Создание советской системы образования

Ленин считал одним из необходимых условий построения социализма ликвидацию неграмотности. В 1919 г. вышел декрет Совнаркома об обучении грамоте населения в возрасте с 8 до 50 лет. В 1923 г. было образовано общество “ Долой неграмотность ” во главе с Калининым. В 1925 г. в школах ликбеза занималось 1,5 млн. человек. По переписи 1926 г. было чуть более 50% грамотных в возрасте старше 9 лет.

В конце 1920-х гг. в связи с форсированным строительством социализма началось новое наступление на неграмотность: создавались новые ликбезы, в них привлекались интеллигенция, студенты, старшие школьники. Были увеличены ассигнования на аренду помещений, учебные и письменные принадлежности и т.д. Грамотные брали шефство над неграмотными, совершались культпоходы в деревню. К концу 1930-х гг. неграмотность среди взрослого населения в целом была ликвидирована.

По переписи 1939 г. более 90% были грамотными, правда, большинство из них едва умели читать и писать. Но по сравнению с 1913 годом это было великое достижение.

 

Создателями советской системы образования стали великие педагоги А.В. Луначарский, А.С. Макаренко и Надежда Константиновна Крупская (1869 - 1939), жена В.И. Ленина.

 

В годы первой пятилетки развернулось школьное строительство. Педагогические институты, техникумы, училища выпустили значительное количество специалистов. Это позволило ввести в 1932 г. обязательное начальное (4-х классное) образование. За годы второй пятилетки проблема вовлечения всех детей в школы в основном была решена. Это позволило поставить в конце второй пятилетки новую задачу: постепенный переход к обязательному неполному среднему (7 классов) образованию, сначала в городе, потом в деревне.

Тогда же была проведена и школьная реформа. Вместо различных общеобразовательных учебных заведений с 4,7,9-летним обучением вводились единые типы школ: начальные (4 класса), неполные средние (7 классов), средние (10 классов). Унифицировались программы, учебники, методические пособия.

 

Изменения коснулись и высшей школы. В годы Гражданской войны вузы были доступны широким массам, были отменены вступительные экзамены, принимались все желающие. В 1920-1930-е гг. ситуация изменилась. Ставилась задача воспитания новой советской интеллигенции. Вводился классовый принцип отбора в вузы. Дети представителей прежних имущих классов (дворян, купцов, коммерсантов, духовенства, чиновников) лишались права учиться. Для подготовки рабочей и крестьянской молодежи к поступлению в вузы были открыты рабфаки (рабочие факультеты). Из вузов удалялись преподаватели, нелояльные к Советской власти. Оставшихся перевоспитывали в духе марксистско-ленинской идеологии. Для подготовки кадров для вузов был открыт Институт красной профессуры. Высшие учебные заведения были открыты в союзных республиках.

 

В 1940 г. было более 4,5 тысяч высших учебных заведений и более 800 тысяч студентов.

 

 

Кинематограф.

Если киноискусство 20-х гг. видело свою главную цель в утверждении исторической необходимости победы над царизмом и контрреволюцией (историко-революционные фильмы) и в осуждении пережитков старого быта и частнособственнической морали (фильмы на современные темы), то киноискусство 30-х гг. поставило перед собой как главную задачу показ биографий борцов за социализм.

 

Теперь главной задачей в кино стало создание правдивых типических образов передовых современников.

Знаменитые режиссеры 30-х гг.

Фильмы Эйзенштейна (“Броненосец Потемкин”), Александрова (“Веселые ребята”), Пудовкина (“Мать”), братьев Васильевых (“Чапаев”), Козинцева и Трауберга (трилогия о Максиме).

 

Много снимали фильмов о Ленине. "Ленин в Октябре" (1937) и "Ленин в 1918 году" (1939).

 

В 30-е годы на смену немому кино пришло звуковое.

 

В 30-е гг. возник жанр музыкального фильма, в котором с большим успехом работали режиссеры Г. Александров, А. Ивановский и И. Пырьев.

 

В кино - пропаганда жизни и труда простого советского человека. Самая знаменитая актриса того времени - Любовь Орлова. Самые знаменитые советские фильмы 30-х годов: «Веселые ребята», «Волга-Волга», «Цирк», «Весна», «Светлый путь», «Александр Невский» и др.

 

Появилась советская комедия. Актриса Фаина Раневская. Например, фильм «Подкидыш», «Золушка».

 

Литература и поэзия.

  Основные литературные произведения 30-х гг.

«Хождение по мукам», «Петр I» А.Н. Толстого. “Тихий Дон” и 1 часть “Поднятой целины” М.А. Шолохова. “Разгром” А.А. Фадеева. “Чапаев” Д.А. Фурманова. “Как закалялась сталь” Николая Островского. “Мои университеты”, “Дело Артамоновых” и “Жизнь Клима Самгина” М. Горького. Поэмы “Владимир Ильич Ленин” и “Хорошо” В.В. Маяковского. Стихи и роман “Мастер и Маргарита ” М.А. Булгакова.

 

Юмористические рассказы «12 стульев», «Золотой теленок» Ильфа и Петрова. «Роковые яйца» М.М. Зощенко.

 

Поэзия А. Ахматовой, М. Цветаевой, Б. Пастернака и др.

 

К середине 30-х гг. общеобязательным для советского искусства художественным методом стал метод социалистического реализма. В 1934 г. создан Союз советских писателей. Его председателем стал Максим Горький. В Союз принимались писатели, признававшие метод социалистического реализма.

Социалистический реализм предполагал классовый, партийный подход к изображению действительности. Произведения должны быть проникнуты историческим оптимизмом, утверждать социалистические идеалы, веру в победу социализма, его превосходство над капитализмом. Борьба за построение социализма стала главной темой советской литературы и советского искусства в целом.

 

Творчество деятелей культуры было поставлено под жесткий контроль партийно-государственного аппарата. Насаждение единых художественных правил воплощается в жизнь, в том числе репрессивным путем. Так, в лагерях погибли: Осип Мандельштам, Исаак Бабель, Мейерхольд, Васильев и др.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: