- спонтанная и стимулированная трансформации,
- заимствование,
- селекция,
- воспроизведение и модификация инокультурного образца, его структурная.интеграция.
2.4. Культурная инновация.
Поскольку культура выполняет интегративную функцию, то содержание этого понятия сопряжено со всяким изменением в способах и формах культуротворчества и общественного воспроизводства. Прежде всего, это относится к изменениям в духовной сфере, что более или менее быстро проявляется изменением в образе жизни, в сфере социальных отношений и социальных структур.
В контексте менеджмента культурная инновация – процесс изменения и его принципиальные изменения науке, искусстве, религии, образовании, лингвистике, принципах и средствах коммуникации, а также во всех разновидностях менеджмента в культуре.
Культурная инновация определяется в обществе не физическими свойствами явления, а тем тезаурусом культуры, на основе которого возможно различение нового и старого, нахождение степени новизны. Иначе говоря, культурная инновация представляет собой главным образом и по преимуществу такую трансформацию и интерпретацию знаков и смыслов, результатом которых является изменение в способе мышления и в способе деятельности. Тогда культурная инновация выступает и как установление иного принципа знаково-смысловой организации, а это, в свою очередь, заставляет устанавливать соотношения между прежними и новыми знаковыми системами, между организующими их принципами, заново определять их координации и субординации, ценностный статус. Это поле критического отношения, где в качестве инновационных предпосылок важнейшую роль играют уверенность и сомнение, вера и недоверие.
|
|
Культурные инновации не всегда замечаемы и регистрируемы как таковые, зачастую теряясь среди инноваций в культуре. Поэтому действие культурной инновации может быть скрытым, а ее последствия неожиданными, а то и шокирующими. По крайней мере, далеко не всегда желаемыми и принимаемыми как должные существующим конкретным сообществом. Такая ситуация возникает в двух случаях: или как проявление стихийности в движении культуры, или как целенаправленно организованное.
В первом случае причиной того, что общество обманывается в распознании культурной инновации, является нечеткость, размытость ценностных представлений, увлечение чисто внешней стороной явления и упрощенным применением методов сравнения.
Во втором случае мы встречаемся с сознательной фальсификацией культурной инновации, которая производится или в утилитарных, меркантильных целях сбыта определенной продукции, или в целях идеологических и пропагандистских, для манипулирования общественным сознанием.
|
|
Культурная инновация может быть воспринята:
- дискретно (в качестве конкретного явления) и она выступает как момент фиксации изменений.
- континуумом изменений (в качестве процесса) и представляет как перенос и сохранение социокультурного содержания, то есть механизмом производства (возникновения) и укоренения трансформаций в той или иной области культуры.
В этой связи важнейшей особенностью культурной инновации является ее необратимость. В том числе и потому, что ее результаты даже при их дальнейшей трансформации, оставляют рационально наблюдаемые или символические, метафизические следы на общем невозвратном пути инновационного процесса.
Культурная инновация способна нести в себе глубокое противоречие. Будучи по определению положительным явлением динамики культуры, она неизбежно вносит и определенный раскол, разлад в существующие структуры культуры, противопоставляя и приводя в противоборства те или иные их элементы. И чем масштабнее и глубже инновация, тем острее эти отношения. Культурная инновация значительно ограничивает и даже ставит под сомнение наличествующие смыслы и ценности, хотя не может дать эквивалентной замены, разве только в своей будущей развертке, в которой, однако, возникает еще более широкий растр возможностей противоречий. Дело усугубляется еще и тем, что культурная инновация вызывает множество инноваций во всех сферах общественной жизни, из которых далеко не все столь уж положительны для общественного бытия, воспроизводства и творчества.
Тема 3. Инновационная культура менеджмента.
Сущность инновационной культуры и ее компоненты.Инновационная культура современного человека. Инновационная культура менеджераи ее компоненты. Творческая потребность.- Творческое сознание. Творческое мышление. Критическое же мышление. Творческие способности.Талант. Гениальность. Характерные черты и типы менеджеров-инноваторов.
«Гениев порождает не система,
а противодействие ей». (П. Гоген)