Исходное, основное/ главное

 

- Точность «попадания» при определении событии напрямую связана с точностью определения основных

моментов действия и наоборот — в обратной их зависимости.

 

Скажем иначе: определяя события, одновременно определяйте и границы

 

основных моментов действия, что значительно облегчит вашу работу по анализу произведения и даст возможность контролировать себя, насколько верны ваши поиски и определения.

 

Итак, рядом, одновременно с событиями/ нам предстоит знакомство и с основными моментами действий: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

 

 

Конфликт

 

"В каждой пьесе, - продолжает развивать свою мысль Кнебель, одни действующие лица стремятся к одному,

другие - к другому, разные \ цели.

 

Вследствие этого происходят столкновения. Определить причины их столкновений. понять цели и мотивы

поведения тех и других персонажей - значит, понять пьесу, верно определить идею произведения».

 

Сделаем первый вывод:

 

Конфликт - это столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в

удовлетворении своих интересов.

 

Стало быть, конфликту, его обострению, вспышке, должна предшествовать такая ситуация, в которой и

обнаруживается, что мнения персонажей, их взгляды по какой-то причине диаметрально противоположны. С этой "ситуацией", как известно, мы знакомились в предлагаемых обстоятельствах.

 

Итак, зафиксируем, от чего зависит сила напряжения конфликтной ситуации:

 

- от предлагаемых обстоятельств. которые мотивируют причину разногласий;

 

- от исходного события, которое обостряет конфликтную ситуацию;

 

- от значения проблемы для каждой из сторон, заинтересованных в ее решении в свою пользу;

 

- от характеров персонажей: чем

 

сложнее и ярче характеры, тем острее борьба.

 

Безусловно, следует учитывать и возрастные данные персонажей, их умственный и культурный уровень

развития, что не в малой степени определяет способ решения конфликтной ситуации, способ ведения

борьбы.

 

И еще запомним:

 

Конфликт - это опора действия. Конфликт, как правило, является причиной события, но может быть и

следствием события, свершившегося "действенного факта".

 

ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ:

 

экспозиция;

 

завязка;

 

развитие действия;

 

- кульминация;

 

- развязка.

 

Еще раз, пожалуйста, взгляните на

этот столбик. А теперь - на его вари-

ант, расположенный ниже:

 

- экспозиция и завязка;

 

- развитие действия;

 

- кульминация и развязка.

 

Сравните. Разница не велика. Она

лишь в том/ что в первом варианте -

пять позиций/ во втором - три, причем

они не сокращены, их объединили:

 

первую со второй, четвертую с пятой.

Принципиального разночтения здесь

нет. Указал второй вариант только по-

тому/ что некоторые режиссеры счи-

тают его более удобным в работе.

Главное - не допустить ошибку в опре-

делении основных моментов действия/

не перепутать их местами. Такое случа-

ется, когда режиссеры неверно опре-

деляют основные события.

 

РОМАН ЖИЗНИ.

 

«Роман жизнин - это пересказ ар"

тистами литературного материала по

линии действий своих персонажей,

 

но - непременное условие - «через се-

бя», от своего имени, приближая тем

самым роль к себе, себя — к роли».

 

Уже из краткой «аннотации» Стани-

славского вполне понятен смысл «рома-

на жизни», его предназначение. Однако

хочется предупредить молодых и начи-

нающих режиссеров, чтобы они не

торопили артистов заводить скоро-

спелые «романы», а самих артистов -

быть предельно внимательными, осо-

бенно при встрече с «незнакомцами».

 

Только после предварительного

анализа пьесы, когда наметится хотя

бы пунктирная линия рола, линия по-

ведения вашего персонажа/ когда по-

чувствуете, что к незнакомцу возник

уже вполне осмысленный живой инте-

рес, - только после этого ваши отно-

шения с ним могут стать более довери-

тельными. И вы уже станете «встре-

чаться и общаться» с ним не только в

репетиционной комнате. И на улице, и

дома. Но все равно, не торопитесь пе-

реходить на «ты», тем более, «гулять

под ручку, в обнимку» - рано! Вы же

пока судите о том, что он говорит, что

делает, как ведет себя, довольно по-

верхностно. Чтобы понимать его луч-

ше, вам нужно (мысленно) поставить

себя иа его место, «побывать» в тех

ситуациях, в которых ему довелось по-

бывать (опять же мысленно, если эти

ситуации... чреваты последствиями).

Так и действуйте впредь: а что я бы де-

лал (делала) в его (ее) положении, а

как бы я повел (повела) себя, случись

это со мной, а я поступил (поступила)

бы так же/ как мой герой (моя герои-

ня)?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: