Ресурсное обеспечение рыбохозяйственного комплекса в ретроспективе 10 страница

Одним из важнейших финансовых показателей является показатель затраты на рубль реализации продукции. По убыточным предприятиям они составили в 1996,1997,1998 и 1999 гг. соответственно 7,0; 5,9; 3,8 и 1,2 руб., по прибыльным - 35; 38; 62 и 80 коп. соответственно. При этом, если по убыточным величина этого показателя за рассматриваемый период снизилась в 5,8 раза, то по прибыльным она увеличилась в 2,3 раза. В целом по рассматриваемым предприятиям величина данного показателя уменьшилась в 1,2 раза.

Отмеченные выше соотношения в табл. 127 можно определить как экономический нонсенс. Это свидетельствовало о явном искажении учета ре­ально сложившейся ситуации на обследованных предприятиях. Необходимо отметить, что убыточными являлись большинство базовых, бывших го­сударственных, главным образом, добывающих предприятий, а прибыльными - их филиалы, дочерние и прочие структуры, находящиеся с первой группой в партнерских, коммерческих отношениях. Первые, как правило, несли основную нагрузку в виде расходов на сырье и материалы, топливо, амортизацию, обслуживание флота ремонтом и портовыми услугами и пр., что и отражалось на величине себестоимости и в соответствующих статьях баланса, в частности, на кредиторской задолженности (см. табл. 115).

Не менее абсурдным являлись соотношения прибыльных и убыточных предприятий по объему реализации, приходящиеся на одно предприятие: в 1996 г. - 6,8 раз; в 1997 г. -11,4 раза; в 1 998 г. -11,5 раза и в 1999 г. - 2,7 раза.

Как известно, в рассматриваемый период в рыбной промышленности и хозяйстве убыточные предприятия составляли около 50% общей численности их. С отмеченными выше искаженными показателями они находились в условиях формирования рыночных отношений около 10 лет. На них происходило ежегодное накопление убытков, рост величины долгов. Такие предприятия по сути существовали в основном за счет несовершенства отечественного законодательства и проведения неадекватной новым условиям хозяйствования учетной политики.

В свою очередь, можно подчеркнуть наблюдавшийся позитивный момент: в 1999 г. рассматриваемые показатели соответствовали реальным экономическим измерениям. Так, соотношение объемов реализации прибыльных и убыточных предприятий составляло 2,7 раза, затрат на рубль реализации - 1,2 раза.

 

Внереализационные расходы. Как показывают результаты анализа производ-ственной деятельности рыбохозяйственных предприятий, наиболее сильное негативное влияние на показатели их функционирования оказывали общехозяйственные факторы, обусловленные прочими операционными и внереализационными расходами (табл. 128).

На практике это реализовалось в виде основных расходов, относимых на убытки: списание основных средств с баланса в связи с моральным износом; содержание «законсервированных» производственных мощностей и объектов; курсовая разница переоценки обязательств, стоимость которых была выражена в иностранной валюте; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек; списание других долгов, нереальных к получению; прочие издержки и убытки, вызванные неустойчивостью хозяйственного механизма в условиях рынка. Влияние общехозяйственных факторов на уровень основных финансовых показателей деятельности предприятий рассмотрено в табл. 129.
Таблица 128. Влияние расходов от неоснованной деятельности предприятий на финансовые показатели отрасли1), млн. руб.

 

Показатели 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г.
Выручка от реализации товарной продукции, услуг 16885 11885 14579 44014
Прибыль (+), убыток (-) от реализации -1265 - 12121 + 1338 + 5091
Сальдовая прибыль (+), убыток (-) -1531 - 1533 - 4961 - 288
Сальдо доходов и расходов от неосновной деятельности - 266 - 321 -6299 - 5379
В % к выручке от реализации 1,6 2,7 43,2 12,2
В % к сальдовой прибыли (убытку) 17,3 20,9 127,0 В 19 раз

 

В течение рассматриваемого периода удельный вес отрицательного сальдо доходов и расходов от неосновной деятельности возрастал относительно объемов реализуемой продукции с 1,6% в 1996 г. до 12,2% в 1999 г. В 1998 г. он составил 43,2%, что явилось прямым результатом августовского кризиса и было сопоста-вимо с темпами падения курса рубля.

В табл. 129 дана общая характеристика влияния факторов на финансовое состояние рыбохозяйственного комплекса России.
Таблица 129. Общая характеристика факторов на финансовое состояние рыбохозяйственного комплекса России

 


пп./ №


Факторы


Характер влияния:

положительно отрицательно разнонаправленно
1 2 3 4 5
1. Временной фактор      
1.1. Базовое состояние   +  
1.2. Кризис 1998     +
2. Производственный   +  
3. Инфляционные процессы +    
4. Экспортная составляющая +    


Продолжение таблицы 129

1 2 3 4 5
5. Структурные изменения      
5.1. Структуризация предприятий     +
5.2. Структура продукции   +  
5.3. Структура затрат     +
5.4. Основные фонды   +  
6. Наличие убыточных предприятий   +  
7. Внереализационные расходы   +  

 

Таким образом, состояние рыбохозяйственного комплекса в период 1990-2000 гг. можно оценить как сложное и неоднозначное. На фоне таких положительных тенденций, как: достижение довольно высокого уровня рентабельности основного производства, активизация инвестиционного процесса, улучшение положения с платежами в бюджет и внебюджетные фонды, по-прежнему, негативное влияние на финансовое состояние рыбохозяйственных предприятий оказывали:

- затяжная стагнация производства, выраженная в постоянном снижении объемов вылова гидробионтов и производства из них продукции за последние три года периода;

- значительный удельный вес и неснижающееся число убыточных пред-приятий, практически полностью поглощавших эффект от положительных финансовых результатов прибыльно работавших предприятий отрасли в целом;

- высокий уровень структуризации основного производства, способствовавший не процессам концентрации финансовых средств, а в большей степени их распылению;

- резкое снижение стоимости и несовершенство учета основных фондов, приводившие, с одной стороны, к сокращению собственных средств из-за недона-численной амортизации, а, с другой, - увеличению кредиторской задолженности в действующих схемах лизинговых расчетов по флоту;

- высокое (на уровне 12-15% рентабельности товарной продукции) отрицательное сальдо внереализационных доходов и расходов, связанное, главным образом, с двумя основными причинами: содержанием непроизводительного флота и списанием дебиторской задолженности и других долгов, нереальных к возвращению.

Специфика сложившегося финансового состояния состояла в том, что практически все предприятия отрасли (около 3500 ед.) были приватизированы или вновь созданы на основе частных форм собственности. Это практически исключало возможность прямого воздействия на ситуацию управленческих решений сверху.

В условиях, характерных рассматриваемому периоду, стабилизация и улучшение финансового состояния отрасли требовали концентрацию усилий по нескольким направлениям:

- наведение порядка в учете уловов и экспорта рыбных товаров, что позволило бы вывести часть объемов из теневого оборота и соответственно улучшить производственные и финансовые показатели;

- совершенствование распределения квот на вылов гидробионтов с созданием предпочтительных условий эффективно работавшим пользователям;

- проведение политики в области рационального списания и пополнения флота с учетом скорейшего вывода из эксплуатации заведомо убыточных и простаивающих судов, крайне обременительных в финансовом отношении.

Кроме того, были основания ожидать, что под давлением объективно складывающихся экономических условий в ближайшем будущем бурный процесс производственной структуризации должен смениться тенденцией к укрупнению и объединению, как это имело место за рубежом. Последнее и должно позволить сконцентрировать усилия предпринимателей на создании более надежных и значительных источников финансирования для устойчивой работы и дальнейшего роста.
4.3. Состояние и развитие рыбной промышленности и хозяйства

в начале XXI-го века
Как показывают результаты анализа статистических данных, российская экономика за 1999-2005 гг. выросла почти на 57%, среднегодовой темп прироста составил 6,5%, рост промышленного производства - 104%, реальных доходов населения - 108,8%1). Объемы производства продукции сельского хозяйства увеличились на 1,8%. В 2005 г. в очередной раз удалось обеспечить профицитный бюджет, погашать внешний долг с опережением сроков2). Центробанк продолжал накапливать золотовалютные резервы, которые выросли с января по декабрь с 124,5 млрд. долл. США до 175 млрд. долл. США. Стабилизационный фонд к концу 2005 г. достиг 1,5 трлн. руб., инвестиционный - 70 млрд. руб. Впервые чистый ввоз капитала превысил его вывоз на 0,3 млрд. долл. США3).

На фоне замедления в 2005 г. экономического развития мировой экономики до 4,3% по сравнению с 5% в 2004 г.4) темпы роста российской экономики выглядят неплохо. Так, если в США прирост ВВП в 2005 г. составил 3,8%, Японии -2,0, Германии - 0,8, Франции - 1,5, Италии - 0,1, Великобритании - 1,8, то в Китае - 9,9, Индии -8,0, Бразилии - 3,4, России - 6,2%. В 1999-2005 гг. среднегодовые темпы прироста российского ВВП были в 2,7 раза выше, чем в странах-членах Организации экономического сотрудничества и развития (6,5% против 2,4%, соответственно), промышленного производства - в 2,2 (5,7% против 2,6%), инвестиций в основной капитал - почти в 6,7 раз (10,1% и 1,5%).

Полученные результаты свидетельствовали о том, что дела в российской экономике шли как никогда хорошо. Но так ли все хорошо было на самом деле?

Судя по данным Федеральной службы государственной статистики за 2005 г., Рос-сия остановилась в своем экономическом развитии. Как и годом раньше, по всем основным макроэкономическим показателям наблюдалось дальнейшее снижение темпов прироста.

Рост российской экономики в 2005 г., как и в предыдущие годы, по большей части, носил «компенсационный» характер и был обусловлен в основном неинвестиционными факторами: резким повышением цен на энергоресурсы на мировом рынке, использованием простаивающих мощностей, «проеданием» основных фондов. Вместе с тем это были факторы временного действия, или факторы неустойчивого роста. Тем более, что высокие цены на нефть и другие энергоносители уже не оказывали значительного влияния на темпы роста ВВП.

Роль инвестиционной составляющей в промышленном подъеме была незначительной. Низкий уровень инвестиций в основной капитал по-прежнему угрожал устойчивому быстрому росту национальной экономики. В России при ее 6% - ном приросте накопления основного капитала в ВВП составляли примерно 18%. Как известно, для устойчивого динамичного развития и удвоения ВВП необходимо было в 1,5 раза больше - 25%1). С другой стороны, степень инвести-ционной привлекательности предприятий по мере нарастания износа основных фондов снижалась. Нежелание инвесторов вкладывать деньги в предприятия, функционирующие в режиме «проедания» капитала, было естественно.

В 2005 г. резерв сырьевой экспортоориентированной модели роста, опирающейся на форсированную добычу нефти и консервативную макроэкономическую политику, был почти исчерпан. Возможности увеличения экспорта энергоресурсов были еще более ограничены. Поэтому центральной проблемой 2006 г. должен был стать переход к новой модели экономического роста, прежде всего за счет диверсификации экономики и расширения инвестиционно-инновационных источников роста при контролируемой инфляции.

Первые скромные шаги в этом направлении были сделаны: создан специальный инвестиционный фонд, началось функционирование особых экономических зон и реализация национальных проектов, были отменены или существенно снижены 630 из 1200 пошлин на ввозимое технологическое оборудование и др. Важно было обеспечить успех этих «пилотных» начинаний и определить новые.

Для того чтобы экономический рост был долгосрочным, а позитивные тенденции не прекратились, они должны быть серьезно подкреплены не только инвестиционной и инновационной деятельностью, но и активной промышленной политикой. Прежде всего:

1) налоговая политика должна стимулировать инвестиции в наиболее перспективные отрасли экономики страны;

2) необходимо создание сильной финансовой системы, без которой никакой серьезный экономический рост невозможен;

3) важно определить приоритетные отрасли и помочь им импортировать только самые новые, не имеющие аналогов в мире иностранные технологии и пр.

Развитию рыбной промышленности и хозяйству страны в период 2001-2005 гг. было характерно: во-первых, несмотря на проявление в период до 2005 г. некоторых признаков стабилизации отраслевого производства, в том числе в финансовой сфере, как и экономика страны в целом рыбохозяйственный комплекс продолжал оставаться в кризисном состоянии; во-вторых, только в 2005 г. наметился определенный перелом в развитии отрасли, были достигнуты реальные успехи (табл. 130).

Ситуация, сложившаяся в экономике отрасли в 2005 г., характеризовалась следующими тенденциями.
Таблица 130. Основные показатели функционирования рыбохозяйственного комплекса России период 2000-2005 гг.1)

 


Показатели


Отчет

Оценка


2005 г., в % к:

2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2000 г. 2004 г.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Уловы, всего, тыс.т 4036,0 3686,8 3290,1 3306,2 2953,8 3214,6 79,6 108,8
в том числе:                
Океаническое рыболовство, всего 3744,4 3435,5 3036,4 3057,1 2725,2 2990,3 79,9 109,7
из него:                
экономическая зона России 2623,5 2462,7 2130,3 2207,2 1829,3 2060,8 70,6 112,7
экономические зоны иностранных государств 912,7 718,9 619,2 518,2 562,6 662,2 72,6 117,7
-открытые районы Мирового океана 208,1 253,9 286,9 331,7 333,2 267,3 128,4 80,2
Внутренние водоемы, всего 291,6 251,1 253,7 249,1 228,6 224,3 76,9 98,1
из них:                
-моря 143,7 83,9 73,2 61,2 55,9 61,1 42,5 109,3
-пресноводное рыболовство 89,8 115,2 123,8 123,7 97,1 107,1 119,3 110,3
-пресноводная аквакультура 58,1 52,0 56,7 64,2 75,6 56,1 96,6 74,2
Выпуск пищевой и непищевой продукции, 3402,9 3193,8 2996,9 2988,3 2768,9 3004,3 88,3 108,5


Продолжение таблицы 130

1 2 3 4 5 6 7 8 9
всего, тыс.т                
в том числе:                
а.) пищевая, включая консервы, всего 3138,7 3003,7 2836,9 2868,1 2658,2 2929,8 93,3 110,2
из нее:                
-пищевая 2993,8 2837,1 2659,6 2683,9 2457,6 2731,8 91,2 111,2
-консервы(муб) 414,1 475,9 506,7 526,5 573,3 565,3 136,5 98,6
б) непищевая, всего 264,2 190,1 160,0 120,2 110,7 74,6 28,2 67,4
из нее:                
-кормовая мука 127,4 98,1 64,7 67,3 57,2 53,9 46,5 103,7
-кормовая рыба и фарш 130,8 83,8 82,3 45,7 49,25 10,0 7,6 20,3
- жир 3,0 2,5 1,9 1,4 1,33 1,4 46,7 105,3
-прочая не пищевая 3,0 5,7 11,1 5,8 2,92 3,9 130,0 133,6
Объем товарной продукции:                
-в действующих ценах, млрд.руб. 63,3 69,0 67,8 85,12 88,93 107,9 170,5 121,3
-в ценах 2000 г., млрд.руб. 63,3 57,5 54,0 50,5 56,4 68,4 108,1 121,3
Затраты на производство рыбной продукции, млрд.руб. 55,00 66,94 67,10 88,80 87,60 105,8 192,4 120,8
Прибыль от основной деятельности, млрд.руб. 8,3 2,10 0,70 -3,68 1,33 2,10 25,3 157,9
Рентабельность товарной продукции, % 15,1 3,14 1,05 -4,15 1,52 1,99 -13,11 пункта 0,47 пункта
Затраты на рубль товарной продукции, руб. 0,87 0,97 0,99 1,04 0,99 0,98 112,6 99,0
Экспорт пищевых рыбных товаров:1)                
тыс.т 1193,1 1213,8 1253,2 1221,4 1225,3 1373,0 115,1 112,1
млн. долл. США 1516,8 1546,5 1419,0 1480,4 1513,5 1930,8 127,3 127,6


Продолжение таблицы 130

1 2 3 4 5 6 7 8 9
Доля экспорта в общем выпуске пищевых рыбных товаров, % 38,1 40,4 44,2 42,6 46,1 46,9 8,8 0,8
Импорт пищевых рыбных товаров:                
тыс.т 469,3 612,8 605,7 712,0 832,4 944,6 208,3 117,4
млн. долл. США 171,3 299,1 399,2 518,7 759,2 808,0 652,1 106,4
Доля импорта в общем выпуске пищевых товаров, % 15,0 20,4 21,4 24,8 31,3 33,3 17,8 пункта 2,0 пункта
Доля импорта на внутреннем рынке пищевых рыбных товаров, % 19,7 25,8 273,9 30,5 37,0 38,6 18,9 пункта 1,5 пункта
Численность занятых в отрасли, тыс.чел. 370,0 368,0 365,0 364,0 363,4 363,0 98,1 99,6
Среднедушевое потребление рыбных товаров, кг 12,6 12,0 11,6 12,5 12,0 12,5 98,4 104,2

 

Реформирование системы управления рыбохозяйственным комплексом
В начале ХХI-го в рыбной промышленности и хозяйстве продолжилась реализация основных направлений экономической реформы, начатой в России в конце прошлого столетия.

В 2003 г. в России в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» от 23.07.2003 г. №824 приступили к реформированию системы федеральных органов исполнительной власти. Оно было направлено на повышение эффективности их деятельности и создание благоприятных условий для реализации субъектами предпринимательства своих прав и интересов. При этом в процессе реализации административной реформы предполагалось: 1) ограничить вмешательство государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекратить избыточное государственное регулирование; 2) исключить дублирование функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; 3) обеспечить развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; 4) организационно разделить функции, касающиеся регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; 5) завершить процесс разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

До 2004 г., как известно, федеральные органы исполнительной власти строились в основном по отраслевому признаку. Так, Госкомрыболовство России выполняло все типы функций государственного управления (включая нормативное правовое регулирование, правоприменительные и контрольно-надзорные функции) в области изучения, использования, сохранения и воспроизводства водных биоресурсов и среды их обитания, а также в отношении судов рыбопромыслового флота.

Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 г. № 314 “О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти” был реализован принцип построения системы федеральных органов исполнительной власти на основе единства таких типов функций, как политические и правоустанавливающие; контрольные и надзорные; правоприменительные, по управлению государст-венным имуществом и оказанию государственных услуг.

В соответствии с данным указом был упразднен Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству, а его функции были переданы Министерству сельского хозяйства Российской Федерации. В результате этого мероприятия функции Гокомрыболовства России были распределены между структурными подразделениями Минсельхоза России: Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), Росрыболовством (Федеральное агентство по рыболовству) и Россельхозом (Федеральное агентство по сельскому хозяйству).

Как выше отмечалось, в процессе становления рыночных отношений в период 1990-2000 гг. функции управления рыбной промышленностью и хозяйством уже дважды на незначительный срок передавались Минсельхозу России: в декабре 1991 г. и марте 1997 г. (см. табл. 64). В последующем федеральный орган исполнительной власти по управлению рыбохозяйственной деятельностью вновь становился самостоятельным. Это было обусловлено спецификой производст-венной деятельности отрасли, существенно отличающейся от земледелия, животноводства, охоты, и в первую очередь средствами производства.

Одним из важнейших мероприятий административной реформы являлось исключение дублирования функций и полномочий. Однако по-прежнему отмечалось дублирование функций Росрыболовства другими федеральными органами исполнительной власти, в том числе Россельхознадзором, Минэконом-развития России, МПР России, пограничной службой ФСБ России.

Росрыболовство в связи с существенным усложнением организационной структуры управления отраслью в последние годы рассматриваемого периода практически было не в состоянии осуществлять должное управление рыбохозяйственной деятельностью, в том числе оперативно и своевременно осуществлять решение многих управленческих задач, включая подготовку и реализацию различного рода нормативных правовых актов в рамках развития наконец-то принятого в конце 2004 г. Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» №166-ФЗ от 20.12.2004 г.

В целях обеспечения комплексной реорганизации системы управления отраслью после реформирования организационной структуры федеральных органов исполнительной власти началось реформирование подсистемы государственных унитарных предприятий и учреждений. В частности, распоряжениями Правительства Российской Федерации от 22.02.2005 г. №195-р и от 27.08.2005 г. №1318-р были утверждены перечни предприятий, находящихся в ведении Росрыболовства. Без достаточного должного обоснования, учета специфики производства в эти перечни не были включены морские рыбные порты и государственные администрации их. По экспертной оценке, передача этих структур в ведение Федерального агентства морского и речного транспорта не может не привести к нарушению единства рыбохозяйственного комплекса, в том числе непрерывности технологического процесса в рыбохозяйственной деятельности.

В результате реорганизации бассейновых управлений рыбоохраны и создания 28 учреждений по сохранению, воспроизводству водных биоресурсов и организации рыболовства, связанных с передачей контрольно-надзорных функций территориальным органам Россельнадзора по сути была разрушена просущество-вавшая 70 лет единая система органов рыбоохраны.

Несомненно, с административной реформой, начавшейся со структурных преобразований, были связаны определенные надежды на повышение эффективности функционирования государственных органов управления (в том числе в сфере рыбохозяйственной деятельности) и достижение в ходе ее проведения действительно значимых для общества результатов. Однако, как свидетельствуют результаты оценки и анализа, реализация большинства мероприятий, осуществляемых в рамках административной реформы, так и не привела к ощутимому приросту уровня качества государственного управления рыбохозяйственной деятельностью, и что наиболее важно, не повысила уровень доверия граждан и организаций к органам исполнительной власти.1)

















Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: