Современная теория мотиваций в деятельности инновационного менеджера

Современное осознание менеджмента как сложной открытой динамичной системы заставило систематизировать ее исследования, результаты которых инновационный менеджер должен знать и учитывать в своей деятельности.

 Теоретические воззрения на инновационный менеджмент начали складываться еще в 20-е гг. XX в. Так, американский исследователь Элтон Мэйо (1880-1949) выявил большие выгоды от использования методов управления, соответствующих психологическим особенностям и потребностям человека, опирающихся на социальное взаимодействие и групповое поведение. Эти методы могут в значительной мере повышать производительность труда человека.

Наиболее популярные теории мотивации подразделяются на содержательные, процессуальные и параллельные.

Содержательные теории мотивации основаны на определении тех внутренних побуждений, которые заставляют человека действовать так, а не иначе. (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Ф. Герцберг).

Процессуальные концепции ориентируются на то, как человек распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения на основе его восприятия обстановки, образования, опыта и внешнего окружением. Они также акцентируют внимание на процессе мотивации (теория В. Врума, теория справедливости и комплексная теория Портера – Лоулера).

Основное содержание теории В. Врума состоит в том, что мотивация определяется ожидаемым результатом деятельности, ожидаемым вознаграждением и ожидаемой ценностью вознаграждения. Эту теорию называют теорией ожиданий (или теорией «предпочтения – ожидания»).

Модель ожиданий, разработанная Виктором Врумом, заключается в утверждении, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека для достижения определенной цели. Человек обычно надеется на то, что выбранный им тип поведения приведет к моральному удовлетворению или приобретению желаемого. Под ожиданием понимается в данном случае оценка личностью вероятности определенного события. Модель ожидания опирается на связи следующих факторов:

- «затраты труда – результаты»;

- «результаты – вознаграждение»;

- «валентность» (удовлетворенность вознаграждением, или привлекательность) – перспективы.

Модель ожиданийпредставляет менеджеру множество различных возможностей для мотивации человека к производительной деятельности. Однако разные люди имеют разные потребности, поэтому менеджеру необходимо сопоставлять предлагаемое вознаграждение с потребностями и привести их в соответствие.

Однако принцип мотивации не остается неизменно эффективным. Так, повышение мотивации (как и ситуация избыточного комфорта) приводит к повышению творческой активности лишь до какого-то предела. И сам вид мотивации может менять свою значимость и действенность в связи с жизненным изменением ситуации - смены приоритетов в ожидаемых изменениях. Факторами здесь могут послужить пресыщение бывшими приоритетами, смена творческих интересов, семейного положения, возраста, состояния здоровья и др. 

4.3. Национально-этническая спецификамотивационного менеджмента.

Концепции и модели мотивации участников инновационного процесса в той или иной степени учитывают личностную культуру, семейное положение, социальную обстановку, политические факторы. Важнейшим же фактором остаются этнокультурные особенности, менталитет участников социокультурного проекта.

Так, популярные модели мотивационного менеджмента отражают, главным образом, американскую систему ценностей – индивидуализм, рацио­нализм, межличностную конкуренцию. В нашей культуре иные ценности и, следовательно, ключи мотивации, основанные на коллективизме, склонность к патриотизму и энтузиазму, терпеливость, стремлению к справедливости и моральным качествам деловых взаимоотношений, ведения бизнеса.

Инновационная культура этноса, нации - это область его духовной жизни, отражающая его ценностную ориентацию, закрепленную в мотивах, знаниях, умениях, навыках, образцах и нормах поведения и обеспечивающая восприимчивость им новых идей, его готовность и способность к поддержке и реализации новшеств во всех сферах жизни. На этой основе задаются параметры, границы и возможности инновационного процесса, причем определяющую роль здесь играют ценности «ядра» культуры, в том числе этнические. Эта ситуация ставит задачу произвести такие социальные инновации, которые бы опережали технологические и давали шанс на целостность и общий рациональный подход, лежащий поверх всего многообразия.

По этому критерию все культуры можно разделить на два типа:

- традиционные культуры, для которых характерно преобладание концепт сохранения (или канонические, “примитивные”);

- инновационные культуры — с преобладанием установки и механизмов изменения.

Культуры первого типа ориентированы на прошлое: их идеал состоит в сохранении и нейтрализации перемен, поддержании того идеального состояния, которое зафиксировано в преданиях. Это культуры статичны, самодостаточны, недиалогичны, в них доминирует целое, а роль личности сведена до минимума.

Культуры второго типа ориентированы на сегодня и завтра. Они вносят в общественную жизнь напряженность, нестабильность. Самоопределение личностей и социальных групп осуществляется путем отрицания, противопоставления себя предкам. Личность здесь лишена зашиты, испытывает одиночество, “отлучена” от целого, общего.

Это крайние типы культурных систем. В реальности же в любой культуре процессы сохранения и изменения присутствуют, но в различной степени выраженности. Причем, процессы сохранения почти всегда преобладают над изменением. Оптимальный вариант развития культуры предполагает гармоничное сочетание этих тенденций, их комплиментарность в соответствии со спецификой национальной культуры.

Тема 5. Инновационная сфера культуры.

Инновационная сфера. Инновационная сферакультуры. Инновационная деятельность в культуре. Инновационное предпринимательство. Инновационный климат. Основные условия поддержания инновационного климата.

Найди цель, ресурсы найдутся.

Махатма Ганди.

5.1. Инновационная сфера — это совокупность отраслей национального хозяйства, видов общественной деятельности, не принимающих прямого участия в создании материальных благ, производящих потребительные стоимости особого рода, часто не имеющие вещественной субстанции, но необходимые для функционирования и развития социального воспроизводства.

Функциональное назначение инновационной сферы в системе общественного разделения труда связано с выполнением ею функций создания и удовлетворения потребностей в контексте инновационного процесса: 

— коммерческий анализ потенциальных потребителей инноваций;

— поиск перспективных идей, источников функционирования;

— организация создания и внедрения новшества;

— тиражирование;

— поддержка;

— утилизация инновационного проекта. (Й. Шумпетер):

 

Инновационная сфера охватывает объекты научных исследований, маркетинга, предпринимательских структур, деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей инновационной деятельности. Благодаря этому в инновационной сфере разрозненные начинания и мероприятия объединяются в единый инновационный процесс

 Управление в инновационной сфере основывается на критерии экономической эффективности, а передача инновационного продукта в производственную сферу предполагает осуществление маркетинговых исследований.

 

Инновационная сферакультуры — область, охватывающая участников инновационного процесса, включающая различные государственные органы и организации, научные, инвестиционные, общественные, коммерческие и другие организации, а также отельные лица и творческие коллективы, осуществляющие и регулирующие инновационную деятельность в культуре.

Инновационная деятельность в культуре — целенаправленный поиск и реализация инновационных решений и проектов, направленный на подвижение и коммерциализацию результатов научных исследований и творческих разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества культурных продуктов (товаров, услуг, произведений).

При осуществлении инновационной деятельности различаются ее объекты и субъекты.

Объектами инновационной деятельности конкретные разработки, проекты, составляющие содержание нововведений.

Субъекты инновационной деятельности — любые их составляющих инновационной сферы, в том числе и одиночные инноваторы – авторы нововведений.

Инновационное предпринимательство — один из аспектов инновационной деятельности, предоставляющий клиентам новые оригинальные культурные продукты с целью их коммерциализации. При этом инновационный менеджмент предполагает риск по осуществлению нового проекта, его продвижению на рынок, практическую реализацию, а также возникающую при этом финансовую, моральную и социальную ответственность.

 

5.2. Инновационный климат — сформированная определенным образом обстановка, позволяющая человеку чувствовать себя свободным, мотивированным, готовым к творческой работе. Выделяют следующие организационные отношения, позволяющие в полном объеме использовать творческий потенциал трудового коллектива:

• поддержка инновационной деятельности менеджментом;

• высокий уровень коммуникаций и их постоянное совершенствование;

• использование комплексных мотивационных систем;

• применение соучаствующего стиля управления,

• непрерывное пополнение сотрудниками своих знаний, повешение компетенции, общекультурного уровня.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: