Внеклассная работа по географии

Большую роль в развитии познавательной активности умственно отсталых детей играет внеклассная работа, проводимая во внеучебное время для расширения и углубления знаний. Для многих школьников, проявляющих интерес к географии, внеклассная работа представляет необходимое дополнение к учебным занятиям.

Развивая познавательную деятельность учащихся, внеклассная работа содействует осуществлению задач развивающего обучения. Построенная с учетом местных возможностей, внеклассная работа является особенно благодарной для организации краеведческого изучения своей местности.

Организация внеклассной работы по географии имеет свои особенности. Во вспомогательной школе интересы детей еще не сформировались, поэтому трудно представить, чтобы у них сложились интересы «географов». Любовь к предмету проявляется у олигофренов чаще всего под влиянием случайных причин, а не в результате природных склонностей. Задача учителя — эти склонности выявлять и развивать.

Поэтому наиболее распространенной формой организации внеклассной работы во вспомогательной школе, особенно на первых порах, является не кружковая, а массовая работа, вовлекающая в проводимые мероприятия весь или почти весь класс. При этом отдельные дети или группы детей могут выполнять самые различные виды работ: рисовать, лепить, клеить, мастерить самодельные приборы, собирать коллекции и гербарии, чертить маршрут экскурсии, придумывать задачи по условным топографическим знакам, выступать на географических вечерах и т. д.

Со временем в детском коллективе могут сформироваться группы, проявляющие преимущественный интерес к какому-либо одному виду работы: рассказчики, рисовальщики, моделисты и т. д. Во вспомогательной школе нет смысла организационно закреплять состав этих групп, так как ученик, приготовив одно задание, может через некоторое время увлечься сбором гербария или коллективной декламацией.

Во вспомогательной школе следует сочетать руководство работой отдельных групп или «кружков», как их иногданазывают, с массовой работой, организующей весь коллектив.

Виды внеклассной работы по географии

При всем разнообразии различных мероприятий, проводимых в порядке внеклассной географической работы, можно выделить наиболее типичные для вспомогательной школы.

На первое место следует поставить мероприятия, направленные на расширение и углубление географических знаний, получаемых детьми в классе. Сюда относятся, например, внеклассное чтение географических книг и просмотр географических кинофильмов. То и другое мероприятия коллективно обсуждаются.

Большим успехом у детей пользуются рассказы о русских путешественниках. Живо проходят внеклассные географические мероприятия, связанные с краеведческой работой: наблюдения сезонных явлений, экскурсии в окрестности школы, сбор гербариев и коллекций; устройство краеведческих уголков в школе.

Внеклассная краеведческая работа у умственно отсталых детей усиливает интерес к предмету географии. Получив задание: «исследовать находящийся близ школы овраг, измерить высоту обрыва», дети чувствуют себя в положении настоящих «разведчиков» или «путешественников». В такой ситуации они никак не могут ограничиваться только пассивным наблюдением и поэтому с удовольствием подключаются к выполнению посильных для них дел: зарисовывают обнажения на берегу реки, находят наиболее пологий склон, выясняют место наибольшего разрушения оврага и т. д.

Содержание краеведческой работы может быть расширено за счет знакомства с историей города, района, посещения городских музеев, изучения улиц пришкольного района, подбора иллюстраций и составления альбомов, разучивания стихотворений и песен, выступлений на вечерах, посвященных истории города.

Значительно повышается ценность любого мероприятия географической внеклассной работы, если в результате его остается ряд «вещей», сделанных детьми. Это могут быть рисунки, альбомы, модели, макеты, гербарии, коллекции, планы, стенные газеты; наборы картинок или открыток на определенные темы, оборудование для географических игр, запись географических загадок, шарад.

Такие вырезки рассказывают об интересных открытиях «географов-разведчиков», о полетах в космос, о новых городах (Гулистан, Мирзачуль, Навои), строящихся электростанциях, каналах, орошающих пески пустынь, заповедниках, сохраняющих ценные и редкие виды животных и растений, и т. д.

С целью развития познавательной активности полезно в географическую внеклассную работу вводить элементы игры. Это можно делать систематически, уделяя 10—15 мин на каждом внеклассном занятии какой-либо географической игре: придумыванию и решению географических задач, загадок, кроссвордов, разгадыванию географических ребусов. Общеизвестна игра, требующая быстрого воспроизведения в памяти географических названий, например городов или рек, начинающихся с определенной буквы. Очень полезно проводить игры в географическое лото. Играющим раздаются таблички с несколькими контурами географического содержания (острова, полуострова, заливы, проливы, реки и т. д.). На отдельных карточках написаны названия объектов. Один из участников игры вынимает карточку и читает название. Нашедший в своей табличке изображение данного объекта должен сказать, где он находится (часть света, страна, берег моря и т. д.), только тогда он получает данную карточку.

Развивает сообразительность и знание карты так называемая карта-складка. Обычную карту разрезают на ряд кусков. Задача игры — сложить из кусков карту, вспоминая очертания нанесенных на нее объектов. Чем мельче куски, тем труднее выполнить задание. Желательно в этой игре использовать физические, зональные, политические карты. (Во внеклассной работе можно применить пособие В. К. Верзиной «Географические игры в школе».)

Большой интерес представляют географические игры, проводимые на свежем воздухе. Такие игры связаны с тренировкой детей в ориентировании и в работе с планом местности.

Особым видом внеклассной географической работы являются географические утренники, имеющие большое образовательно-воспитательное и коррекционное значение.

Лучше всего посвятить утренник какой-либо определенной теме, например: «Наша Родина — Россия», «Широка страна моя родная», «Наша страна дружбой сильна», «Край, где мы живем». Можно проводить утренники в виде КВН, в виде познавательных часов, например, «Знаешь ли ты Россию?». Желательно использовать в проведении утренников народные приметы. Приведем некоторые из них:

1. Лист с дерева не чисто спадает — будет суровая зима.

2. Синица к избе — зима на дворе.

3. В какую сторону спиною ложатся лошади и коровы — с той и жди ветра.

4. Куры линяют рано осенью — к теплой зиме.

5. Звезды яркие — к хорошей погоде.

6. Звезды тусклые — к дождю или снегу.

7. Сбежали тучки в одну кучку — быть ненастью.

8. Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.

9. Снегу осенью нанесло рано — и весна будет ранняя.

10. Поздний листопад — к суровой и продолжительной зиме.

11. У зайцев шерсть побелела — зима близко.

12. Муравьи прячутся в муравейниках — к грозе и сильному дождю.

13. Если летом на деревьях появляются желтые листья — к ранней осени.

14. Если туман опускается вниз и ложится на землю, завтра будет дождь.

15. Если туман с вечера поднимается вверх от земли, от воды, будет жара.

16. Если после заката солнца при совершенно ясном небе на западе появляется белое расплывчатое сияние, значит, несколько дней подряд будет хорошая ясная погода.

Содержание утренников может быть самым разнообразным. Начинаются они обычно коротким сообщением содержания программы. Затем идет ряд детских выступлений — декламация, хоровое пение, танцы. Каждое выступление иллюстрирует какую-либо сторону поставленной темы. Можно ввести в программу демонстрацию кинофильма.

Эти утренники — подведение итога краеведческой работы. В программе таких утренников интересным являются рассказы детей о проведенной работе, выставки детских работ.

 

Литература:

1. Программа специальной (коррекционной) школы. Общеобразовательные предметы. –М.:Владос, 2000.

2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе/ Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Школа-пресс, 1994.

3. Зубилин Ю.К. Работа с картой во вспомогательной школе // Специальная школа. – 1961. - Вып. 1.

4. Герасимова Т.П., Коринская В.А. Методы и формы организации обучения географии. - М.: Просвещение, 1964.

5. Головина Т.Н. Практические работы по географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1965.

6. Кабелко И.В. Использование географической наглядности на уроках географии во вспомогательной школе // Дефектология. -1987.- №5.

7. Каффеманс Р.Б. Первоначальные географические представления и понятия у учащихся вспомогательной школы // Дефектология.- 1976. -№1.

8. Лифанова Т.М. О новом планировании уроков географии во вспомогательной школе //Дефектология. -1994.- №1.

9. Процкая Т.И. Обучение географии во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1977.

10. Сегалевич Е.Ф. Сочетание различных видов наглядности и речевой работы на уроках географии во вспомогательной школе // Проблемы обучения умственно отсталых детей/ Под ред. М.Н.Петровой. – М.: МГПИ им. Ленина, 1979.

11. Синев В.Н. Психологические вопросы коррекционной работы на уроках географии // Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе/ Под ред. Ж.И.Шиф, В.Г.Петровой, Т.Н.Головиной. – М.: Педагогика, 1980.

12. Синев В.Н. О некоторых приемах проведения географической беседы во вспомогательной школе // Специальная школа. -1968.- №3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: