Предназначение эмоций

Н.В. Казаринова

Глава 7. Эмоциональная коммуникация в межличностном взаимодействии.

1. Коммуникативный потенциал эмоций и чувств

1.1 Предназначение эмоций

Определение эмоций

Функции эмоций

1.2 Виды эмоций  

Положительные и отрицательные

Первичные и вторичные

Эмоции и аффект

Эмоции и чувства

1.3 Понятие эмоциональной коммуникации

2. Эмоциональная работа в межличностном взаимодействии

2.1 Причины трудностей в эмоциональной коммуникации

Кодирование эмоций как проблема

Эмоциональная экспрессия как проблема

Синхронизация и координация эмоциональных реакций как проблема

2.2 Эмоциональная компетентность

Навыки кодирования эмоциональных состояний

Навыки эмпатии

3. Эмоциональные испытания: работа с трудными социальными эмоциями

3.1 Смущение

3.2 Зависть

3.3 Ревность

3.4 Обида

Выводы

Задания и упражнения

Литература

 

Эмоциональное поведение людей, о котором пойдет речь в данном разделе, на первый взгляд, процесс сугубо индивидуальный: эмоции испытывает конкретный человек по конкретному поводу. Не случайно, большинство рекомендаций по управлению эмоциями, направлены на то, чтобы человек сам постарался разобраться в себе и понять как можно точнее, какие именно эмоции и чувства он переживает. В каком же смысле, в таком случае, можно говорить об эмоциональной коммуникации? О чем могут сообщать эмоции и чувства? В данном разделе мы ответим на этот вопрос, последовательно обсуждая темы функционального предназначения эмоций, проявления эмоциональной компетентности участников межличностной коммуникации, ресурсы преодоления эмоциональных испытаний, которые каждый из нас встречает на протяжении своей жизни.

Коммуникативный потенциал эмоций и чувств

Предназначение эмоций

Эмоция – проявление субъективно-оценочного отношения человека к кому-либо или чему-либо.

По определению, эмоции представляют собой реакцию на обстоятельства, имеющие значение для человека. Эти реакции могут относиться не только к настоящему, но также к прошлому или предстоящему. Иначе говоря, человек оценивает изменения в своей внешней (или внутренней) среде и реагирует на них возникновением эмоции. В производстве этого сложноорганизованного процесса участвуют все системы жизнеобеспечения человека:

· нейрофизиологическая, а именно электрохимическая активность нервной системы, биохимические сдвиги в организме, связанные с выделением в кровь адреналина, глюкозы;

· нервномышечная, а именно мимическая (выразительные движения мышц лица) и пантомимическая (выразительные движения конечностей, изменение положения тела в пространстве) активность, голосовые реакции (напр., изменение тона голоса) и висцерально-эндокринные реакции (сердечный ритм, частота дыхания, потоотделение и другие вегетативные функции);

· мотивационная, а именно актуализация системы потребностей, мотивов, целей;

· когнитивная, а именно мыслительные процессы, обеспечивающие восприятие, обработку и оценку поступающей информации;

· механизмы социальной адаптации, обеспечивающие речевое поведение и следование социально сформированным правилам.

Существенными признаками эмоциональной реакции, таким образом, выступают:

· определенный уровень возбуждения (общее изменение скорости и интенсивности протекания психических, моторных и вегетативных процессов);

· предметность (направленность на что-то или кого-то, адресность отношения);

· знак отношения (положительный или отрицательный);

· модальность, или содержание эмоции (например, удивление, радость, тревога, печаль и т. д.).

Уже в этой предварительной характеристике особенностей эмоциональной реакции не трудно заметить содержащийся в ней коммуникативный потенциал, который раскрывается при описании ключевых функций эмоций. Такими функциями большинство исследователей эмоций признают следующие (см. Веккер Л. М., Вилюнас В. К., Изард К. и др.):

Оценочно-ориентировочная: эмоции осуществляют обобщенную оценку тех факторов, которые воздействуют на человека. Происходит когнитивная оценка события и когнитивная оценка состояния организма, которая и приводит к определенной эмоции. В отличие от мышления в эмоциональной оценке обозначаются не связи и зависимости между факторами/явлениями/предметами, но отношение к ним человека. То есть эмоции сообщают организму, опасно или нет то или иное воздействие, желательно оно или от него нужно избавиться, что в результате приводит к выбору соответствующей модели поведения, в том числе и в межличностных отношениях.

Регулятивно - побуждающая: эмоциональное возбуждение становится энергетической детерминантой поведения, мобилизуя психическую и физическую энергию и направляя силы и внимание человека на определенный предмет. Из оценки происходящего следует побуждение присвоить, овладеть полезным или избавиться от вредного. Все эмоции усиливают или уменьшают различные мотивации. Например, эмоции отвращения, страха или горя могут подавлять сексуальное влечение. Возмущение, гордость, обида, ревность способны «навязать» человеку поступки, о которых он впоследствии может жалеть. Эмоциональные состояния высокой степени интенсивности (например, ужас, отчаяние, бешенство и т.п.) нередко провоцируют использование  слишком упрощенных форм поведения – бегство, оцепенение, агрессию и т.п., однако эти стереотипные действия оказываются вполне эффективными для переживающего их человека способами «аварийного» выхода из опасной ситуации. Частным случаем регулирующего воздействия эмоций является их роль в закреплении положительного и отрицательного опыта: человек будет стремиться повторить действие, вызвавшее в прошлом положительную эмоцию и избегать того, что связано с негативным переживанием.

Информационно - сигнальная: эмоции являются системой сигналов, языком, посредством которого не только сам субъект переживания, но и те, кто наблюдают за ним или имеют с ним дело, узнают о его внутреннем состоянии и значимости для него происходящего. К основным формам эмоциональной экспрессии следует отнести (см. Рейковский Я., 1979):

· выразительные движения;

· эмоциональные действия;

· речевые высказывания об испытываемых эмоциональных состояниях.

Выразительные движения носят, как правило, реактивный характер, являются следствием эмоционального возбуждения и обнаруживаются в изменениях мимики, тела, голоса, во внешности в целом.

Эмоциональные действия выражают эмоциональное состояние уже посредством определенным образом организованной деятельности. Например, рыдания человека, получившего известие о смерти своего близкого, являются формой выразительной эмоциональной реакции; когда же этот человек участвует в погребальной церемонии, он выполняет специфические эмоциональные действия, то есть действия, направленные на то, чтобы выразить и “разрядить” владеющие им эмоции.

Эмоциональные высказывания, или словесное выражение эмоций, означают, что эмоция представлена в сознании человека. Человек начинает воспринимать себя как субъекта переживания благодаря тому, что может сказать о том, что он чувствует. Вербализация эмоций, как мы будем обсуждать дальше, становится важнейшим средством управления эмоциями и чувствами.

Каждая из выделенных выше функций вносит свой вклад в обеспечение коммуникативного взаимодействия людей: оценка привлекательности или опасности другого человека становится условием, побуждающим индивидов к выбору последующей модели поведения, которая предстает как сигнальная система, в свою очередь, вновь запускающая активную работу эмоциональных реакций. И хотя нейрофизиологическая система эмоций задана генетически, мотивационная, когнитивная и социо-коммуникативная составляющая эмоциональных реакций определяются культурными традициями, групповыми нормами поведения, жизненным опытом и конкретными событиями, которые вызывают в человеке эмоцию. Благодаря этому, эмоции приобретают не только социокультурное и индивидуальное многообразие, но  их демонстрация, распознавание, интерпретация требуют от участников коммуникации немалых физических и интеллектуальных усилий.

Виды эмоций

Эмоциональные процессы можно классифицировать. Выбор оснований для видовой классификации зависит от решения конкретных задач, в том числе возникающих при распознавании и управлении эмоциями.

Выделим некоторые категории эмоциональных процессов, представляющие интерес для обсуждения проблем эмоциональной коммуникации.

Положительные и отрицательные

Различение эмоций по их знаку (валентности) – одна из наиболее простых видовых классификаций. Знак эмоции определяется соответствием/несоответствием ожиданий и полученных результатов (достижений). Поскольку человек оценивает ситуацию не только с учетом достижения своих индивидуальных целей, но и с точки зрения их соответствия культурным нормам и ожиданиям, то его восприятие эмоциональной реакции как положительной или отрицательной принципиально зависит от контекста. Это означает, что невозможно (как это иногда делается) определять одни эмоции исключительно как положительные, а другие – как отрицательные: любые эмоции и чувства (будь это радость или любовь, гнев или стыд) в зависимости от обстоятельств могут восприниматься как положительные (конструктивные) или отрицательные (дезорганизующие). Общим принципом является лишь то, что переживание положительных эмоций облегчает человеку решение как интеллектуальных (например, понимание смысла происходящего), так и коммуникативных задач (например, достижение взаимопонимания). И напротив, переживание отрицательных эмоций серьезно затрудняет как достижение индивидуальных целей, так и межличностное взаимодействие.

Первичные и вторичные

В основе различения первичных и вторичных эмоций, или эмоций первого и второго порядка, лежит признание разнообразия форм эмоциональной экспрессии. К первичным эмоциям относятся те, что выше были названы «эмоциональными реакциями», то есть спонтанные реакции в ответ на внешние стимулы. Мы их испытываем, не всегда осознавая. Например, страх, ярость, грусть, удовольствие.

Первичные эмоции – спонтанные реакции в ответ на внешние стимулы.

Вторичные эмоции – культурно обусловленные эмоциональные реакции, возникающие в результате социального научения эмоциональному поведению.  

Вторичные эмоции, или эмоции второго порядка, запускаются «эмоциональными сценариями» или эмоциональным знанием, которые мы получаем в процессе социализации. Скажем, чувства стыда или вины можно отнести к эмоциональным реакциям второго порядка именно потому, что для их возникновения человек должен усвоить нормы ответственного поведения, а также уметь узнавать ситуации, в которых либо он сам нарушил эти нормы, либо об этом ему сообщают другие люди. По своему содержанию вторичные эмоции в разных культурах могут не совпадать, однако функционально формирование вторичных эмоциональных реакций становится знаком и ресурсом социальной жизни, благодаря чему у людей возникает эффективный способ социального контроля и поддержания согласованного взаимодействия.

 Эмоции и аффекты

Основанием классификации эмоциональных процессов в этой категории является интенсивность, или сила, переживания эмоции. Следует различать следующие уровни интенсивности эмоций:

· нейтральное состояние: отсутствие явно выраженного эмоционального процесса; человек реагирует на других людей дифференцированно, в зависимости от их значимости для него;

· умеренный уровень эмоции: эмоция уже достаточно отчетлива, чтобы осознаваться, но еще не настолько сильна, чтобы нарушить протекание действий, появляются выразительные реакции;

· высокий уровень интенсивности: человек открыто проявляет переживаемые им эмоции, возникает склонность реагировать только на то, что соответствует доминирующей эмоции. Нередко это приводит к эмоциональному “порочному кругу”, когда обстоятельства, вызвавшие сильное переживание человека, “прокручиваются” в его памяти снова и снова,  усиливая эмоцию, что в свою очередь приводит к еще большей сосредоточенности на ее содержании. Так, человек, которого глубоко задело пережитое унижение, не только постоянно мысленно к нему возвращается, но и вспоминает другие ситуации, в которых он испытывал унижение, начинает опасаться унижений в будущем и т. п., тем самым лишь усиливая остроту своего переживания. Потому так сложно повлиять на сильные эмоции уговорами и рациональными объяснениями: из всей сообщаемой ему информации человек воспринимает лишь то, что соответствует доминирующему эмоциональному процессу, попытки убедить его в том, что не стоит огорчаться, что обида не столь уж велика, как правило, остаются безуспешными;

· очень высокий уровень интенсивности, или аффект. В отличие от эмоций иной (даже высокой) степени интенсивности аффект характеризуется быстрым возникновением, бурным выражением, полным отключением всех неэмоциональных механизмов, регулирующих поведение. Человек перестает контролировать свои действия, не думает о последствиях совершаемого, вследствие чего его поведение становится импульсивным, сужается поле восприятия, снижается способность к переключению внимания (“ярость ослепляет”, “гнев застилает глаза”). Так проявляются ярость, паника, экстаз, неистовство, отчаяние и т. п. Причем изменения в психической деятельности не зависят от знака эмоции. Люди, “опьяненные счастьем” или находящиеся в состоянии экстаза, в такой же мере отключены от реальности, как и люди, “обезумевшие от горя”. Однако, как уже говорилось, эмоции на уровне аффекта имеют кратковременный, взрывной характер. После аффекта часто наступает так называемый аффективный шок, то есть упадок сил, равнодушие ко всему окружающему или раскаяние в содеянном.

  Эмоции и чувства

Основное отличие между эмоциями и чувствами обычно проводят по таким параметрам, как кратковременность/длительность, изменчивость/устойчивость. Эмоции менее длительны и более изменчивы в сравнении с чувствами. Вместе с тем эмоции и чувства находятся в сложном взаимодействии. В процессе развития человека чувства проявляются позже, возникают как результат обобщения отдельных эмоций. Сформировавшиеся чувства во многом определяют возникновение и содержание ситуативных эмоций. Так, человек охотно оправдывает тех, кого любит. И наоборот: даже невинное замечание со стороны тех, кого он не любит, может быть воспринято как враждебный выпад. Из чувства любви могут развиться тревога за близкого человека, горе при разлуке с ним и радость при встрече. Тем самым чувства приобретают амбивалентность, то есть могут содержать разные по знаку эмоции. Вместе с тем, будучи формами переживаний человека, эмоции и чувства имеют между собой много принципиально сходного. Это сходство обнаруживается как при их функционировании, так и при решении задач контроля над ними. Не случайно говорят об эмоционально-чувственной стороне человеческого общения. В нашем последующем обсуждении мы будем исходить из этой принципиальной общности функций эмоций и чувств в межличностной коммуникации.

Таким образом, эмоции и чувства представляют собой сложную форму поведения, обусловливают готовность действовать определенным образом, выполняя регулирующую функцию во взаимодействии между людьми. Ненавидеть кого-то – значит быть готовым действовать по отношению к нему агрессивно или защищаться от него. Ревновать кого-то – значит относиться с недоверием к словам и поступкам своего партнера, возможно, следить за ним или провоцировать его на ссору и т. д. По наблюдаемым действиям и реакциям можно определить, какие именно чувства и эмоции переживает человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: