Информирование «Стресс. Релаксация. Концентрация»

Ставшее в последнее время столь модным слово стресс пришло к нам из английского языка и в переводе означает слово нажим, давление, напряжение.

«Совокупность защитных физиологических реакций, возникающих в организме животных и человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. (стрессов)».

Словарь

Первым дал определение стресса канадский физиолог Ганс Селье. В одном из своих выступлений в Праге Селье говорил: «Стресс – это всё, что ведёт к быстрому старению или вызывает болезнь».

Механизм реакции человека на стрессовый импульс очень сложен.

 

Как человеческий организм реагирует на стресс?

1.Тревого и стресс. Стрессоры вызывают реакцию тревоги и страха. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться. Человек либо адаптируется, обретая равновесие, либо не адаптируется. Иными словами стресс либо достаточно долго продолжается (ожидание экзаменов), либо возникает непосредственно перед экзаменам или на самом экзамене.

2.Пассивность, беспомощность, депрессия. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен эффективно противостоять стрессу. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

3.Активная защита. Человек меняет форму деятельности (спорт, музыка, хобби).

4.Активная релаксация, которая повышает как психическую, так и физическую природную адаптацию.

Борьба или бегство?

  Что же происходит с человеком при стрессе? Каков механизм реакции тревоги? В 1935 году американский физиолог Уолкер Кеннон впервые определил её реакцию борьбы или бегства.

   Информация о реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная ретрансляционная станция – гипоталамус. В течение долей секунды через нервные окончания симпатической нервной системы передаётся в надпочечники. Получив сигнал SOS, они выбрасывают в кровь адреналин и норадреналин (боевые гормоны). Это приводит к напряжению мышечной мускулатуры, появляется тревога, страх, ярость (в зависимости от ситуации), учащается пульс и дыхание, повышается кровяное давление. Согласитесь, в таком состоянии, сложно принимать обдуманные решения.

 

Ганс Селье выделил три фазы реагирования организма на стресс:

1- реакция тревоги. В начале стрессовой ситуации происходит мобилизация необходимых сил. Об этом свидетельствуют: учащенный пульс, участившиеся головные боли, жалобы на боли в желудке, учащенное дыхание и сердцебиение, повышенное потоотделение, кроме того, снижение усидчивости, неспособность сосредоточиться, приступы раздражительности, гнева, беспокойство, смятение, отсутствие уверенности в себе, страх.

2- фаза сопротивления, когда делается попытка преодолеть возникшие трудности. На этой стадии организм оказывается более устойчивым к разнообразным вредным воздействиям, чем в обычном состоянии. Наиболее эффективная помощь в этот период- укрепление уверенности ребенка в себе.

3- реакция истощения, когда после длительного напряжения понижается способность организма к сопротивлению. В этот период возрастает восприимчивость к заболеваниям, истощается запас жизненных сил, снижается уверенность.

Стресс- норма жизни. Главное - не доводить себя до третьей фазы.

 

Упражнение «Продолжите фразу…» (напишите на листочке)

· «Стресс — это...»

· «Как можно противостоять стрессу?

· «Приведите примеры стрессовых ситуаций»

· «Что делать, если вы попали в стрессовую ситуацию?»

Информирование

      Очень часто в стрессовой ситуации формируется негативная установка, мешающая объективной оценке своих возможностей.

     Пример из жизни: «Возвращаясь на своей машине, я пробил два колеса. Мой домкрат был сломан, и тогда я стал останавливать проходящие машины. Половина из них даже больше, проехали мимо, несмотря на то, что был день. Первый остановившийся на мою просьбу о помощи ответил: «Мне некогда», второй: «Он у меня завален вещами». Так прошёл час. В очередной раз, не доходя 2-3 метра до машины, сказал: «Езжай, всё равно не дашь домкрат», развернулся и пошёл от машины. Вдруг я услышал: «Подожди, сейчас достану и дам его тебе!». И тогда я поймал себя на мысли: это негативная установка.

     Вывод: очень важно уметь распознать подобные негативные установки, и тогда каждый найдёт для себя ответ на вопрос, почему он так поступает в той или иной ситуации.

    Негативные мысли деструктивны, так как в ожидании провала каждый из нас принимает решения, последствия которых достаточно сложно исправить. Если проецировать на учёбу – это недописанная контрольная (всё, больше не знаю), это недосказанный ответ у доски и т.д.

    Как же лучше действовать в напряженной ситуации, вызывающей негативную установку?

Советы:

1. Попытайтесь переключить внимание. Для этого необходимо сконцентрироваться на любом предмете, любой вещи, попавшей в поле зрения. Необходимо описать цвет, форму, материал, из которой изготовлена вещь.

2. Попытаться объективно описать фрустрирующую (препятствие) ситуацию, извлечь выгоду из неё.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: