Борьба за власть после смерти И.В. Сталина

Белов А. ОБ-РИ 41

Экономические преобразования СССР

1) в 1987 году был принят закон о государственном предприятии (объединении). В соответствии с этим законом советские предприятия переводились на хозрасчет и самоокупаемость. Теперь предприятия могли сами искать поставщиков сырья и реализовывать продукцию, в том числе путем продажи за границу.

2) в 1988 году были разрешены кооперативы и расширялась индивидуальная частнопредпринимательская деятельность. Сельские жители теперь могли становиться фермерами и развивать собственное хозяйство в коммерческих целях, а не только для личного пользования.

3) районные и областные комитеты КПСС были лишены прав вмешательства в деятельность предприятий.

4) введена госприемка – контроль качества выпускаемого товара, что должно было улучшить показатели качественности товара

5) в июле 1987 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли Постановление № 821 «О совершенствовании системы банков в стране и усилении их воздействия на повышение эффективности экономики». Была создана система специализированных банков: Госбанк СССР, Внешэкономбанк СССР, Промстройбанк СССР, Агропромбанк СССР, Жилсоцбанк СССР, Сберегательный банк СССР.

6) Создание банков на коммерческой основе (Союз-банк, ленинградский Кооперативный банк «Патент», Автовазбанк, «Автобанк», ОАО «Московский акционерный Банк „Темпбанк“», ОАО «АКБ „Инвестбанк“»)

ПЗ

Борьба за власть после смерти И.В. Сталина

Весной — летом 1953 г. в жестокой борьбе соратников Сталина за власть определяются контуры новой политической стратегии советского руководства, которая впоследствии будет названа «оттепелью». Народ давно ждал перемен к лучшему. Все послевоенные годы в стране подспудно нарастали негативные тенденции в разных областях жизни. Экономика пребывала в состоянии постоянного перенапряжения. В крайне тяжелом состоянии находилось сельское хозяйство. Уровень жизни народа оставался крайне низким. В развитии промышленности упор делался на военное производство и тяжелую индустрию. Прямые военные расходы в канун смерти Сталина составляли около четверти национального бюджета. В то время как промышленно развитые страны на рубеже 50-х гг. активно внедряли в производство достижения начавшейся научно-технической революции (и это привело их к новому, постиндустриальному этапу развития), в СССР даже ведущие отрасли промышленности развивались на основе устаревших схем и решений. Советская директивная экономика в силу её сверхцентрализованности, отсутствия инициативы и предприимчивости оказалась неспособной учитывать новейшие достижения мировой науки и техники.

В созданной Сталиным системе не было конституционного механизма смены политического лидера. Каждый очередной политический поворот в стране сопровождался закулисными интригами, сговорами политической верхушки, а нередко и заговором.

Соратники Сталина прекрасно осознавали невозможность продолжения в новых условиях курса, основанного на личной власти, государственном принуждении и насилии. Но весной 1953 г. никто из ближайшего окружения генсека не располагал ни разработанной стратегией дальнейшего развития страны, ни достаточным авторитетом для реализации нового курса. Не доверяя друг другу и ощущая определенную беспомощность, сталинские наследники к середине марта 1953 г. создают так называемое коллективное руководство. Уже вечером 5 марта ещё при живом диктаторе его ближайшие соратники на совместном заседании пленума ЦК КПСС, Совета Министров СССР и Президиума Верховного Совета лишили его власти и распределили между собой руководящие посты. Наиболее престижная должность Председателя Совета Министров СССР была отдана Г. М. Маленкову, фактически контролировавшему в последние годы жизни Сталина карательные органы. Его первыми заместителями стали В. М. Молотов, Н. И. Булганин, Л. М. Каганович и Л. П. Берия, который также возглавил объединенное МВД. Став во главе огромного силового ведомства, Берия получил определенные преимущества в борьбе за власть. Молотов вернул себе пост министра иностранных дел. Булганин стал министром обороны. В соответствии с планами Берии и Маленкова Н. С. Хрущеву было предложено «сосредоточиться на работе в ЦК КПСС».

Эти перестановки в высшем партийном руководстве имели целью отсечь от власти сталинских выдвиженцев, попавших туда на XIX съезде партии, а заодно избежать возможного кризиса взаимоотношений с народом и сохранить существующие властные структуры. Чтобы пресечь возможные требования «снизу» на участие в осуществлении властных полномочий, верхи вынуждены были начать давно назревшую либерализацию режима, пойти на ограниченные и контролируемые уступки в сфере политических и гражданских прав.

Первые действия коллективного руководства носили откровенно популистский характер. В процессе либерализации для сталинских наследников главным стал вопрос об отношении к его наследию.

В начале марта было негласно решено прекратить «политику культа личности». Эта формулировка позволила новому руководству страны, манипулируя общественным сознанием, свести всю совокупность назревших проблем к сугубо субъективным, личностным — к «культу личности Сталина».

Новое советское руководство могло удержаться у власти лишь продолжая курс на построение коммунистического общества в «отдельно взятой стране», декларируя приверженность марксизму-ленинизму.

Первым с критикой в адрес Сталина выступил претендующий на главенствующую роль в руководстве страной Л. П. Берия. Возглавляя карательное ведомство, он лучше других знал болевые точки советской системы. Чутко уловив настроения политической элиты, «Лубянский маршал» начал с пересмотра обвинений участников недавних политических процессов. Сразу после своего назначения министром внутренних дел он запретил пытки заключенных, лично освободил из тюрьмы участников так называемого менгрельского дела. Своим первым приказом по МВД новый министр положил начало пересмотру ряда наиболее важных дел, к фабрикации которых он не имел непосредственного отношения: «дела врачей», «артиллеристов». Предлагая признать за Сталиным вину за политические репрессии, Берия рассчитывал переложить ответственность с партийного руководства на одного человека — Сталина. Чтобы предстать перед обществом борцом против злоупотреблений властью и самому уйти от ответственности за массовые репрессии, Берия активно занялся различными проблемами как внутренней, так и внешней политики. Он предложил амнистировать около миллиона человек, осужденных на срок до пяти лет. Позже он предлагал расширить права союзных республик, распустить колхозы.

В области внешней политики Берия выступал за прекращение «холодной войны», восстановление отношений с Югославией. Хрущев и Маленков настороженно отнеслись к реформаторским инициативам Берии, справедливо видя в них стремление обелить себя в глазах народа.

Курс, взятый Берия после смерти Сталина, был абсолютно ясным, последовательным и четким. Берия вел дело, во-первых, к демонтажу «мировой системы социализма»; во-вторых, к расшатыванию единства Союза ССР; в-третьих, к постепенному сворачиванию социалистического строительства как такового. Фактически, Берия предлагал… сдать Восточную Германию! Он заявлял: «ГДР! Да что такое эта ГДР?! Даже не настоящее государство. Держится только на советских штыках, хоть и называется Германской Демократической Республикой». Берия доказывал Маленкову, Хрущеву, Молотову и Булганину – эксперимент по строительству социализма в ГДР провалился. Из ГДР надо уходить, выводить войска и дать ей возможность объединиться с Западной Германией. Пройдет чуть меньше 40 лет и программа Берия будет выполнена – ее исполнителем окажется Михаил Горбачев. Лаврентий Павлович подготовил широчайшую программу «национализации» союзных республик – изгнание русских (и вообще выдвиженцев Москвы) из органов управления союзными республиками и замена их «местными кадрами», введение в деловой и официальный оборот национальных языков, реабилитация деятелей «национального движения». Более того, есть данные, что Берия планировал вступить в прямые переговоры с арестованными лидерами вооруженного подполья Литвы и Западной Украины. Кроме того, Берия активно поощрял идеи Маленкова о децентрализации экономики и постепенного отказа от планового хозяйства. Между тем, вся советская коммунистическая система держалась на трех китах – внешней мощи, централизованной системе управления СССР плановой экономике. Берия готовил одновременный удар по всем трем опорам существовавшей системы. Судя по многим его высказываниям, он предполагал и развенчание культа личности Сталина, т.е. лишал народ последней точки опоры – прежней идеологии.

Сохраняя через местные органы МВД контроль за обстановкой на местах, Берия становился все более опасной фигурой для своих недавних соратников. Угроза возможного отстранения от власти и даже физического уничтожения, исходящая от Берии, сплотила на время его политических противников и прежде всего Хрущева и Маленкова. Они смогли привлечь на свою сторону группу высокопоставленных военных, включая маршала Г. К. Жукова и генерала К. С. Москаленко. 26 июня 1953 г. по инициативе заговорщиков было созвано внеплановое заседание Президиума ЦК, на котором арестовали Берию.

«Делу Берии» был посвящен состоявшийся в начале июля 1953 г. специальный пленум ЦК КПСС. На нем недавние соратники в соответствии с практикой фальсификаций того времени обвинили Берию во всех смертных грехах: от организации политических процессов конца 40 — начала 50-х гг. до плохого обеспечения картофелем жителей городов. От 23.12.1953. "Сего числа в 19 часов 50 минут на основании предписания председателя специального судебного присутствия Верховного суда СССР от 23 декабря 1953 года N 003 мною, комендантом специального судебного присутствия генерал-полковником Батицким П.Ф., в присутствии Генерального прокурора СССР, действительного государственного советника юстиции Руденко Р.А. и генерала армии Москаленко К.С., приведен в исполнение приговор специального судебного присутствия по отношению к осужденному к высшей мере наказания - расстрелу Берия Лаврентию Павловичу". Три подписи. В декабре 1953 г. он вместе с шестью ближайшими сотрудниками, возглавлявшими карательные органы, был расстрелян по приговору Верховного Суда.

Тем самым линия критики «культа личности», формально заявленная на июльском пленуме, не получила дальнейшего развития. Однако устранение «лубянского маршала» сыграло положительную роль в дальнейшей судьбе советской системы: с массовым террором было покончено. Атмосфера всеобщего страха, многие десятилетия сковывавшая страну, стала постепенно исчезать.

Устранение Берии усилило позиции Маленкова и Хрущева в руководстве страной. Самый молодой и самый образованный из «наследников» Сталина, Г. М. Маленков, по оценкам зарубежных наблюдателей, был «наиболее западно-ориентированно мыслящим человеком среди других советских лидеров».

В августе 1953 г. Маленков на сессии Верховного Совета СССР изложил основные черты нового экономического курса. Важнейшей его частью было намерение руководства страны уделить больше внимания производству потребительских товаров и повышению жизненного уровня трудящихся. Ресурсы на это предполагалось получить за счет перераспределения средств в пользу легкой промышленности и одновременного сокращения выпуска продукции тяжелой промышленности. В соответствии с предложениями главы государства менялась и сталинская антикрестьянская политика. Снижение налогов с крестьян с последовавшим вскоре повышением закупочных цен на сельхозпродукты позволило улучшить положение с продовольствием в стране и сделали Маленкова в 1953–1955 гг. самым популярным человеком в стране. В качестве главы государства Маленков сделал важные шаги по улучшению международного положения СССР. В августе 1953 г. он впервые употребил термин «разрядка международной напряженности» и призвал Запад к снижению военного противостояния.

Однако смелый для того времени экономический курс Маленкова противоречил всей логике существования советской системы, ставил под сомнение статус СССР как великой державы, лишал его способности успешно решать внешнеполитические задачи, укреплять оборону, но прежде всего он противоречил заданиям пятого пятилетнего плана (1951–1955 гг.), рассчитанного на преимущественное развитие тяжелой промышленности, и менять его было уже нереально. В стране в соответствии с планом полным ходом сооружались новые гигантские заводы и гидростанции, в строжайшей секретности создавался «ракетно-ядерный щит». Только по официальным данным на все это предназначалось почти в 11 раз больше капиталовложений, чем в развитие легкой промышленности.

Именно это обстоятельство оказалось решающим в возвышении Хрущева. В начале 1955 г. Маленков был обвинен в отсутствии необходимых знаний, опыта хозяйственной и советской работы, а также в былом сотрудничестве с Берией. Новым главой правительства стал министр вооруженных сил СССР Н. А. Булганин, человек малоинициативный и нерешительный. Победителем в борьбе за единоличное лидерство в партии и государстве оказался Н. С. Хрущев.

Свое предназначение как лидера страны Хрущев видел в том, чтобы дать мир и благосостояние советскому народу. Хрущев был честным и искренним человеком, однако личная причастность его к репрессиям, ограниченный политический кругозор, недостаточная общая культура не позволили ему быть до конца последовательным в своей политике. Он неясно представлял средства для достижения поставленных целей. Не был готов Хрущев к демократизации общественных институтов, к тому, чтобы по-настоящему включить в борьбу за реформы здоровые силы общества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: