Типы уроков географии

Дисциплина: «Методика преподавания географии»

Группа: З-СДО-16

Дата: 13.04. 18-10

Тип: лекция

Количество часов: 2

Тема: Формы организации работы по географии в специальной (коррекционной) школе

ПЛАН:

Типы уроков географии

Внеклассная работа по географии

Типы уроков географии

Во вспомогательной школе уроки географии могут быть следующих типов: комбинированный, урок сообщения новых знаний, экскурсии, практические уроки, повторителъно-обобщающие, контрольные.

Комбинированный урок — самый распространенный тип урока географии во вспомогательной школе, имеющий несколько дидактических целей: 1) проверка ранее усвоенного учащимися материала; 2) формирование новых понятий, умений и навыков; 3) работа по закреплению новых знаний, умений и навыков.

Урок сообщения новых знаний. При проведении данного типа урока проверка ранее пройденного материала как отдельный структурный элемент отсутствует; ее или вообще не проводят, или иногда включают в выполняемые учащимися практические работы. На уроке сообщения новых знаний последовательно формируются географические представления и понятия путем объяснения нового материала учителем, организацией самостоятельной работы учащихся по выполнению упражнений с применением полученных знаний.

Особое внимание при объяснении нового материала должно быть уделено коррекционной работе.

Экскурсия — это одна из форм организации обучения. Проводится она в естественных условиях, вне стен класса. Именно экскурсии дают наибольшую возможность обогатить ум ребенка живыми конкретными представлениями, так как запас представлений и понятий у умственно отсталых школьников очень невелик.

Географические экскурсии имеют не только большое образовательное значение. Велика и коррекционно-воспитательная роль их. Основным видом работы на экскурсии является наблюдение, а оно содействует всестороннему развитию органов чувств у умственно отсталых детей. На экскурсиях воспитываются такие качества, как внимательность, вдумчивость, сообразительность, умение видеть красивое в окружающем; кроме того, вырабатываются навыки самостоятельной работы.

Для учителя каждая экскурсия делится на три этапа: подготовка к экскурсии, ее проведение на месте и использование материала экскурсии на последующих уроках. Так, готовясь к экскурсии, учитель заблаговременно изучает место, маршрут, экскурсионные объекты, определяет пункты, наиболее удобные для проведения наблюдений, сбора материала, отдыха экскурсантов, для беседы с учащимися. Количество экскурсий определяет сам учитель в зависимости от местных условий. Экскурсии по географии могут проводиться в ходе изучения темы и после нее. Продолжительность экскурсии зависит от темы и цели урока, от состава класса. Желательно, чтобы экскурсию проводил сам учитель, так как он подбирает термины, выражения, доступные пониманию учащихся вспомогательной школы. Если экскурсию проводит экскурсовод (на фабрике, заводе), то желательно предупредить его о том, что рассказ для детей с недостатками умственного развития должен быть краток, ясен и доступен.

При проведении экскурсии надо обратить внимание на такую деталь — с какого места и на каком расстоянии рассматривать объект.

В структуре самой экскурсии можно выделить следующие моменты: вводная беседа (2—3 мин), самостоятельная работа детей по выполнению заданий (25 мин), беседа по материалам самостоятельных работ (15 мин), подведение итогов экскурсии.

Остановимся кратко на каждой части урока-экскурсии.

1. Вводная беседа может быть проведена в классе или на месте экскурсии. Основная задача этой части урока — сообщить детям цель выхода в природу.

2. Важнейшей частью всякой экскурсии являются наблюдения детей. Наблюдения проходят по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь им провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета. Учитель должен помнить, что в задания включается материал, который конкретно можно изучить на экскурсии.

Часто на экскурсии учащиеся выполняют самостоятельно некоторые работы: собирают полезные ископаемые, вылавливают обитателей водоемов, делают зарисовки, проводят измерения и т. д.

3. Беседа по материалам экскурсий проводится одновременно с наблюдениями: учитель дает задание, дети выполняют его и сразу говорят о результатах своих наблюдений. Иногда можно давать несколько заданий.

В конце экскурсии подводится предварительный итог. Данный этап экскурсии включает обработку собранного материала и его использование в учебной работе. Беседуя по содержанию проведенной экскурсии, необходимо выделить моменты, наиболее важные в образовательно-воспитательном отношении.

Таким образом, планомерно проведенные экскурсии помогают лучше осмыслить содержание новой темы, активизируют познавательную деятельность умственно отсталых школьников, пробуждают живой интерес к родному краю, к предмету географии.

Практические уроки. Главная дидактическая цель этих уроков наряду с углублением знаний по географии — воспитывать у детей трудолюбие. При проведении практических уроков выделяют организационную часть и самостоятельную работу учащихся.

На уроках данного типа, проводимых по тщательно продуманному учителем плану, должны применяться разнообразные методы и приемы, обеспечивающие восприятие и усвоение учащимися материала.

Успех практической работы зависит от учителя. Учитель, проведя инструктаж, показав и объяснив, как выполнять работу, предлагает одному-двум ученикам выполнить задание. И только убедившись, что дети выполняют работу правильно, учитель разрешает приступить к ней всем одновременно. После проведения практической работы проводится закрепление и обобщение материала урока. Такого типа уроки можно проводить на географической площадке, в краеведческом уголке.

Повторительно-обобщающие уроки проводятся обычно по окончании изучения темы. Цель их — систематизация знаний и повторение изученной темы. В содержание повторительно-обобщающих уроков необходимо вносить элементы новизны (новые примеры в дополнение к прежним, неиспользованные на предыдущих уроках наглядные пособия, чтение отрывков из художественных произведений, применение занимательного дидактического материала).

Контрольные уроки проводятся в конце четверти и в конце года в виде письменного или устного опроса. Необходима тщательная подготовка учителя к проведению урока данного типа. Отбор материала для выяснения знаний по изученным темам, подготовка индивидуальных заданий для слабых учащихся должны основываться на программных требованиях.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: