Административные реформы

Повысить эффективность экономики, по замыслу Н.С. Хрущёва, должны были реформы управленческих структур.

В 1957 г. вместо отраслевых министерств стали создаваться совнархозы — территориальные советы народного хозяйства. Часть предприятий передавалась в ведение республиканских и местных органов управления, которые получили право распределять производимую ими продукцию. Однако очень скоро проявились негативные последствия проведённой реформы. Усложнилась структура управления, выросло число чиновников. Была подорвана единая политика в овладении достижениями научно-технического прогресса.

Для выправления очередного перекоса создавались республиканские совнархозы. С 1962 г. их работу координировал ещё один орган управления — Высший совет народного хозяйства (ВСНХ). Этот год ознаменовался несколькими административно-хозяйственными экспериментами. Обкомы и райкомы КПСС разделили на промышленные и сельские, что ослабило влияние партийного аппарата на принятие решений на высшем уровне. Для пресечения коррупции и злоупотреблений властью был создан Комитет партийно-государственного контроля.

Реформы вызвали неразбериху в управлении государством, привели к быстрому росту бюрократического аппарата, но не повысили эффективность его работы. В 1964 г. Н.С. Хрущёв наметил новые преобразования. Предполагалось создать союзно-республиканские управления по производству сельскохозяйственной продукции, перейти к восьмилетним планам развития народного хозяйства, хотя провал семилетнего плана, утверждённого в 1959 г., показал, что более чем на пять лет научно обоснованное планирование невозможно.

Рис. Советский плакат

Возрастающая противоречивость политики Н.С. Хрущёва, хозяйственные неудачи, непродуманные административные эксперименты привели к формированию оппозиции в руководстве партии. Это были люди, ранее выдвинутые Хрущёвым на руководящие посты и пользовавшиеся его доверием, — секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев, руководитель Комитета государственной безопасности (КГБ) В.Е. Семичастный, председатель Комитета партийно-государственного контроля А.Н. Шелепин и др.

13 октября 1964 г. члены оппозиции созвали Пленум ЦК КПСС, где Хрущёву предъявили обвинения в дезорганизации жизни страны, единоличном принятии волюнтаристских решений по важнейшим вопросам, касающимся жизни советского общества.

Из постановления президиума ЦК КПСС (13-14 октября 1964 г.) Признать, что в результате ошибок и неправильных действий т. Хрущёва <...> за последнее время создалась совершенно ненормальная обстановка, затрудняющая выполнение членами Президиума ЦК ответственных обязанностей по руководству партией и страной. Тов. Хрущёв, занимая посты Первого секретаря ЦК КПСС и Председателя Совета Министров СССР и сосредоточив в своих руках большую власть, в ряде случаев стал выходить из-под контроля ЦК КПСС, перестал считаться с мнением членов Президиума ЦК и членов ЦК КПСС, решал важнейшие вопросы без должного коллективного обсуждения. Проявляя нетерпимость и грубость к товарищам по Президиуму и ЦК, пренебрежительно относясь к их мнению, т. Хрущёв допустил ряд грубых ошибок в практическом осуществлении линии, намеченной решениями XX, XXI и XXII съездов КПСС. Президиум ЦК считает, что при сложившихся отрицательных личных качествах как работника, преклонном возрасте и ухудшении здоровья т. Хрущёв не способен исправить допущенные им ошибки и непартийные методы в работе. Как в документе сформулированы основные причины отставки Хрущёва?

Хрущёв вынужден был подать в отставку. Первым секретарём ЦК КПСС стал Л.И. Брежнев.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: