Структура философского знания

Мировоззрение, его структура и типы.

Мировоззрение — обобщенная совокупность взглядов человека на мир, на место в нем человека и отношение человека к миру. Это необходимая составляющая человеческого сознания, познания. Мировоззрение человеческих сообществ, социальных групп, личностей, так же подвержено историческим переменам. Оно активно улавливает, преломляет большие и малые, явные и скрытые процессы общественных изменений. В реальной действительности мировоззрение формируется в сознании конкретных людей и используется личностями и социальными группами в качестве определяющих жизнь общих воззрений.

В состав мировоззрения входят и играют немаловажную роль обобщенные знания — повседневные, или жизненно-практические, профессиональные, научные.

Кроме знаний о мире в мировоззрении осмысливается также весь уклад человеческой жизни, выражаются определенные системы ценностей, выстраиваются «образы» прошлого и «проекты» будущего, получают одобрение или осуждение те или иные способы жизни, поведения.

Основными структурными элементами мировоззрения являются:

1)знания о мире,

2)ценности, с позиций которых человек осмысливает мир,

3)убеждения, которые определяют поступки человека.

Аспекты мировоззрения:

1)познавательный (гносеологический) — мировоззрение является формой познания, отличающаяся от других форм предельной обобщенностью.

2)Ценностный (аксеологический) — в мировоззрении складывается система ценностей на основе потребностей и интересов отдельных людей, социальных групп и общества в целом.

3)Социально-психологический — мировоззрение выступает как совокупность убеждений, которые определяют фильтрацию поступающей информации и поведение людей.

Исторические типы мировоззрения:

1)наивный реализм (основа — личный опыт, форма реализации — здравый смысл) - Тип мировоззрения, который изображает мир таким, каким он даётся нам в чувствах.

2)Религиозно-мифологический (основа — вера в сверхъестественное, форма реалзации — культ) не самодостаточен, дополняется (1). Отрывается от непосредственного ("животного") восприятия действительности, ибо пытается как-то объяснить себе её. Из-за отсутствия знаний мифология всё объясняет по-наивному, абсолютно несостоятельными (с точки зрения уровня наших знаний) выдумками. Мировоззрение религиозное было историческим и логическим продолжением мировоззрения мифологического. К этому времени человек успел населить окружающий его мир мифическими существами (водяными, лешими, русалками, домовыми и подобной им доброй и поганой силой), а теперь постепенно переходил к тому, чтобы наладить с этими существами связь, заручится их поддержкой в борьбе за своё выживание. Этим мифическим существам выражают особое почтение (кланяются, желают им всего наилучшего); развлекают их танцами, песнями; угощают (жертвоприношения).

3)Естественнонаучное (основа — область профессиональных естественно-научных знаний) — может сосуществовать со (2).

4)Научное мировоззрение (основа — обобщение достижений всех наук и общечеловеческой практики) — исключает область сверхъестественного. Такое миропонимание, которое опирается на достижения философии, естественных и общественных наук.

Философия, с одной стороны, сама является мировоззрением в его наиболее общей, теоретической форме, с другой стороны, способствует формированию осознанного взгляда на мир и место в нем человека.

Мировоззрение – общее понимание чел-ком окружающего мира и своего места в нем, отношение к другим людям и к самому себе. Мировоззрение включает: убеждения, идеалы, цели, мотивы, интересы, ценностные ориентации, принципы познания, нравственные нормы эстетического познания. Мировоззрение – исходный пункт исследования окружающего мира.

У философии особая роль в формировании мировоззрения: она обобщает все компоненты, которые входят в структуру мировоззрения личности. Мировоззрение любого чел-ка существует на 2 уровнях:

1.Чувственный – стихийное мироощущение.

2.Рациональный – миропонимание на уровне разума, логическое обоснование з-нов действительности.

Особенности философского мировоззрения:

1.Философия всегда обобщает те знания, которые есть в чел-ке, создает всеобщую картину мира.

2.Философия пытается выяснить первооснову этого мира – субстанциолизм.

3.Философия – рациональное мировоззрение, философия ни

чего не принимает на веру, любое философское учение основано на рассуждении – сомнение.

Родственность философии с мифологией заключается в постановке вопросов.

Философия опиралась на другие науки. Если философия сформулировала свои принципы на базе научного материала и создавала методологический фундамент для его интерпретации, то специальные науки всегда нуждались в философском осмыслении открытий и знаний.

Формой взаимодействия философии и науки в 16 в. была натурфилософия. Потом появилась такая форма мышления как метафизическая.

Марксисты предложили диалектический историч. материализм Маркса и Энгельса, где взаимодействие происходит методологически, что открыло новые возможности. В 19 в. возникла философия науки, ее задача: исследование природы и структуры научной теории.

Важную роль в формировании мира сегодня играют естественно-технические науки. Но гуманитарные науки помогают философии сформулировать основные принципы.

 

 

Структура философского знания                                                                                                           

В первые столетия своего существования философия не имела четкой структуры. Первым, кто ясно поставил эту проблему, был Аристотель. Учение о началах сущего он называл «первой философией» (впоследствии ее стали именовать «метафизикой»); его учение о чистых формах мышления и речи у стоиков получило имя «логика»; кроме того, Аристотель написал книги по физике, этике, политике и поэтике - очевидно, считая их также разделами философии.                                                                                            

Несколько позже стоики разделили философское знание на три предметных области: логику, физику и этику. Это деление сохранялось вплоть до Нового времени, когда каждая школа принялась по-своему перекраивать структуру философии. Сначала превратилась в особый раздел философии теория чувственного познания, которой Александр Баумгартен дал имя «эстетика». Затем кантианцы изобрели особое учение о ценностях - «аксиологию», переименовали теорию рационального познания в «гносеологию», а метафизику - в «онтологию». Уже в XX веке на свет появились такие дисциплины, как философская антропология, герменевтика, грамматология и др.                                         

Какого-либо общепринятого понимания структуры философского знания в настоящее время не существует. В учебной литературе, как правило, фигурируют четыре отдела: собственно философия, изучающая законы и категории мышления и бытия; логика - учение о формах умозаключения и доказательства; эстетика - учение о мире чувств, о прекрасном и безобразном; и этика - теория нравственности, повествующая о добре и зле и о смысле человеческой жизни. В отечественной традиции специализаций философии выделяют: онтологию и теорию познания, историю философии, эстетику, этику, логику, социальную философию, философию науки и техники, философскую антропологию, философию и историю религии, философию культуры.

Онтология представляет собой раздел метафизики, нацеленный на выявление всеобщих закономерностей бытия как такового, неважно, о какой конкретно разновидности бытия идет речь — природной, культурно-символической, духовной или личностно-экзистенциальной. Любая онтология — признает ли она исходным материальное, идеальное или какое-то другое бытие — всегда пытается выявить всеобщие структуры и закономерности развития вещей и процессов как таковых (или самой по себе объектности любого рода), оставляя в стороне вопросы о закономерностях их познания и о ценностном отношении к ним со стороны познающего субъекта.

Аксиология, напротив, представляет собой такой раздел метафизики, который направлен на выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания (хотя и это ей может быть интересно), а прежде всего человеческое отношение к бытию и та система ценностных представлений (о красоте, благе, справедливости и т.д.), в соответствии с которыми это отношение формируется и развивается.

Теория познания образует своеобразное посредствующее звено между онтологией и аксиологией. Ее интересует взаимодействие между познающим субъектом и познаваемым объектом. В отличие от онтологии, которая ищет закономерности самого бытия, и общей аксиологии, которую интересует его ценностное человеческое измерение, гносеологию занимают следующие вопросы: «как приобретается знание о бытии любого объекта?» и «как оно с ним соотносится?».

В разных философских направлениях и течениях, в различные эпохи – выделялись различные проблемы, считающиеся главными.

Исторически так сложилось, что долгое время философы решали проблему о соотношении материи и сознания: что первично – дух или материя? В зависимости от этого, как мы видели, выделились два направления – идеалистическое и материалистическое.

Параллельно с этим активно обсуждался вопрос о принципиальной познаваемости мира: познаваем ли мир? В зависимости от ответа на этот вопрос – выделялись агностики и реалисты.

Постепенно расширяется спектр вопросов, над которыми размышляют философы, все больше внимания уделяется человеку, его взаимоотношению с миром. Например, Иммануил Кант (1724-1804) в качестве основных вопросов выделял следующие: Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

Альберт Швейцер в книге «Культура и этика» спрашивает: В чем смысл жизни? Что тебе надо в мире? В чем счастье человека? Что такое красота, любовь, героизм? И являются ли они ценностями, ради которых стоит жить?

До сих пор человек вновь и вновь задумывается над тем, как соотносятся дух (душа) и тело человека? Конечен или бесконечен мир? Каково место человека во Вселенной и как она развивается? Что есть истина и заблуждение? Что такое Добро и зло? В каком направлении движется история? и пр.

На многие из этих вопросов пытаются ответить различные науки: психология, социология, история, космология и пр. Но любые конкретные области знания рано или поздно подходят к краю своей компетенции, и тут то вступает в свои права философия, охватывающая проблемы в целом.

Для ведения философского дискурса необходимо владеть философским языком, существенной составляющей которого является категориальный аппарат. Категория (высказывание, признак) – предельно общее понятие, используемое в философии, культуре, науке и пр. Ее содержание выражает наиболее важные, существенные связи и отношения. Каждое философское направление использует свой набор категорий для разговора о своих важнейших вопросах. Для диалектического материализма важнейшими категориями являются: материя, сознания, качество, количество, сущность, явление, необходимость, случайность и т.д. Для идеализма это – Бытие, идея, мировой разум, трансценденция, творчество и пр. Для экзистенциализма – жизнь, свобода, смерть, существование и пр. Философская антропология исследует понятия человек, общение, любовь, добро, зло и пр.

Философия – это учение о мире в целом, об общих принципах

его бытия и познания. Целое понимание мира включает в себя

человека. Понимание философии предполагает включенность в мир человека. С одной стороны человек – предмет эволюции, с другой – субъективное начало, с разумом, который способен изменять мир. Философия существует ок. 3 тыс. лет. Сначала в первобытном обществе. Как наука, система мировоззрения она развилась в 8-6 вв. до н.э. сначала в Др. Египте, Индии, Вавилонии, затем в Др. Греции, Риме. Предшественниками философии является мифология и религия. Содержанием философии в отличие от них является осмысление результатов познавательной деятельности человека.

Термин философия (фило – любить, софия – мудрость греч.) – любомудрие.

Философия – стремление к истине. Философия помогает понять глубинные основы бытия, сущность явлений. Философия – духовное освоение действительности. Абстрактность философии относительна, философия изначально практична и гуманистична. Назначение философии научить человека мыслить творчески. Философия учит понимать смысл жизни понять свою роль в жизни, свою причастность к миру. Философия формирует мировоззрение общества в целом. В философских теориях отражаются идеалы и цели общества. Развитие философии сходно с развитием общества. При самом первом взгляде на мир все процессы, явления можно разделить на 2 части:1.Материальные; 2.Идеальные. Этот подход составляет содержание основного вопроса философии, который раскрывает соотношение между материальным и идеальным. Основной вопрос философии имеет 2 стороны: «Что является первичным: сознание или материя?» есть учения материалистические и идеалистические. Вторая сторона: «Познаваем ли мир?». Те философы, которые считают, что мир познаваем – гностики, остальные – агностики (обычно агностики связаны с идеалистами). Есть большое кол-во философских школ, которые занимают промежуточное положение. Вопрос об источниках знаний тоже делит философов на материалистов и идеалистов. Наука считает, что познание из материи. Идеалисты – экзистанциолизм, постпозитивизм, герминептика, неотомизм. Постмодернизм – идеология, включает в себя многие идеалистические учения, он отрицает объективность мира. Есть взаимодействие различных течений философии. Современная философия открывает возможность к диалогу между учениями. Она позволяет сохранить ценные знания.

Содержание философии формировалось исторически. Развитие философии начинается в древнем обществе.

Древнейшее общество натурфилософия – учение о природе, совокупные знания. Нет разделения на науки.   Философия Средних Веков богопознание. Все зачатки наук задавлены.

Эпоха Возрожденияи и Новое Время. Из натурфилософии выделяются частные науки.           

Предмет философии изучение вопросов о предельных основаниях мира. Выделение частных наук

В структуре философских знаний выделяют след. элементы:

1.Онтология – учение о существовании.

2.Гносеология – учение о знании, теория познания.

3.Диалектика – учение о развитии.

4.Социальн. философия – учение об обществе, о его закономерностях.

5.Логика – закономерность человеческого познания.

6.Этика.

7.Эстетика.

8.История философии.

Философская теория – сложная система знаний, основным содержанием которой являются наиболее общие принципы бытия и познания, з-ны функционирования и развития объективного бесконечного в своих проявлениях мира. Фил. теория обосновывает критический рациональный подход к предметам и явлениям, необходимость совместного взаимодействия чел-ка с миром, где чел-к – не случайный фактор мира.

На первом плане – смысл жизни, сущность человеч. бытия, сознание и нравственность. Функции философии:

1.Мировоззренческая – определяет возможность чел-ка объединить все знания о мире, сформировать целостную систему о мире, помогает ориентироваться в окр.мире.

2.Методологическая ф-ция – логико-теоретический анализ научно-практической деятельности людей определяет направления различных научных исследований, ориентирует в фактах.

3.Гносеологическая ф-ция – приращение новых знаний о мире.

4.Социально-коммуникативная – использует философию в идеологии, воспитании. Формирует субъект мировоззрения, идеалы чел-ка, которые делают чел-ка личностью. Выделяют подфункции: а)аксиологическая; б)воспитательная.

Все ф-ции философии взаимосвязаны, в определенное время может преобладать определенная ф-ция.

Предпосылки формирования философии:

1.Социальные – обусловлены становлением информационной цивилизации. Совр. философия отражает состояние общества по отношению к информационному обществу.

2.Научные – связаны с выдающимися открытиями в области фундаментальных наук: синергетика, микроэлектроника. Они определяют современ. научную картину мира.

3.Теоретические предпосылки – определяются новыми разработками в области самой философии – цивилизационный подход к пониманию мира, принцип антропоцентризма в современном понимании.

Сорвеменная философия рассматривает мир как многоуровневую систему, саморазвивающуюся с много вариантными видами взаимодействия между ее частями.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: