Как управлять персоналом с учетом типологии мотивации Герчикова

Стимулирование персонала

Виды стимулирования

Типы мотивации Герчикова

Инструменталь. Проффесиональ. Патриотич. Хозяйский Избегатель.
Негативные: наказания, угрозы в денежной форме запрещены в знаковой форме запрещены базовые
Денежные базовые разрешены нейтральные разрешены нейтральные
Натуральные: покупка, аренда жилья и т.п. в денежной форме при целевой договоренности в знаковой форме при целевой договоренности базовые
Моральные запрещены разрешены базовые нейтральные нейтральные
Патернализм запрещен запрещен разрешен запрещен базовый
Организационные условия, организация работы нейтральные базовые нейтральные разрешены запрещены
Карьера, развитие разрешены базовые нейтральные разрешены запрещены
Участие в совладении и управлении нейтральные разрешены разрешены базовые запрещены

Примечание:

· «базовая» – наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации;

· «применима» – данная форма стимулирования может быть использована;

· «нейтральная» – применение данной формы стимулирования не окажет никакого воздействия на человека, и он будет продолжать действовать как прежде;

· «запрещена» – применение данной формы стимулирования приведет к прямо противоположному эффекту и, возможно, к деструктивному поведению.

Оплата труда

Необходимо выбирать форму оплаты труда в зависимости от типа личности.

Тип мотивации Предпочтительная форма и особенности оплаты
Инструментальный Сдельная зарплата с высоким % переменной части в зависимости от результатов труда
Профессиональный Повременная зарплата с учетом квалификации персонала и особенностей работы
Патриотический С малой переменной частью с учетом вклада сотрудника в общие результаты работы
Хозяйский Сдельная или повременная зарплата по индивидуальным или командным результатам
Избегательный Повременная, которая варьируется от личных и общих результатов

Организация труда

Понимание мотивационной структуры персонала поможет сформировать рабочие команды, оценить возможность перестройки «под себя» сотрудников, определить вероятность соблюдения корпоративных правил.

Типы мотивации

Ожидаемое трудовое поведение

Функции Инициатива Дисциплина
Инструментальный нейтральное только при особом стимулировании средняя
Профессиональный расширение высокая средняя, со срывами
Патриотический расширение высокая высокая
Хозяйский стремление к системной законченности высокая в пределах работы/функции средняя
Избегательный сужение отсутствует средняя или низкая

Обучение и развитие

Типы мотивации

Карьерные ориентации

Отношение к обучению

Ради дела Ради власти
Инструментальный оптимальные оптимальные нейтральное или пассивно негативное
Профессиональный высокие нет позитивное, активное
Патриотический низкие низкие позитивное
Хозяйский оптимальные или высокие низкие нейтрально негативное
Избегательный нет оптимальные или высокие выраженно негативное

Коммуникации

Тип мотивации Лидерские данные Отношения с другими работниками
Инструментальный низкие, оптимальные нейтральные, напряженные
Профессиональный оптимальные доброжелательные, нейтральные, реже – напряженные
Патриотический высокие, оптимальные хорошие
Хозяйский высокие оптимальные
Избегательный крайне низкие замечательные

В некоторых случаях работники пересматривают свое отношение к жизни, работе, у них меняются цели и ценности. Необходимо периодически перепроверять тип личности сотрудников, проводить опросы, собеседования и анкетирования. Только так можно корректировать процесс управления и добиваться максимальной эффективности труда.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: