сумели зарекомендовать себя так хорошо в Америке, что при обра­зовании новых предприятий лица, их финансирующие, ставили условия, чтобы половина инженеров была русской.

За свою авиаконструкторскую деятельность И.И. Сикорский создал 42 основных типа самолетов и ряд их модификаций. Но по-прежнему он не отверг своего увлечения молодости — вертолеты. В 1939 г. фирма Сикорского была слита с фирмой "Воут". Правление корпорации выделило конструктору небольшие средства на создание экспериментальной моде­ли вертолета. Такой аппарат был изготовлен 14 сентября 1939 г. по одновинтовой схеме, ставшей наиболее перспективной для последующих моделей всех весовых категорий вертолетов. Эта схема была принята многими другими конструкторами вертолетов в различных странах.

Второй моделью после экспериментальной, поднявшейся в воздух, стал двухместный вертолет С-47, который был запущен в крупносерий­ное производство. Эти вертолеты приняли участие во Второй мировой войне. Вся последующая жизнь И.И. Сикорского была связана с вертолетостроением. За С-47 последовали другие типы: легкие связные, легкие многоцелевые, транспортные всех весовых категорий.

Сикорский скончался 26 октября 1972 г. от сердечного приступа. Создателю первых трансокеанских лайнеров и мирового серийного вертолетостроения в главном здании фирмы, в фойе был поставлен бронзовый бюст. На пьедестале выбито: "Игорь Сикорский. 1889-1972". В фир­ме есть мемориальный музей, где собраны вещи, принадлежавшие И.И. Сикорскому. В фирме "Сикорский" работает сын великого русского авиаконструктора - Сергей Игоревич Сикорский. Он занимает пост вице-президента фирмы по специальным проектам. В прошлом Сергей Сикор­ский - летчик, 45 лет летал. Участник Второй мировой войны. Был лет­чиком-испытателем в фирме отца.

Второй "русской" авиационной фирмой в США была "Северский (потом "Репаблик") Корп". Ее создателями стали бывшие офицеры рус­ской армии Прокофьев-Северский и Картвелов. Фирма специализирова­лась на строительстве истребителей, в том числе лучшего американского самолета Второй мировой войны - истребителя "Тандерболт".

В годы войны М. Струковым в США была создана фирма, разработавшая ряд удачных военно-транспортных самолетов. Русские авиацион­ные специалисты трудились как на "русских" фирмах, так и на чисто американских авиастроительных предприятиях (Захарченко, Петров, Ваттер), а также в системе высшего авиационного образования (Никольский, Гарцев, Акерман и др.). Русские авиационные инженеры внесли большой вклад в развитие техники США, Франции, Германии, Бельгии, Югославии.

 

X X X

Русские ученые, конструкторы, инженеры, оказавшиеся за рубежом, прославили своим талантом и трудом русскую науку и технику, свою Родину. Процесс возвращения имен, замалчивавшихся несколько десятилетий, еще только начался. Дальнейшие исследования историков, специалистов других отраслей науки ставят своей целью сбор и систематизацию сведений о выдающихся соотечественниках-эмигрантах, что по­зволит в будущем создать единую русскую науку.

Заслуживает внимания исследователей научная деятельность и дру­гих русских ученых-эмигрантов, не названных выше. Так, в Пастеров­ском институте в Париже вместе с С.Н. Виноградским работал ученый С.И. Метальников, разрабатывавший проблемы иммунитета и изучавший защитные свойства фагоцитов. Профессор В.К. Агафонов создал во Франции научную школу в области почвоведения. Он руководил состав­лением первой почвенной карты Франции. В области зоологии и ботани­ки заметных результатов достиг К.Н. Давыдов - специалист в области сравнительной эмбриологии, исследователь фауны Индокитая.

В Париже, а затем в Праге жил известный русский геолог, один из основоположников палеоэкологии, член Петербургской Академии наук Н.И. Андрусов. В Кардовском университете в Праге работали М.М. Но­виков - руководитель кафедры зоологии, профессор B.C. Ильин. В Хар­бине жил и вел научную работу по изучению почв и растительности Маньчжурии и Северо-Восточного Китая Т.П. Гордеев. В США инженер-кораблестроитель В. Юркевич принимал активное участие в проектиро­вании и строительстве океанского лайнера "Нормандия".

 

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: