Тема 4. Проблема освоения «чужой культуры». «Культурный шок»
Вопрос № 1. Проблема «чужеродности» культуры.
С первых контактов людей с особенностями и ценностями других народов люди быстро убеждаются, что представители этих культур по-разному реагируют на внешний мир ® они имеют свои собственные точки зрения, системы ценностей и нормы поведения, которые существенно отличаются от принятых в их родной культуре.
Возникает ситуация расхождения или несовпадения каких-либо культурных явлений другой культуры с принятыми в «своей» культуре ® понятие «чужой».
Тот, кто сталкивается с чужой культурой, переживает много новых чувств:
r простое удивление
r активное негодование и протест.
Важно понять чужую культуру, то есть осмыслить место и значение новых необычных явлений культуры, и включить новые знания в свой культурный арсенал, в структуру своего поведения и образа жизни.
ВЫВОД: межкультурной коммуникации понятие «чужой» приобретает ключевое значение.
Проблема: до настоящего времени не сформулировано научное определение этого понятия.
|
|
При таком подходе понятие «чужой» имеет несколько значений и смыслов:
· чужой как нездешний, иностранный, находящийся за границами родной культуры;
· чужой как странный, необычный, контрастирующий с обычным и привычным окружением;
· чужой как незнакомый, неизвестный и недоступный для познания;
· чужой как сверхъестественный, всемогущий, перед которым человек бессилен;
· чужой как зловещий, несущий угрозу для жизни.
В процессе контактов между представителями различных культур сталкиваются различные культурно-специфические взгляды на мир, при которых каждый из партнеров первоначально не осознает различия в этих взглядах, каждый считает свои представления нормальными, а представления другого ненормальными. Сначала, как это бывает чаще всего, обнаруживается открытое непонимание (что-то не так), при котором мнение и понимание не совпадают.
Вопрос № 2. Понятие культурного шока, его симптомы и причины.
Нередко контакт с иной культурой ведет также к разнообразным проблемам и конфликтам, связанным с непониманием этой культуры.
Стрессогенное воздействие новой культуры на человека специалисты называют «культурный шок». (Синонимы: «шок перехода», «культурная утомляемость».
В той или иной степени, его переживают практически все иммигранты, оказывающиеся в чужой культуре. Он вызывает нарушение психического здоровья, более или менее выраженное психическое потрясение.
Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г., когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений.
|
|
Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым, потому что он неожидан и может привести к негативной оценке собственной культуры.
Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:
· напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации,
·чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;
· чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может трансформироваться в отрицание этой культуры;
· нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
· тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;
· чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.
Главной причиной культурного шока является различие культур.
Каждая культура имеет множество символов и образов, а также стереотипов поведения, с помощью которых человек может автоматически действовать в разных ситуациях.
Когда человек оказывается в условиях новой культуры, привычная система ориентации становится неадекватной, поскольку она основывается на других представлениях о мире, иных нормах и ценностях, стереотипах поведения и восприятия.
r Американский исследователь Р. Уивер уподобляет эту ситуацию встрече двух айсбергов: утверждает, что при столкновении двух «культурных айсбергов» та часть культурного восприятия, которая прежде была бессознательной, выходит на уровень сознательного, и человек начинает с большим вниманием относиться как к своей культуре, так и к чужой.
Индивид осознает наличие этой скрытой системы контролирующих наше поведение норм и ценностей лишь тогда, когда попадает в ситуацию контакта с иной культурой. Результатом этого становится психологический, а нередко и физический дискомфорт — культурный шок.
Состояние культурного шока имеет самое непосредственное отношение к процессу общения.
Неудачное общение, как правило, вызывает у него разочарование и чувство душевной боли. Однако это состояние не ведет к осознанию, что ее источником является собственная неспособность к адекватной коммуникации.
Речь идет не только и не столько о незнании языка, сколько об умении расшифровать культурную информацию иного культурного окружения, о психологической совместимости с носителями иной культуры, способности понять и принять их ценности.
Диапазон симптомов: от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и самоубийств.
По продолжительности та или иная разновидность культурного шока может развиваться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от индивидуальных особенностей личности.
Разумеется, культурный шок имеет не только негативные последствия. Современные исследователи рассматривают его как нормальную реакцию, как часть обычного процесса адаптации к новым условиям.
r Личность становится более развитой культурно, хотя и испытывает стресс. Поэтому с начала 1990-х гг. специалисты предпочитают говорить не о культурном шоке, а о стрессе аккультурации.
Вопрос №3. Формы проявления культурного шока.
Термин «культурный шок» был введен в научный оборот американским исследователем К. Обергом в 1960 г., когда он отметил, что вхождение в новую культуру сопровождается целым рядом неприятных ощущений.
Сегодня считается, что опыт новой культуры является неприятным или шоковым, потому что он неожидан и может привести к негативной оценке собственной культуры.
Обычно выделяют шесть форм проявления культурного шока:
· напряжение из-за усилий, прилагаемых для достижения психологической адаптации,
|
|
·чувство потери из-за лишения друзей, своего положения, профессии, собственности;
· чувство одиночества (отверженности) в новой культуре, которое может трансформироваться в отрицание этой культуры;
· нарушение ролевых ожиданий и чувства самоидентификации;
· тревога, переходящая в негодование и отвращение после осознания культурных различий;
· чувство неполноценности из-за неспособности справиться с ситуацией.
Главной причиной культурного шока является различие культур.
r Диапазон симптомов культурного шока очень широк — от слабых эмоциональных расстройств до серьезных стрессов, психозов, алкоголизма и самоубийств.
r На практике он часто выражается в преувеличенной заботе о чистоте посуды, белья, качестве воды и пищи, психосоматических расстройствах, общей тревожности, бессоннице, страхе.
r По продолжительности та или иная разновидность культурного шока может развиваться от нескольких месяцев до нескольких лет, в зависимости от индивидуальных особенностей личности.