Дискуссия по вопросу о периодизации Новейшей истории

Доклад

 

на тему: Что включает в себя История новейшего времени

 

Исполнитель:         

студент 4 курса группы «Из» _____________________________Е.В. Зальцман

дата                подпись

 

                                     

 

Руководитель:             

к.и.н Доцент 

_____________________________Д.В.Кузнецов

дата                         подпись                                      

 

 

Благовещенск 2020

Содержание

1. Понятие «Новейшая история». Предмет и задачи курса Новейшая история стран Европы и Америки, его содержание.

2. Периодизация Новейшей истории. Дискуссия в отечественной и зарубежной историографии по вопросу о периодизации Новейшей истории.

3. Источники по истории Новейшего времени.

4. Список используемой литературы.

 



Понятие «Новейшая история».

Новейшее время является одним из наиболее насыщенных периодов мировой истории.

Оно связано с развертыванием процессов, судьбоносных для Человечества, событиями глобального масштаба, определившим динамику складывания современной цивилизации.

Вычленение особого периода Новейшей истории из всеобщей истории в целом произошло у нас в стране в 1934 г.

В «Замечаниях И.В. Сталина, С.М. Кирова и А.А. Жданова о проекте учебника по Новой истории для средней школы» (1934 г.) была определена периодизация курса Новой и Новейшей истории, в частности, содержалось понятие «третьего периода Новой истории, или Новейшей истории» как этапа «упадка капитализма и победного строительства социализма».

Позднее с этим понятием была соотнесена концепция «общего кризиса капитализма», разработанная идеологами Коммунистического Интернационала (коминтерна).

В итоге, под «Новейшей историей» стали понимать эпоху Всемирной истории, охватывающую период от Великой Октябрьской социалистической революции (1917 г.) «до наших дней».

Современная историческая наука отказалась от подобной трактовки Новейшей истории.

На смену политизированной истории, отдающей приоритет детальному описанию классовой борьбы, революционного и национально-освободительного движения, пришел более сбалансированный анализ развития общества как целостной системы.

Предмет цель и задачи курса Новейшей истории стран Европы и Америки.

Что же входит в предмет и задачи курса Новейшей истории стран Европы и Америки?

Целью изучения дисциплины является формирование у студентов комплексного представления об основных тенденциях и особенностях социально-экономического, политического и духовного развития ведущих стран Европы и Северной Америки в ХХ начале Х1 вв.

В настоящее время курс Новейшей истории стран Европы и Америки ориентирован на комплексное изучение политических, экономических, социальных и культурных процессов, определивших развитие Запада на протяжении ХХ столетия, а также специфики развития отдельных стран и регионов в течение этого времени.

Основными задачами преподавания курса «История новейшего времени» являются: – формирование и развитие исторического мышления студента; – формирование профессиональных компетенций историка; – раскрытие общих тенденций и специфики развития ведущих стран Европы и Северной Америки в ХХ– начале Х1 вв. Программа отражает содержание дисциплины «История новейшего времени» и определяет необходимый объем знаний, которые требуются для студентов-историков.

Кроме того, одна из его задач – это выявить этапы становления системы международных отношений в 1918-1939 гг., а также ее развитие после Второй мировой войны, в том числе в условиях «холодной войны» и «нового мирового порядка».

Применительно к условиям XXI века – его задача установить общие черты и характерные особенности развития ведущих стран Запада на современном этапе.

Содержание курса Новейшей истории стран Европы и Америки – это процесс трансформации индустриальной цивилизации, а также постепенный переход к постиндустриальной цивилизации в рамках так называемого «информационного общества».

Цивилизация (от лат. civilis – «гражданский») – совокупность достижений материальной и духовной культуры, приемов и способов контакта человека с Природой, установившиеся стереотипы и образ жизни людей, а также их поведение.

- Древневосточная цивилизация.

- Античная цивилизация.

- Европейская (традиционная) средневековая цивилизация.

- Индустриальная цивилизация.

- Постиндустриальная цивилизация.

Дискуссия по вопросу о периодизации Новейшей истории.

Фактически, любое деление на эпохи, периоды или этапы, в сущности, условно. Развитие Человеческого общества – это живой, непрерывный процесс, в котором каждое явление или событие имеет свое происхождение. Но тем не менее, определение внутренних рубежей в истории необходимо, т.к. это позволяет проследить генезис многих исторических явлений и процессов, лучше понять сущность реалий прошлого, а также облегчает их типологизацию.

В марксистско-ленинской историографии представление о внутренней периодизации Новой и Новейшей истории сформировалось после 1934 г. В «Замечаниях И.В. Сталина, С.М. Кирова и А.А. Жданова о проекте учебника по Новой истории для средней школы» (1934 г.) отмечалось, что Новейшая история берет свое начало с 1917 г., когда произошла Великая Октябрьская социалистическая революция.

В соответствии с этим, была сконструирована следующая модель Новой и Новейшей истории: 1640 – 1789 – 1870-1871 – 1917 – 1939 – …

1.Период Новой истории: 1640 – 1789 – 1870-1871 гг. Восходящая линия развития капитализма, когда капитализм имел прогрессивное значение.

2.Период Новой истории: 1870-1871 – 1917 гг. Нисходящая линия развития капитализма, когда капитализм имел регрессивное значение.

В основу же периодизации Новейшей истории также была положена идея об упадке капитализма.

С 1917 г. – начало общего кризиса капитализма.

С 1939 г. – начало второго периода общего кризиса капитализма, связанного с событиями Второй мировой войны 1939-1945 гг.

«Вследствие того, что новая история, самая богатая содержанием, перенасыщена событиями, а также ввиду того, что самое главное в новой истории буржуазных стран, если иметь в виду период до Октябрьской революции в России, – это победа Французской революции и утверждение капитализма в Европе и Америке, – считаем, что было бы лучше, если бы

учебник новой истории открывался главой о Французской революции. Для связи с предшествующими событиями можно было бы предпослать небольшое введение с кратким изложением основных событий Нидерландской и Английской революций, отнеся подробное изложение событий Нидерландской и Английской революций к концу учебника средней истории…».

«Разбивку новой истории в конспекте на две части считаем мало мотивированной и случайной, произведенной по какому-то непонятному признаку. Мы бы считали целесообразным разбить новую историю на три части:

Первая часть – от Французской буржуазной революции до франко-прусской войны и Парижской Коммуны (исключительно). Это будет период победы и утверждения капитализма в передовых странах.

Вторая часть – от франко-прусской войны и Парижской Коммуны до победы Октябрьской революции в России и окончания империалистической войны (включительно). Это будет период начавшегося упадка капитализма, первого удара по капитализму со стороны Парижской Коммуны, перерастания старого “свободного” капитализма в империализм и свержения капитализма в СССР силами Октябрьской революции, открывшей новую эру в истории человечества.

Третья часть – от конца 1918 года (год окончания войны) до конца 1934 года. Это будет период послевоенного империализма в капиталистических странах, экономического и политического кризиса в этих странах, период фашизма и усиления борьбы за колонии и сферы влияния, с одной стороны, и, с другой стороны – период гражданской войны и интервенции в СССР, период первой и начало второй пятилетки в СССР, период победоносного строительства социализма в нашей стране, период искоренения последних остатков капитализма, период победы и подъема в СССР социалистической индустрии, победы социализма в деревне, победы колхозов и совхозов. Мы считаем большой ошибкой, что авторы конспекта обрывают историю на 1923 годе. Эту ошибку надо исправить, доведя историю до конца 1934 года. В соответствии с этим придется произвести переделку и перераспределение материала, разделов и глав.

И. СТАЛИН

С. КИРОВ

А. ЖДАНОВ

9 августа 1934 года»

В 1960-е годы, после закрепления концепции 3 этапов в рамках общего кризиса капитализма, изменилась и периодизация Новейшей истории.

Теперь она предстала в следующем виде:

Первый этап. 1917-1945 гг.

Начало общего кризиса капитализма после ВОСР и возникновение социалистической системы в отдельно взятой стране.

1. 1917-1923 гг., послевоенный революционный подъем под влиянием октябрьской революции в России.

2. 1923-1929 гг., временная стабилизация капиталистической системы при упрочении социализма в СССР.

3. 1929-1939 гг., всемирный экономический кризис 1929-1933 гг. и обострение классовой борьбы в условиях активизации сил империалистической реакции и ее крайней формы – фашизма.

4. 1939-1945 гг., период Второй мировой войны (до 1941 г. – империалистической по характеру, после 1941 г. – национально-освободительной по характеру, выступающей как продолжение классовой борьбы с мировым империализмом).

Второй этап. 1945-1949 гг.

Складывание мировой системы социализма.

Третий этап. С 1949 г.

Крушение колониализма, а также нарастание общего кризиса капитализма.

Соответственно, в 1970-е и 1980-е гг. эта периодизация устоялась, а в отношении третьего этапа Новейшей истории отодвигались ее хронологические рамки.

В 1987 г. в журнале «Новая и новейшая история» появилась статья, авторы которой (С.С. Григорцевич и Н.С. Черкасов) заявили: «Дискуссионна, на наш взгляд, заложенная в курсе периодизация Новейшей истории стран Европы и Америки после 1945 г. Разграничение второго и третьего периодов общего кризиса капитализма (1949 г.) вызывает серьезные сомнения. Более обоснованным рубежом представляется середина 1970-х годов, когда проявились качественные по своему характеру изменения в экономических, социальных, политических процессах в капиталистическом мире.

Обновление методологических основ курса, в том числе решение вопроса об основном содержании эпохи, а также изменение схемы периодизации, стали предметом оживленной дискуссии.

Показательна в этом отношении серия материалов, дискуссионных по своему характеру, которые появились на страницах журнала «Новая и новейшая история» в 1993-1997 гг. Начало этой дискуссии положила статья Б.Д. Козенко и Г.М. Садовой, которая была опубликована в 1993 г.

В 1990-е годы появились новые подходы:

Б.Д. Козенко и Г.М. Садовая.

Е.Ф. Язьков (МГУ).

А.М. Родригес, М.В. Пономарёв (МПГУ).

Вместе с тем, несмотря на то, что в настоящее время историки не имеют единого мнения в отношении того, когда же началась Новейшая история, тем не менее, они согласны со следующим: внутренняя периодизация Новейшей истории может быть представлена только таким образом –

1-й Период Новейшей истории: до 1945 г.

2-й Период Новейшей истории: после 1945 г.

«Водоразделом» является Вторая мировая война 1939-1945 гг.

В последнее время все чаще говорят о том, что следует выделить еще один, 3-й Период Новейшей истории: после 1991 г.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: