Тема борьбы в творчестве Бетховена

Увертюра «Эгмонт», канон «Скорбь и радость» Л. Бетховена

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

- жизнь и творчество Бетховена;

- увертюра «Эгмонт»;

- функция увертюры в музыкально-театральных жанрах.

Тезаурус

Увертюра – концертное оркестровое, часто, программное произведение, а также – оркестровое вступление к опере или балету.

Либретто – это словесный текст большого музыкально-вокального произведения и краткое изложение содержания оперы, балета.

Лейтмотив – это гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.

Обязательная литература

1. Сергеева Г. П. Музыка. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций.// Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 168 с.: ил. – ISBN 978-5-09-071652-9.

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарьрусского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Большая советская энциклопедия: [в 30 т. ]/ гл. ред. А. М. Прохоров – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969–1978.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Людвиг ван Бетховен – выдающийся немецкий композитор, представитель Венской классической школы.Он родился в музыкальной семье и с детства занимался музыкой.

Представители Венской классической школы: Моцарт и Гайдн, при знакомстве с младшим современником отмечали талант молодого композитора.

Бетховен оставил богатое музыкальное наследие и продолжал писать, когда потерял слух.

У него была прекрасная музыкальный память, и он мог представлять звучание музыки, не слыша её.

Он работал во всех жанрах, существовавших на тот момент. Писал сонаты, концерты, квартеты и симфонии.

Пробовал себя в опере, хоровой музыке, увертюрах, музыке к театральным постановкам.

Слово «увертюра» имеет два значения. Одно означает концертное оркестровое, часто, программное произведение. Второе – оркестровое вступление к опере или балету.

Бетховен писал увертюры и как самостоятельное концертное произведение, и как вступление к операм и балетам.

В наследии композитора 8 симфонических увертюр и 3 увертюры к спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан» и «Король Стефан».

Увертюру «Эгмонт» Бетховен написал в 1810 году.

Музыку к одноимённой трагедии Гёте заказал Бетховену директор придворных театров.

Бетховен был знаком с Гёте, ценил его творчество и уже не раз писал музыку на его стихи.

К постановке «Эгмонт» Бетховен написал увертюру и 9 номеров.

Трагедия, опубликованная в 1788 году, была созвучна событиям в Вене в начале XIX века.

Наполеон приближался к Вене, после короткой осады Австрия капитулировала.

Сюжет трагедии основан на реальных событиях, предшествующих революции в Нидерландах в 1566 году.

Образ графа Эгмонта, созданный Гёте, отчасти художественный, отчасти исторический.

Граф выступал против испанского владычества, был предан герцогом Альбой и казнён.

В сюжете трагедии есть и любовная линия.

Девушка Клерхен влюблена в Эгмонта, в неё же влюблен Бракенбург. Мать Клерхен хочет выдать дочь за Бракенбурга.

Когда Альба арестовывает Эгмонта, защищающего права народа,

Клерхен, подобно шекспировской Джульетте, решает выпить яд, чтобы умереть с любимым.

Увертюра быстро завоевала любовь зрителей и часто исполнялась, как

самостоятельное музыкальное произведение.

Бетховен сумел выразить в ней характерные для его творчества идеи: борьбы за свободу, героизм и надежду на светлое будущее.

Образ порабощённого народа отражает медленное вступление.

Контрастируют меду собой полновесные аккорды и интонации вздоха.

Программные увертюры «Кориолан» и «Леонора №3» также вошли в репертуар симфонических оркестров.

Обратимся к другому представителю Венской классической школы – Вольфгангу Амадею Моцарту.

Значительное место в его творчестве занимают оперы.

Задача увертюры к опере или балету – настроить зрителя на будущее действие на сцене, задать настроение.

Увертюра исполняется при закрытом занавесе или затемнённых декорациях.

Обычно в этот момент зрители заканчивают усаживаться на местах, вбегают последние опоздавшие, и спектакль начинается.

Не нужно знать сюжет произведения и читать либретто, чтобы догадаться, что сейчас зрители окунутся в лёгкую комедию. Сама музыка настраивает нас на нужный лад.

Слово «либретто» также имеет два значения. Это либо словесный текст большого музыкально-вокального произведения, либо краткое изложение содержания оперы, балета.

Автор первых русских классических опер –Михаил Иванович Глинка перенимал опыт иностранных композиторов.

Согласно итальянской традиции, его оперы начинаются с увертюры.

Увертюра включает в себя лейтмотивы основных героев или эпизодов, основные музыкальные темы.

Лейтмотив – гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи.

Продолжатель идей Глинки – Модест Петрович Мусоргский.

Увертюра к опере «Хованщина» называется оркестровым вступлением и имеет название «Рассвет на Москве-реке».

Мусоргский рисует музыкальный пейзаж, включая в него колокольный звон, имитацию зова стрелецкой трубы, звучанием народной протяжной мелодии, которую могли исполнять жители города того времени.

Часто оперные и балетные увертюры включаются в концерты мировых исполнителей и звучат, как отдельный законченный номер программы.

Тест Увертюра «Эгмонт»

Оркестровое вступление

1. Как называется концертное оркестровое произведение или оркестровое вступление к опере или балету? Выберите правильный ответ:

  а) симфония
  б) сарабанда
  в) романс
  г) увертюра
  д) ноктюрн

Венская классическая школа

2. Выберите всех композиторов Венской классической школы:

а) М. И, Глинка

б) Ф. Шопен

в) Й. Гайдн

г) Ф. Шуберт

д) Л. Бетховен

е) Э. Григ

ж) В. А. Моцарт

з) К. В. Глюк

Музыка к трагедии Гёте «Эгмонт»

3. Кто написал музыку к трагедии Гёте «Эгмонт»?

Увертюра

4. Выберите два верных определения слова «увертюра»:

А)Концертное оркестровое, чаще программное, произведение

Б) Оркестровое вступление к опере или балету

В) Фортепианная миниатюра

Г) Музыкальное произведение виртуозного характера

Увертюра «Эгмонт»

5. Какой сюжет лёг в основу трагедии «Эгмонт»?

А) Любовный

Б) Гражданско-героический

В) Бытовой

Музыкальные термины

6. Подберите к терминам правильные определения:

   
1) Лейтмотив  
2) Либретто  

А) словесный текст большого музыкально-вокального произведения и краткое изложение содержания оперы, балета.

Б) гармонический или мелодический оборот, повторяющийся в музыкальном произведении, персонажа, предмет, явления, идею.

Тема борьбы в творчестве Бетховена

7. Впишите пропущенные слова.

00:00/00:19

В наследии Людвига ван 11, среди них 3 к спектаклям: «Эгмонт», «Кориолан» и «Король Стефан».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: