Проблема истины в философии и науке

 

Проблема соответствия знаний объективной реальности есть проблема истины.

Истина представляет собой теоретич. форму разрешения противоречия между субъектом и объектом.

Будучи характеристикой человеческого знания, истина существует в объективной форме, а с точки зрения его объект. содержания истина не зависит от субъекта, от человека и человечества. Это есть объективная истина. Метафизич. материализм представил истину в виде одноразового акта, раскрывающего сразу и до конца сущность постигаемого предмета. Диалектич. материализм рассматривает как исторически обусловленный процесс. Всякое знание, взятое на том или ином конкретном историч. этапе, представляет собой неполное, недостаточно точное представление о действительности, т. е. на каждом конкретном этапе познания мы имеем дело с относительной истиной. Относительность знаний не означает, однако, что эти знания лишены объективного содержания. Всестороннее знание о неком сущем называют абсолютной истиной. Это: 1 некоторые принципы фил. и науки, имеющие непреходящий характер, например, положение о первичности материи и вторичности сознания. 2. фактические знания об отдельных процессахи явлениях, достоверность которых не подлежит сомнению. Это так наз. "вечные истины"

Каждая относит. истина содержит в себе долю абсолютной. Абс. истина - это предел бесконечной последовательности истин относительных. Объективная истина одновременно и абс. и отн., что свидетельствует о конкретности истины. В реальном процессе познания нет истины в чистом виде, совершенно свободном от моментов неистины, т. е. заблуждения. Заблуждение возникает как результат абсолютизации некоторой относит. истины. Некоторыми средствами преодоления заблуждения выступают логич. док-ва и опытная проверка. Истине противостоит ложь, когда знание относительно не соответствует объективной реальности и умышленно искажается.

 

 

Понятие и сущность науки. Функции науки. Генезис и основные этапы социализации.

 

Наука как форма общественного сознания возникла тогда, когда произошло отделение умственного труда от физ. и сформировалась особая группа людей - ученые. Предпосылки для появления науки сложились на Древнем Востоке: в Египте, Вавилоне, Индии, Китае. Здесь накапливались и осмысливались эмпирические знания о природе и обществе, возникли зачатки астрономии, математики, этики, логики.

Необходимым стало умение реальные объекты трансформировать в идеальные, сущ-ие в мысли. Тем самым античность открыла рациональность. Осн. функцией научной деятельности стала объяснительная. Античное и средневековое представление о космосе как конечном и иерархически упорядоченном мире в Новое время уступает место представлению о бесконечности Вселенной. Бэкон провозглашал, что цель науки - господство над природой ради повышение благосостояния общества и совершенствования производства. В 17в. разделение труда в производстве вызывает потребность в рационализации произв. процессов. Познание становится центральной проблемой фил. В 18-19 вв. значительно сильнее подчеркивалась связь науки с практикой и общественная полезность. Наука возникла из практики и развивалась на ее основе, под влиянием общественных потребностей, прежде всего потребностей мат. производства. Практика не только ставит задачи и стимулирует науку, но и сама развивается под ее воздействием. Усилилась роль науки как соц. и полит. силы общества. Данные и методы науки использовались для разработки планов и программ соц. и экономического развития. Наука опосредованно, через соц. общности и полит. организации общества, систему общемирровоззренческих и культ. установок, определяет соц., полит., экономическое и демографическое поведение, цели общественного развития. Наука изменяет отношении "человек-машина" и "человек-человек", т. е. воздействует на всю общественную практику

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: