Инновационный менеджмент – мотивационный менеджмент. Мотив. Мотивация. Основные способы мотивации. Основными задачи мотивации. Современные теории мотиваций в деятельности инновационного менеджера. Национально-этническая спецификамотивационного менеджмента. Инновационная культура этноса, нации.
Почему умирать так тяжело,
так это из-за неудовлетворенного любопытства.
БерилМаркхем.
Инновационный менеджмент – мотивационный менеджмент.
Поэтому в менеджменте большую роль играют приоритеты, которые должны выбираться менеджером сознательно в соответствии с масштабами управления, конкретной ситуацией, особенностями персонала и пр.
Практически любые факторы, обстоятельства, ситуация, влияющие на возникновение побуждения и принятие решения становятся мотивом.
Мотив – осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения актуальной потребности. Инновационный менеджмент органично включает практически всю палитру материально-меркантильных и морально-идейных мотивов, политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе; достаточно действенные интересы к получению впечатлений; стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, творческой деятельности, к семейной жизни и т. п.
|
|
В совокупности мотивы составляют основу мотивации, необходимого элемента всякого менеджмента.
Мотивация – это побуждение человека к определенным видам деятельности, ее результатам, отношению к работе, качеству и пр. Мотивация определяется существованием потребностей и созданием условий их реализации. Мотивационный тип управления особый, в нем отдается приоритет мотивации над администрированием и жестким контролем.
Действия по мотивации включают экономическое и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива, такие как
- разнообразие работы по содержанию;
- рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
- удовлетворение от работы и ее результатов;
- повышение ответственности;
- условия для проявления инициативы;
- осуществления самоконтроля.
Основные способы мотивации делятся на прямые, оказывающие влияние непосредственно на человека и косвенные, посредством внешних стимулов.
Основными задачами мотивации являются:
· признание труда сотрудников, добившихся значительных результатов;
· демонстрация отношения фирмы к высоким результатам;
|
|
· популяризация качественного труда сотрудников;
· применение различных форм признания заслуг;
· поднятие морального состояния через признание;
· обеспечение процесса повышения трудовой активности.
Любая инновационная деятельность является предпринимательской (и наоборот) и основана на поиске новых идей (от нового продукта до новой структуры) и их оценке; поиске необходимых ресурсов; создании и управлении предприятием; получении денежного дохода и личном удовлетворении достигнутым результатом. Тем не менее к важным чертам творцов следует добавить и отсутствие прямых меркантильных интересов в творчестве по принципу: «Не продается вдохновение…». Иначе говоря, система их мотиваций своеобразна. Особенно сложна она в культуротворчестве, где принципиальным побуждающим фактором зачастую выступает сама возможность творчества, удовлетворение врожденной творческой потребности. Подспудно соблазняет возможность реализовать свой талант, свое высшее предназначение, смысл собственной уникальной жизни. «Дело твоей жизни и есть основной соблазн». ( Пабло Пикассо).
Так что мотивационная заинтересованность инновационного менеджера в общем творческом успехе нередко становится приоритетной даже при том, что сам менеджер остается в тени публичного торжества и чествований. «Вы можете добиться чего угодно в жизни при условии, что вам будет не важно, кому достанутся лавры». (Гарри Труман).