Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии

Философское миропонимание имеет цель построить не только целостный теоретический образ мира, но и показать его таким, каким он есть, в его динамике и развитии. Решение этой задачи связано с формированием и развитием диалектики как наиболее полного и всестороннего учения о развитии.

 Диалектика (гр. dialegomai – беседа, диалог) – философское понятие, обозначающее учение о наиболее общих законах развития бытия и познания. Одновременно она выступает и всеобщим методом освоения и преобразования мира. Диалектика понимает и изучает мир таким, каким он есть на самом деле, в движении, развитии, во взаимной связи. Это гибкий, творческий способ мышления, охватывающий мир в своих противоположностях.

 Начиная с античности, существовало различное понимание диалектики. Самый крупный представитель спонтанной диалектики Древней Греции Гераклит под диалектикой понимал постоянное движение и изменение мира, взаимный переход противоположностей в нем. Хорошо известно его изречение “Panta rei” (все течет, все меняется, в одну и ту же реку нельзя войти дважды). Мир, по Гераклиту, состоит из противоположностей, а борьба противоположностей является источником развития. Подвижность мира он сравнивал с огнем, закономерно воспламеняющийся и закономерно потухающий. Другими словами, Гераклит сформулировал новую картину мира – диалектическую. Сократ рассматривал диалектику как искусство выявления истины путем столкновения противоположных мнений, способ ведения научной беседы.

 Диалектика в этот период носила наивный, стихийный характер, была скорее догадкой, чем результат теоретического мышления. Стихийность состояло в том, что существование мира для них было само собой разумеющимся. Их выводы были следствием крайней слабости их научной базы, наука только делала первые шаги, не было фундаментальных законов. Отсюда высокая степень свободы для мыслей и весьма широкий разброс взглядов. Платон называл диалектикой логический метод, с помощью которого на основе анализа и синтеза понятий происходит познание истинно сущего – идей. Диалектик тот, кто может ставить вопросы и давать правильные ответы на них. Аристотель понимал диалектику как искусство доказательства и опровержения. Заслуга Аристотеля в том, что он исследовал и сформулировал основные формы логического мышления.

В средние века диалектика культивировалась как средство проповеднического мастерства, выработки методов опровержения инакомыслия. Вершиной средневековой диалектики стали труды Пьера Абеляра. Впоследствии, вплоть до конца ХУШ века, в философии преобладала метафизическая концепция, которая рассматривала мир как что-то неизменное и абсолютное. Исключением является диалектические идеи в философии Декарта, Спинозы, Дидро и др. Основы метафизических взглядов начали рушиться с развитием естественных экспериментальных наук и практической деятельности людей, которые доказывали изменчивый характер всего существующего.

 Первую брешь в метафизическом мышлении пробил представитель немецкой классической философии И. Кант своей космогонической теорией и выделением противоречий чистого разума. Он пытается преодолеть формальную логику и считает, что логику (науку о мышлении) надо понимать как диалектику.

Особая заслуга в формировании диалектики как учении о всеобщей связи и развитии принадлежит Гегелю. Он развивал диалектику как метод познания, посредством которого постигается единство противоположностей. Для Гегеля диалектика и есть логика и теория познания. Навыки творческого спора помогают понять реальную многогранность и подвижность, изменчивость бытия.

 Диалектика – способ рассуждения, при котором противоположные позиции не перечеркивают, а дополняют, обогащают, уравновешивают друг друга. Диалектика – такое понимание мира и такой способ мышления, при котором различные явления рассматриваются в многообразии связей, взаимодействии противоположных сил, тенденций, в процессах изменения и развития. Диалектика Гегеля представляет весь исторический и духовный мир как постоянный процесс движения, изменения, превращения, развития от низших форм к высшим. Источником и движущей силой самодвижения и саморазвития признавались внутренние противоречия.

Заслуга Гегеля в том, что, обобщив и систематизировав предшествующие философские идеи, он создал стройную гармоническую диалектическую систему, которая охватывает все сферы действительности. Он сформулировал основные принципы и законы этого мира, систему диалектических категорий, которыми оказал огромное влияние на последующее развитие философской мысли.

 Однако диалектика Гегеля носила идеалистический характер. Она относилась только к духовному бытию, к развитию идей. По Гегелю, движение и развитие существуют только благодаря абсолютной идеи, универсального духа, который мыслит, формулирует понятия. Через движение мыслей идея само себя познается. В процессе этого самодвижения и саморазвития формируется природа и общество. Дальше развивается не природа и общество, а та же абсолютная идея, проходя различные ступени. Как только идея познает саму себя, развитие кончается. Уступая своей идеалистической системе, Гегель вынужден был отрицать развитие природы, считая, что она только разворачивается в пространстве, а общество развивается только до возникновения прусского государства. Диалектика Гегеля обращена в прошлое и обличена в мистическую форму, искажая реальность, ставя все верх ногами.

 Преодоление ограниченности идеалистической диалектики возможно была в философии марксизма. Критически перерабатывая философию Гегеля, отбрасывая её идеалистическую, консервативную систему, К. Маркс и Ф.Энгельс взяли из неё только рациональное зерно – диалектику. Они переосмыслили и развили дальше гегелевское учение на основе положения о внутреннем единстве диалектики и материализма, рассматривая мир как закономерное развитие материи. Поэтому диалектика К.Маркса противоположно диалектике Гегеля. Если Гегель в основе развития ставил идею, то у Маркса – это объективная реальность. Гегель формулирует диалектику мышления, субъективную диалектику как что-то самостоятельное. Маркс говорит о субъективной диалектике как отражение объективной диалектике и без которой она не может существовать.

 В марксизме диалектика понимается как теория развития всего сущего, как теория познания, как логика. Речь идет о единстве диалектики, логики и теории познания. Это вытекает из того факта, что объективный мир, познание и человеческое мышление подчиняются одним и тем же законам. Всеобщие связи и законы реальности существуют объективно, независимо от сознания человека и образуют так называемую объективную диалектику. Объективная диалектика царит во всей природе, её отражение в нашем мышлении есть субъективная диалектика.

 Материалистическая диалектика представляет собой динамическую, постоянно развивающуюся систему законов и категорий, науку о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Это характеристика диалектики с точки зрения её содержания. По своей форме диалектика есть система законов и категорий, т.е. логических форм мышления. С этой точки зрения она представляет собой логику, т.е. науку о всеобщих формах мышления. Однако, если иметь в виду, что совпадение законов субъективной диалектики с законами объективной диалектики, их отражение в голове человека есть результат длительного исторического процесса познания, то материалистическую диалектику можно представить и как теорию познания.

 Следовательно, законы мышления, логика идентичны законам объективной диалектики. Диалектические процессы носят универсальный характер, они присущи не только природной реальности, но и социальным процессам и познавательной деятельности. Это положение раскрывает основу материалистического единства мира, и выступает как высший принцип истолкования бытия. Диалектика – это не только философская теория развития, но и основанный на ней философский метод. Она проявляется как система принципов, законов и категорий, отражающие всеобщие связи и развитие бытия.

Основные принципы диалектики:

1.Принцип всеобщей связи отражает универсальные связи бытия. Он утверждает, что весь мир, все предметы и явления находятся в различных отношениях, связях и все они взаимозависимы. Всеобщая связь выражает целостность объективного мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его составных компонентов – предметов, явлений, процессов.

2.Принцип развития утверждает, что весь мир, все предметы и явления находятся в постоянном изменении и развитии.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: