III. Заключительная часть

Классный час в 8 классе

 на тему «Ответственность в жизни человека»

Цель: воспитание у учащихся  чувства ответственности за свои поступки как основы нравственного поведения.

Задачи:

Ø раскрыть понятие «ответственность»;

Ø сформировать понимание того, что делает человека ответственным и безответственным;

Ø способствовать развитию у учащихся мотивации к самосовершенствованию, нравственному саморазвитию.

Форма проведения: кейс-метод, тренинг, моделирование ситуации.

Оборудование: карточки-задания для работы в малых группах (Приложения 1 и 2); компьютер, презентация «Чувство ответственности в жизни человека», пазлы «Маленький принц», значки «Маленький принц » (Приложение 3).

Содержательный компонент классного часа

I. Вступительная часть.

II. Основное содержание:

1. Разминка «Заповедь ответственного человека».

2. Ситуационное задание «Как поступить?»

3. Тренинг «Притча про бабочку и мудреца».

III. Заключительная часть.

Рефлексия: «Всё в наших руках!»

Ход классного часа

I. Вступительная часть

Ответственность – важнейшее свойство личности, это проявление отношения к выполнению взятых на себя обязательств, принятых ею норм и правил. Различают ответственность индивидуальную и коллективную, а также юридическую, политическую, материальную, моральную.

Ответственность – это обязанность что-либо сделать и принятие последствий нарушения этого обязательства.

Учитель просит учеников разделиться на три группы и придумать название каждой в соответствии с темой. То есть название должно ассоциироваться с термином «ответственность». Например, «Разум», «Министерство последствий», «Совесть». Затем представители групп объявляют свои названия и объясняют, почему они назвали себя именно так. Тем самым у ребят уже в начале занятия формируется понимание термина «ответственность».

II. Основное содержание

1. Разминка «Заповедь ответственного человека»

 

Классный руководитель предлагает ученикам продолжить определение.

Ответственность – это …

(Ученики сами называют близкие по смыслу выражения: честность, обязательность, исполнительность, надёжность, чувство долга, терпение и др.)

Далее классный руководитель говорит, что ошибки, возникающие из-за безответственности, нужно уметь предвидеть и избегать. Поэтому всё необходимо продумывать на несколько шагов вперёд, чтобы потом не жалеть о содеянном.

Предлагается  ученикам ответить на несколько вопросов и тем самым сформировать «Заповедь ответственного человека».

1. Из-за чего Стрекоза из басни И. А. Крылова осталась без тепла и крова? (легкомыслие)

2. Какая черта характера Красной Шапочки привела к трагическому событию в сказке? (болтливость)

3. Какая черта характера оставила Старуху у разбитого корыта в сказке А.С. Пушкина? (жадность)

4. Из-за чего братец Иванушка стал козлёночком? (непослушание)

5. Из-за чего Буратино из сказки А. Толстого остался без золотых монет? (глупость).

 

При этом классный руководитель и ученики обсуждают, почему в сказках именно эти черты характера приводят к отрицательным последствиям, безответственному поведению.

В результате ребята вместе с учителем  сформировали «Заповедь ответственного человека».

Ответственный человек не должен быть:

Ø легкомысленным;

Ø болтливым;

Ø жадным;

Ø непослушным;

Ø глупым.

Ответственный человек должен быть:

Ø честным;

Ø обязательным;

Ø исполнительным;

Ø надёжным;

Ø совестливым;

Ø с хорошо развитым чувством долга.

Вывод. Такие черты характера человека, как глупость, легкомыслие, непослушание, доверчивость, жадность, болтливость, могут привести к непоправимым последствиям. Чтобы не произошло в жизни беды, надо предвидеть все неприятности заранее и ответственно отнестись к происходящему.

Далее ученики по просьбе учителя приводят примеры безответственности из жизни, истории, литературы.

2. Ситуационное задание «Как поступить?»

Классный руководитель предлагает в группах решить ситуационное задание. Ученики получают карточки с заданиями (Приложение 1), в которых изложена суть проблемы. Здесь можно предложить также и другой вариант ситуационного задания (Приложение 2).

Задание «Как поступить?»

Во время Второй мировой войны молодой человек, у которого брат погиб в борьбе с оккупантами и который остался единственным сыном у матери, колебался между тем, чтобы стать в ряды Сопротивления и отомстить за смерть брата или остаться с матерью и помогать ей.

Вопрос учителя: А как вы считаете? Обоснуйте свой ответ.

Ученики работают в группах. Затем каждая группа предлагает свой вариант ответа. Они  задают друг другу вопросы и решают, чей ответ наиболее верен. После обсуждения разных вариантов решения предложенной проблемной ситуации, учитель совместно с детьми делает вывод.

Вывод. Любую проблему нужно пытаться решать с нравственных позиций, понимая ответственность выбора, учитывая интересы всех участников процесса. Таким образом, ВСЁ В НАШИХ РУКАХ.

3. Тренинг «Притча про бабочку и мудреца»

Бабочка и мудрец

Очень давно в одном старинном городе жил Мастер, окружённый учениками. Самый способный из них однажды задумался:

– А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы найти ответа?

Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:

– Скажите, Мастер, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей правоты.

Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Всё в твоих руках.

Прежде чем прозвучит ответ Мастера, ученикам предлагается подумать и ответить за Мастера. Классный руководитель читает окончание притчи, где Мастер произносит фразу: «Всё в твоих руках».

Вывод. Наша жизнь – эта та же бабочка… Всё в наших руках, мы сами создаём нашу жизнь своими поступками.

III. Заключительная часть

Рефлексия «Всё в наших руках!»

Подведение итогов классного часа классный руководитель  начинает словами:

– А теперь обсудим, что же находится в наших руках? Перед вами возможные ответы, которые являются «пазлами» символа нашего классного часа. Давайте соберем этот символ. Я буду произносить высказывание, и показывать визуально (презентация), а вы выбираете возможный ответ.

(Для презентации:

Мы в ответе за................., которым дали жизнь. (детей)

Мы в ответе за.................., благодаря которым можем радоваться каждому дню. (родителей)

Мы в ответе за.................., которая создаёт условия для нашей жизни. (природу)

Мы в ответе за......................, которых привязали к себе. (друзей и любимых)

Мы в ответе за..............., которой занимаемся. (работу)

Мы в ответе за всё, что.................................... (происходит вокруг нас)

Мы.............. своей жизни. (авторы)

Классный руководитель: Мы в ответе за свою жизнь, за всё, что в ней произойдёт.

 

Список использованной литературы:

 

1. Гудова М.Ю. Основы эстетики и этики: курс лекций. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2013.

2. Притчи.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pritchi.ru/id

3. Сент-Экзюпери, А. де. Маленький принц: рисунки автора: для старшего школьного возраста. – М.: Эксмо, 2013.

4. Смирнов А.Е., Томашов В.В. Ответственность как регулятор общественной жизни: сущность, структура, функции и основные социальные формы: монография. – Ярославль: Ярославский гос. технический ун-т,2012

 

Приложение 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: