Сущность инновационной культуры и ее компоненты

Человеческая культура, особенно в ее динамически развивающихся формах, инновационна по своей сути. Ибо культура, по определению, — naturanaturans — природа творящая. В широком смысле инновационная культура как социальный феномен — это готовность и способность общества к инновациям во всех их проявлениях: в управлении, в образовании, в производстве, в законодательстве.

Таким образом, инновационная культура может рассматриваться как комплексный социальный феномен, органически объединяющий вопросы науки, образования, культуры с социальной и, прежде всего, с профессиональной практикой в различных сферах сообщества: в управлении, экономике, образовании, культуре.

Инновационная культура - это знания, умения и опыт целенаправленной подготовки, комплексного внедрения и всестороннего освоения новшеств в разных сферах человеческой жизнедеятельности при сохранении в системе динамического единства старого, современного и нового; иными словами, это свободное творение нового при соблюдении закона преемственности.

3.2. Инновационная культура современного человека. Новая инновационная модель общества предусматривает расширение функций работника «узкой специализации» к работнику «широкого диапазона» (универсалу), способному осуществлять верификацию, оценку, творческий синтез информации, проникать в суть проблемы, осуществлять корректировку прежних ценностей.

На пути к всестороннему развитию возникает и развивается потребность в творчестве как высшей форме потребностей личности. Для такой личности «свободное и рабочее время становятся фактически неразделимы», а производственная деятельность рассматривается как «разновидность досуга». Такое восприятие личностью своей социальной роли обозначено термином прозьюмеризм (О. Тоффлер, В. Л. Иноземцев). Таким образом, замена труда знанием знаменует превращение общественного производства из материального в инновационное.

Формирование у субъектов профессионального образования высокого

уровня инновационной культуры требует поиска путей решения ряда актуальных методологических, дидактических проблем, а также внедрения новых элементов в содержание, организацию и управление учебно-образовательным процессом.

Повышение творческой культуры личности наряду с обязательным ее нравственным совершенствованием способствует становлению подлинно гуманного общества, раскрывающего для каждого человека путь к свободному созиданию Культуры.

В этой связи так называемая «проблема кадров» менеджмента в культуре остаточно сложна и требует первостепенного разрешения. Исследования феномена эффективности менеджмента пришли к любопытному выводу, что приоритетным является решение «кто», а затем «что». Иначе говоря, лидеры, которые осуществляли преобразования компаний, начинали с выработки виде­ния будущего и корпоративной стратегии. При этом они сначала подбирают нужных им людей, избавляются от людей ненужных, добиваются того, чтобы нужные люди занимали нуж­ные места, и только затем решают, а куда же, собственно, они едут. Старое утверждение «кадры решают все» оказывается неверным. Не про­сто кадры решают все, а нужные кадры. (Джим Коллинз).

Творчески мыслящие и деятельные люди — главное достояние любой нации. Отношение к ним, провозглашаемое и фактическое, — характеристика прогрессивности общества, его шансов на успех в международном соревновании.

 

3.3. Инновационная культура менеджераи ее компоненты — область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни. Для этого она обнаруживает следующие свои компоненты.

- Творческая потребность. Творческая деятельность оказывается тем более успешной, чем выше потребность в новом у данного человека. По поводу сущности этой потребности имеются различные точки зрения, в том числе противоположные. Вольтер полагал, что если бы у человека не было потребности в новом, то мы до сих пор “лазили бы по деревьям и питались бы желудями”. Г.В.Ф. Гегель считал, что потребность в новом есть сущностная характеристика “социального человека”. Проблема интереса к новому как запретному у ветхозаветных Адама и Евы.

Однако известна и та точка зрения, согласно которой основным смыслом жизнедеятельности человека является самосохранение, поддержание своего существования именно через культивирование самоограничения, незаметности, кротости (“блаженны кроткие”). Вместе с тем, в современной науке признается за очевидность то, что любая система, для которой преобладающей является ориентированность на стабильность, в конечном счёте, приходит к стагнации и разрушается.

Творческая культура личности определяется также степенью развития способности к творческому и критическому мышлению.

- Творческое сознание, являясь сферой нестандартного, может быть определено как сознание, включающее в себя цели, мотивы, ориентации, психологические установки, направленные на осуществление структурной, функциональной, институциональной, нормативной и т.д. трансформации того или иного объекта.

Творческое сознание характеризуется следующими параметрами:

а) преобладанием ориентации на инновационную деятельность по сравнению со стандартной;

б) наличием шкалы новативности;

в) устойчивой (но не чрезмерной) мотивацией;

г) творческими потребностями;

д) творческими замыслами.

- Творческое мышление – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового решения задачи.

Творческое мышление направлено на создание новых идей, а критическое выявляет их недостатки. Понятно, что для эффективного решения творческих задач необходимы оба вида мышления, хотя используются они раздельно, ибо критическое мышление часто является помехой для творческого мышления, и наоборот.

Творческое мышление, генерирующее новые знания, зависит от уровня профессионализма инноватора, его способности к систематическому получению новой информации, психологической направленности не на адаптацию, а на развитие, на поиск нового.

- Критическое же мышление представляет собой проверку предложенных решений с целью определения области их возможного применения.

Критическое мышление, для которого конечная цель носит конструктивный характер, следует отличать от критической установки, (критиканства), деструктивной по самой своей сути. Стремление человека критиковать единственно ради самой критики имеет скорее психоэмоциональный характер, чем собственно познавательную цель.

- Творческие способности. От них зависит творческая культура личности. Три основных подхода к проблеме творческих способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Но в качестве необходимого (хотя и недостаточного) условия творческой активности личности выступает интеллектуальная одарённость. Главную роль в детерминации творческой активности играют мотивы, ценности, личностные черты.

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта. В более “мягком” варианте эта теория гласит, что между уровнем интеллекта и уровнем креативности (инновативности) есть незначительная корреляция.

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет.

Талант — выдающиеся способности, которые открываются в практической деятельности. Талантливый человек, как правило, проявляет себя сразу в нескольких видах деятельности, но часто ограничен одним направлением или жанром в них. Широко распространено мнение, что талант является следствием только врождённых, генетически обусловленных особенностей человека.

О наличии и степени таланта свидетельствуют результаты его деятельности, которые должны отличаться оригинальностью подхода и принципиальной новизной.

Слово происходит от меры веса «талант». В новозаветной притче о трёх рабах, которым хозяин подарил монету под названием «талант», они обошлись с ним по-разному. Один закопал свой талант в землю, второй разменял его, а третий приумножил. Отсюда и три выражения: закопал (зарыл), разменял и умножил (развил) свой талант.

«Талант, как похоть. Его трудно скрыть, но еще труднее симулировать» (С. Довлатов).

- Гениальность (от лат. genius — «дух») — высший уровень интеллектуального или творческого проявления личности, что претворяется в выдающихся открытиях, изобретениях, художественных произведениях - преобразованиях в культуре. О гениальности говорят, когда достижения расцениваются как новый этап в определённой сфере деятельности, считаются опережающими своё время, формируя тенденции и перспективы дальнейшего развития.

«Гений – парадоксов друг» (А. Пушкин). И парадоксальность его мышления, нахождения «возможного» в «невозможном» подвигают рассматривать их творчество как сумасшествия. Они обладают своеобразным характером. Так, согласно Ч. Ломброзо, гениев различают как людей одиноких, холодных, равнодушных к семейным и общественным обязанностям. Среди них много наркоманов и алкоголиков. Гениальный человек болезненно чувствителен, плохо переносит колебания погоды. У него бывают резкие спады и подъёмы креативности.

Важно отметить, что конкретного набора свойств, которыми должен обладать гений, не существует. Человек может быть гениален в одной области и совершенно глуп в другой. По определению Кольриджа, гениальность - это способность роста.

В целом у творцов-инноваторов выделяют типичные черты:

1. независимость: когда личностные стандарты важнее стандартов группы, когда налицо нонконформизм оценок и суждений;

2. открытость ума: готовность поверить своим и чужим фантазиям;

3. высокая толерантность к неопределённым и неразрешимым ситуациям, конструктивная активность в этих ситуациях;

4. развитое эстетическое чувство, стремление к красоте как к совершенно немотивированному удовольствию;

5. уверенность в своих способностях и силу характера.

6. смешанные черты женственности (интровертивности) и мужественности (экстравертивности) в поведении, что отмечают не только психоаналитики, но и генетики.

 

Обладая в той или иной степени этими качествами, менеджер в сфере культуры в целях развития инновационного процесса должен распознавать, использовать, развивать их же в личностях руководимых им. И тем их также формировать как творцов-инноваторов.

Многолетние исследования эффективности менеджеров позволили выделить пять их типов (Джим Коллинз):

1. Высокопрофессиональный сотрудник. Вносит вклад через активное использование своих способностей, знаний опыта, опыта и умения организовать свой труд. 

2. Ценный член команды. Вносит вклад в достижение целей, стоящих перед компанией, эффективно работает с другими членами команды.

3. Компетентный менеджер. Организует людей, рационально аспеделяют ресурсы с целью выполнения поставленных задач

4. Эффективный руководитель – формулирует «видение» будущего компании и последовательно добивается того, чтобы компания продвигалась по намеченному пути. Обеспечивает высокие стандарты качества работы.

5. Его руководство позволяет добиться исключительных и долгосрочных результатов благодаря парадоксальному сочетанию выдающихся личностных способностей качеств твердой профессиональной воле. Руководители 5 уровня являют собой пример амбивалентности, ибо они одновременно скромные и волевые, застенчивые и отважные.

«Лучше быть резким и нахальным, нежели жестким и несговорчивым» (Д. Трамп).

Истогоинноватора также отличает инициативность и решительность в начинаниях. Он – инициатор преисполненный убежденностью в изменениях по конкретным направлениям и целям, увлеченностью, душевным подъемом – энтузиазмом (греч. enthusiasmos божественное вдохновение].

«Если есть энтузиазм, ты можешь сделать все, что задуманное. Энтузиазм это основа любого прогресса» (Г. Форд).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: