- Точность «попадания» при определении событии напрямую связана с точностью определения основных
моментов действия и наоборот — в обратной их зависимости.
Скажем иначе: определяя события, одновременно определяйте и границы
основных моментов действия, что значительно облегчит вашу работу по анализу произведения и даст возможность контролировать себя, насколько верны ваши поиски и определения.
Итак, рядом, одновременно с событиями/ нам предстоит знакомство и с основными моментами действий: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.
Конфликт
"В каждой пьесе, - продолжает развивать свою мысль Кнебель, одни действующие лица стремятся к одному,
другие - к другому, разные \ цели.
Вследствие этого происходят столкновения. Определить причины их столкновений. понять цели и мотивы
поведения тех и других персонажей - значит, понять пьесу, верно определить идею произведения».
Сделаем первый вывод:
|
|
Конфликт - это столкновение противоборствующих сторон, каждая из которых заинтересована в
удовлетворении своих интересов.
Стало быть, конфликту, его обострению, вспышке, должна предшествовать такая ситуация, в которой и
обнаруживается, что мнения персонажей, их взгляды по какой-то причине диаметрально противоположны. С этой "ситуацией", как известно, мы знакомились в предлагаемых обстоятельствах.
Итак, зафиксируем, от чего зависит сила напряжения конфликтной ситуации:
- от предлагаемых обстоятельств. которые мотивируют причину разногласий;
- от исходного события, которое обостряет конфликтную ситуацию;
- от значения проблемы для каждой из сторон, заинтересованных в ее решении в свою пользу;
- от характеров персонажей: чем
сложнее и ярче характеры, тем острее борьба.
Безусловно, следует учитывать и возрастные данные персонажей, их умственный и культурный уровень
развития, что не в малой степени определяет способ решения конфликтной ситуации, способ ведения
борьбы.
И еще запомним:
Конфликт - это опора действия. Конфликт, как правило, является причиной события, но может быть и
следствием события, свершившегося "действенного факта".
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ДЕЙСТВИЯ:
экспозиция;
завязка;
развитие действия;
- кульминация;
- развязка.
Еще раз, пожалуйста, взгляните на
этот столбик. А теперь - на его вари-
ант, расположенный ниже:
- экспозиция и завязка;
- развитие действия;
- кульминация и развязка.
Сравните. Разница не велика. Она
|
|
лишь в том/ что в первом варианте -
пять позиций/ во втором - три, причем
они не сокращены, их объединили:
первую со второй, четвертую с пятой.
Принципиального разночтения здесь
нет. Указал второй вариант только по-
тому/ что некоторые режиссеры счи-
тают его более удобным в работе.
Главное - не допустить ошибку в опре-
делении основных моментов действия/
не перепутать их местами. Такое случа-
ется, когда режиссеры неверно опре-
деляют основные события.
РОМАН ЖИЗНИ.
«Роман жизнин - это пересказ ар"
тистами литературного материала по
линии действий своих персонажей,
но - непременное условие - «через се-
бя», от своего имени, приближая тем
самым роль к себе, себя — к роли».
Уже из краткой «аннотации» Стани-
славского вполне понятен смысл «рома-
на жизни», его предназначение. Однако
хочется предупредить молодых и начи-
нающих режиссеров, чтобы они не
торопили артистов заводить скоро-
спелые «романы», а самих артистов -
быть предельно внимательными, осо-
бенно при встрече с «незнакомцами».
Только после предварительного
анализа пьесы, когда наметится хотя
бы пунктирная линия рола, линия по-
ведения вашего персонажа/ когда по-
чувствуете, что к незнакомцу возник
уже вполне осмысленный живой инте-
рес, - только после этого ваши отно-
шения с ним могут стать более довери-
тельными. И вы уже станете «встре-
чаться и общаться» с ним не только в
репетиционной комнате. И на улице, и
дома. Но все равно, не торопитесь пе-
реходить на «ты», тем более, «гулять
под ручку, в обнимку» - рано! Вы же
пока судите о том, что он говорит, что
делает, как ведет себя, довольно по-
верхностно. Чтобы понимать его луч-
ше, вам нужно (мысленно) поставить
себя иа его место, «побывать» в тех
ситуациях, в которых ему довелось по-
бывать (опять же мысленно, если эти
ситуации... чреваты последствиями).
Так и действуйте впредь: а что я бы де-
лал (делала) в его (ее) положении, а
как бы я повел (повела) себя, случись
это со мной, а я поступил (поступила)
бы так же/ как мой герой (моя герои-
ня)?