Взрослому важно увидеть, что за местью ребенка стоит реакция на родительское отвержение. Мстят тогда, когда обидно, а обида – это невыраженная злость. За злостью всегда стоит боль и неудовлетворенная потребность, в данном случае потребность в признании и в значимости.
Поэтому ребенку важно дать понять, что он любим и необходим. Нужно избегать ответной мести: ударить, наорать, сделать назло. Лучше удалиться из этой ситуации и остыть, принять решение в спокойном состоянии.
Если ситуация дошла до мести, следуйте рекомендациям при борьбе ребенка за власть и когда он хочет привлечь внимание.
Способ 4 ПРОЯВЛЯТЬ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
КАК ПРОЯВЛЯЕТСЯ:
Ребенок становится пассивным и прекращает попытки борьбы: «Я неудачник! У меня ничего никогда не получится!».
Если ребенок сможет убедить взрослых в том, что он ничего не может, то тогда
к нему будут предъявлять меньше требований, и таким образом он избежит возможных унижений и неудач.
Ребенок проявляет несостоятельность, если:
|
|
– вы чувствуете в отношениях с ребенком безысходность и обреченность, как будто ничего уже нельзя поделать, опускаются руки;
– он ничего не хочет, ни за что новое не берется, говорит, что не сможет;
– взрослые начинают предъявлять
ПРИМЕР
На занятии в детском саду мальчик не смог приклеить ровную цифру, и воспитатель отругала его. В тот же день, когда мама привела его из детского сада домой, ребенок сказал, что не может раздеться, хотя раньше никаких проблем с этим не было. Неудача в детском саду привела к снижению самооценки мальчика вплоть до ступора в тех действиях, в которых он раньше был успешным.
Он как бы попытался стать «меньше», чтобы вернуть то состояние, в котором ему было комфортно. Иногда такие состояния можно обозначить как регресс.
ЧТО РЕКОМЕНДОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ
Возвращать ребенку веру в свои силы, повышать самооценку похвалой и за результаты сделанного, и за намерения начать, попробовать. Следить за своей речью: не сравнивать ребенка с другими детьми, меньше критиковать и обвинять. Не делать за ребенка то, что он может сделать сам. Чаще подчеркивать способности и качества ребенка. Относиться спокойнее к тому, что не получается. Говорить, что если ребенок будет прикладывать усилия, то у него будет получаться лучше и лучше. Чаще просить о помощи, чтобы ребенок почувствовал, что он тоже может
вносить свой вклад, что в нем нуждаются.