Эмоциональные испытания: работа с трудными социальными эмоциями

Социальные эмоции – эмоции и чувства, возникающие при удовлетворении социальных потребностей. 

Базовыми социальными потребностями любого человека являются потребности в социальном принятии и признании. Удовлетворение или неудовлетворение этих потребностей является причиной глубоких эмоциональных переживаний. В данном параграфе рассмотрим некоторые социальные эмоции, регулирующие характер межличностных отношений, а именно смущение, зависть, ревность, обиды.

Смущение

Смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть и тем, как он действительно выглядит (см.: Дак С., 2001). Представим сцену: в кафе во время перерыва между занятиями вы разговариваете с профессором о важной идее, которая пришла вам в голову, и, будучи увлечены ее изложением, проливаете на себя кофе. Вы выглядите нелепо, глупо и, главное, это противоречит тому, как вам хотелось бы выглядеть. Вы смутились, поскольку «потеряли лицо», причем «потеря лица» произошла помимо вашего желания. Если бы вы играли на сцене или находились в этом помещении один, то есть не было бы свидетелей вашей неловкости, никакого смущения вы не испытали бы.

Если использовать для объяснения причины смущения идею Я-концепции, то оно может выглядеть следующим образом: представление о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне другие люди». Если мне кажется, что уважение окружающих ко мне снижается, это тревожит меня. Таким образом, ключевой характеристикой смущения выступает беспокойство человека о своем «публичном-Я», особенно остро переживаемом в реальной ситуации неловкого действия. Однако его переживание может быть значительно уменьшено, если те, кто наблюдал стрессовую ситуацию, дадут ему понять, что травмирующая его ситуация не повлияет на их отношение к нему. И чем быстрее привычный ход события восстанавливается, тем быстрее преодолевается смущение.

Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно использовать определенные коммуникативные приемы. Если вернуться к примеру разговора с профессором, то помогающий эффект могут иметь следующие действия со стороны профессора:

1) снижение важности произошедшего словами: “Не обращайте внимания, продолжайте, мне чрезвычайно интересно то, о чем вы рассказываете”;

2) указание на внешние обстоятельства: “Трудно удержать чашку, сидя на таком расшатанном стуле”;

3) пример из собственного опыта в подобных обстоятельствах: “Знаете, со мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какой-нибудь идеей. Как-то раз…”.

Со своей стороны, для восстановления внутреннего равновесия смущенный человек может прибегнуть к объяснению своей неловкости внешними обстоятельствами, к извинению, он может попробовать отнестись к тому, что произошло, с шуткой или самоиронией, либо переключить внимание на что-то другое. Функционально все приемы как со стороны наблюдателей, так и со стороны «пострадавшего» должны быть направлены на восстановление его «публичного имиджа» и подтверждение того, что в результате происшествия отношение к нему не изменилось.

Зависть

В основе зависти всегда лежит социальное сравнение, хотя сам процесс социального сравнения не всегда порождает зависть. Если при сравнении человек обнаруживает чье-то превосходство: другой обладает более высокими достижениями, финансовыми и материальными ресурсами, творческими способностями или более привлекательными личностными данными, то реакцией сравнивающего может стать снижение самоуважения, сопровождающееся досадой, огорчением, неприязненным отношением или даже ненавистью к тому, кто его превосходит. Для понимания природы этого чувства, существенное значение имеет то, что завидующий интерпретирует чужой успех как свое поражение.

Различают несколько форм, или видов, зависти: злобную (или враждебную) и незлобную (или соревновательную). В народе говорят о черной и белой зависти. Незлобная зависть проявляется в стремлении иметь то, что другой имеет. Злобная зависть – в стремление к тому, чтобы этот другой не имел того, что имеет. В фокусе злобной зависти, таким образом, находится устранение, разрушение ее предмета. Тот, кем руководит незлобная зависть, хочет быть лишь похожим на своего соперника, иметь то, что тот имеет. Тот же, кем руководит зависть злобная, желает разрушить. Разрушения могут быть как материальными (уничтожение имущества, причинение физического вреда конкретному человеку и т. п.), так и репутационными, когда посредством клеветы, наветов, дискредитируются достижения или способности человека, ставшего жертвой завистника. Поскольку злобная зависть продиктована прежде всего ощущением собственного бессилия, осознанием своего статуса как безнадежно низкого, а преодоление сложившегося неравенства ему не по силам, то единственно возможным решением становится использование агрессии. Наиболее оптимальным поведением жертвы завистника можно считать игнорирование этой реакции на себя (разумеется, в том случае, когда действия завистника не вступают в противоречие с законом).

Ревность

Зависть и ревность, на первый взгляд, противоположны по предмету переживания: зависть вызвана желанием приобрести то, что имеет другой, тогда как ревность возникает из страха потерять уже приобретенное. Однако и та, и другая эмоция по существу вызывается неудовлетворенной потребностью во власти и контроле. Ревнивец, как и завистник, озабочен контролем над значимыми для него людьми. Ревность имеет место не только между сексуальными партнерами, но и между друзьями, между учениками по отношению к учителю, среди сотрудников из-за расположения руководителя, между детьми за особое внимание со стороны родителей. Близкие люди могут ревновать друг друга к какому-либо занятию (спорту, работе и т.п.), т.е. к чрезмерному, на их взгляд, увлечению.

Важнейшая функция ревности связана с защитой Я-концепции ревнивца. Угроза потери тех, кто предоставляет ему ресурсы для переживания своей значимости, исключительности, избранности и т. п., вполне обоснованно рассматривается им как угроза собственному  «Я». Потому и поведение ревнивца по отношению к своей жертве столь безжалостно: он действительно способен расправиться с ней физически (возможно, после и с собой тоже), лишь бы не переживать муки оставленности и отвергнутости. Работа с ревностью связана с поиском жизненного сценария, который в качестве обязательного условия включал бы умение существовать независимо от другого, автономно, реализуя свои интересы, в которых значимый для него человек непосредственно не присутствует. Следует отличать ревность как тяжелое переживание страха утраты значимого другого от ревности как вида межличностной игры, имитации ревности, с целью поддержания нужного эмоционального тонуса в отношениях, сообщения своему близкому человеку в такой форме о привязанности к нему и его значимости для нас и о желании быть с ним вместе.

Обиды

Обида возникает и проявляется как разочарование в связи с действиями другого человека, вызванное нарушением ожиданий, которые тот, кто обиделся, считал оправданными. Такие ситуации возникают повсеместно (на работе, в быту и пр.). Ключом к пониманию обиды является конфликт между ожиданиями и неадекватным (по мнению хотя бы одного партнера) откликом на них.

Можно говорить об оправданных и неоправданных обидах. В первом случае речь идет о реальных случаях невыполнения обещаний, о которых было заявлено. Например, друг обещал позвонить и не позвонил, коллега обещал участвовать в совместной работе и в последний момент отказался, приятель обещал поговорить со знакомым о важном для вас деле и забыл об этом т. д. Во всех этих случаях возникновение обиды вызвано нарушением реально сделанных обещаний. 

Однако в ряде случаев мы ожидаем от других людей определенных действий не потому, что они обещали, но потому, что мы привыкли к определенным их действиям: друг всегда поздравлял вас с днем рождения, коллега никогда не отказывал в помощи. И вдруг эти ожидаемые действия оказываются не выполненными. То есть имеют место ситуации, когда ожидания не проговариваются, но подразумевается, что партнер их может понять. При этом существует какая-то предварительная информация, которая является для ожидающего основанием того, что партнер понимает эти скрытые мотивы. Однако в своем поведении он их проигнорировал.

Чувство обиды, возникшее у одного из партнеров, может привести к разрыву отношений или создать серьезные препятствия для их нормального функционирования. Вот почему необходимо контролировать свои действия, слова, замечания, содержащие какие-либо обещания, чтобы невольно не причинить кому-либо обиды. Если же она у кого-то из партнеров все-таки возникла, реагировать на нее (извиниться за невольно причиненную обиду, пошутить по этому поводу, объяснить причины, по которым ожидаемое действие не было выполнено и т. д.). Наиболее эффективный способ работы с обидами – обсуждение своих ожиданий и признание в переживаемой обиде. В ряде случаев такого разговора оказывается достаточным для того, чтобы партнеры по общению более точно понимали друг друга.

Выводы

1. Эмоции и чувства – важнейшие нейро-психические и социально-коммуникативные процессы, регулирующие наше индивидуальное поведение и отношения с другими. Представляя собой специфические способы реагирования людей на изменения, происходящие во внутренней или внешней среде, они могут укреплять отношения или разрушать их,  улучшать наше понимание других людей или мешать нам взаимодействовать с ними.

2. Эмоциональная коммуникация – сложноорганизованный процесс обмена эмоциями, их истолкования и социального само(контроля) за их проявлением. Эмоциональные реакции разворачиваются как коммуникативное поведение благодаря взаимному отклику партнеров на эмоциональные реакции друг друга; наделению эмоциональных реакций смысловым значением, то есть их знаковому характеру; социальному контролю над содержанием и формой эмоциональных переживаний.

3. Основные трудности эмоциональной коммуникации связаны с тем, что функционирование эмоций обеспечивается как врожденными, так и приобретенными механизмами человеческого поведения, и каждый из нас существенным образом зависит от той среды, в которой формируется его личность. Рассогласования и даже конфликты между генетически заданными и социально усвоенными системами человеческой жизнедеятельности приводят к сбоям и в эмоциональной коммуникации.

4. Основные проблемы, возникающих в процессе эмоциональной коммуникации, связаны с кодированием эмоций; запретами на эмоциональную экспрессию; с трудностью синхронизации и координации эмоциональных реакций в межличностной коммуникации. Негативными следствиями неразрешенных проблем эмоциональной коммуникации являются снижение способности к переживанию глубоких чувств, трудности в проявлении собственных эмоций и понимании чувств других, усиление защитных механизмов в общении, в том числе перенесение ответственности за свои эмоции с себя на других, ухудшение отношений под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда открыто не говорилось и др.

5. Эмоциональная компетентность– умение осознавать свои эмоции и эмоции партнера по общению, анализировать их и управлять ими, с целью выбора наиболее эффективного поведения в конкретной ситуации. Это  индивидуальная способность человека рационально воспринимать как свои, так и эмоции других людей, управлять ими и на этой основе строить социальное взаимодействие. Тем самым эмоциональный интеллект оказывается необходимым условием обучения конкретным компетенциям, связанным с эмоциями, а управление эмоциями рассматривается как навык, который можно нарабатывать и развивать

6. Эффективность эмоциональной коммуникации связана с совершенствованием навыков кодирования эмоциональных состояний и совершенствованием навыков эмпатического реагирования в эмоциональной коммуникации.

7. Социальные эмоции – смущение, зависть, ревность, обиды – придают межличностным отношениям сравнительно неустойчивый напряженный характер, в то же время представляют своеобразную лабораторию овладения навыками эффективной коммуникации, а именно умениями вербализовать чувства и эмоции, выбирать оптимальный сценарий поведения в ситуациях интенсивного эмоционального переживания.

Литература

 

Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи: Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993.

Вилюнас В. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2004.

Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987.

Гоулман Д., Бояцис Р., Макки Э. Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

Изард К. Эмоции человека / Пер. с англ. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1980.

Ильин Е.П. Эмоции и чувства

Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989.

Муздыбаев К. Психология зависти // Психологический журнал, 1997. № 6. с.3-12.

Орлов Ю.М. Стыд. Зависть. М.: Слайдинг, 2005.

Пашукова Т. И. Целевые функции эгоцентризма в процессе общения // Международная конференция “Психология общения 2000: проблемы и перспективы” 25–27 октября 2000.: Тезисы докладов/ Отв. ред. А.А. Бодалев. М.: Учебно-методический коллектор “Психология”, 2000. C. 223–224.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. /Пер. с польск. М.: Прогресс, 1979.

Тхостов А.Ш., Колымба И.Г. Эмоции и аффекты: общепсихологический и патопсихологический аспекты // Психологический журнал. 1998. №4.

Уоллен Джон Л. Развитие эффективной межличностной коммуникации// Межличностное общение. Серия «Хрестоматия по психологии» /Сост. и общая ред. Н. В. Казариновой, В. М. Погольши. СПб.: Питер, 2001. С. 450–473.

Шибутани Т. Социальная психология. Пер с англ. Ростов р/Д.: изд-во “Феникс”, 1999.

Bartsch Anne. Emotional communication – a theoretical model. Paper for the IGEL-Conference 2004 /http://www.arts.ualberta.ca/igel/igel2004/Proceedings/Bartsch.pdf

Adler, Ronald B., Rosenfeld, Lawrence B., Towne, Neil. Interplay: the process of interpersonal communication. 9-th ed. Oxford University Press, 2004.

Fisher A. B., Adams K. L. Interpersonal communication. Pragmatics of Human Relationships. Sec. ed. New York: McGraw-Hill, Inc., 1994.

Fischer A. H., Manstead A.R. Social Functions of Emotions // Handbook of emotions. Guilford Press /

http://books.google.com/books?id=DFK1QwlrOUAC&pg=PA18&dq=handbook+of+constructionist+research&lr=&hl=ru#v=onepage&q=handbook%20of%20constructionist%20research&f=false

Wood, Julia T. Interpersonal communication. Everyday encounters. Ed. 4. Wadsworth/ Thomson Learning, 2004.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: