Вопрос № 5. Модель освоения «чужой» культуры М. Беннета

Один из крупнейших специалистов по межкультурной коммуникации М. Беннет, считает, что нужно развить у человека межкультурную чуткость (чувствительность) — чувственное восприятие и толкование культурных различий.

Людям важно осознать не сходство между собой, а различия, потому что все трудности межкультурной коммуникации проистекают именно из-за неприятия межкультурной разницы.

По мнению Беннета, осознание культурных различий проходит несколько этапов.

На начальном этапе само существование этих различий обычно не осознается человеком.

На следующем этапе другая культура начинает осознаваться как один из возможных взглядов на мир, межкультурная чуткость возрастает, человек ощущает себя членом более чем одной культуры.

На последних стадиях развития межкультурная чуткость возрастает, так как признается существование нескольких точек зрения на мир.

Далее формируется новый тип личности, сознательно отбирающей и интегрирующей элементы разных культур.

Содержание этноцентристских этапов:

§ отрицание (изоляция, сепарация);

§ защита (диффамация, превосходство, обратное развитие);

§ умаление (физический универсализм, трансцендентальный универсализм);

§ содержание этнорелятивистских этапов:

§ признание (уважение к различиям в поведении, уважение к различиям в системах ценностей);

§ адаптация (эмпатия, плюрализм);

§ интеграция (контекстуальная оценка, конструктивная маргинальность).

Этноцентристские этапы

Под этноцентризмом в культурной антропологии понимается с овокупность представлений о собственной этнической общности и ее культуре как о центральной, главной по отношению к другим. Обычно на эту роль претендует собственная, родная культура.

Отрицание

Одной из форм этноцентризма является отрицание каких-либо культурных различий между народами. Этноцентристская личность просто не воспринимает существования культурных различий. Отрицание может проявляться как через изоляцию, так и через сепарацию.

§ Изоляция понимается как физическая изоляция народов и культур. В наши дни практически не может быть полной физической изоляции, но вполне возможна относительная изоляция.

§ Примером изоляции может быть поведение многих туристов за границей, где они ищут сходство со своей культурой и поэтому замечают только знакомые предметы.

§ Сепарация представляет собой возведение физических или социальных барьеров для создания дистанции от всего, что отличается от собственной культуры.

§ Она выступает как средство сохранения отрицания. В реальной практике взаимодействия культур сепарация встречается намного чаще, чем изоляция.

§ Подобные барьеры создаются по расовым, этническим, религиозным, политическим и другим основаниям, разделяющим людей на многочисленные и разнообразные группы.

Важно отметить, что отрицание — это привилегия доминантных групп населения. Членам малых групп, чье отличие отрицается, трудно доказать другим, что оно есть.

На этапе отрицания лучшим методом формирования межкультурной чувствительности является организация межкультурных мероприятий — международных вечеров, недель межкультурного обмена, где можно познакомиться с чужой музыкой, танцами, костюмами, кухней и т.п.

Когда эти различия начинают осознаваться, первой реакцией является возрастание напряженности, что ведет к следующему этапу — защите.

Защита

На этапе защиты человек воспринимает культурные различия как угрозу для своего существования и пытается им противостоять. Поскольку существование различий признается как реальный факт, защита представляет собой шаг вперед в развитии межкультурной чуткости по сравнению с отрицанием.

§ Диффамация (клевета) — первая форма защиты — негативная оценка различий, связанная с формированием негативных стереотипов. При этом отрицательные характеристики приписываются каждому члену соответствующей социокультурной группы.

§ Клевета может распространяться на расу, этнос, пол, религию и т.д. Но есть и более серьезные формы клеветы, когда пытаются рационально обосновать негативные стереотипы, доказать неполноценность той или иной группы. Именно так действуют разного рода экстремистские организации.

Проблему можно решить, воспитывая культурное самоуважение. Защищая свои культурные отличия, человек приходит к чувству превосходства, подчеркиванию своего высокого культурного статуса, причем прямое отрицание чужой культуры не является обязательной чертой этого чувства.

Чувство превосходства проявляется в виде гордости за свою расу, пол и т.п. Естественно, чужое воспринимается чаще всего как имеющее более низкий статус.

В рамках этой же концепции появился и широко используется термин «развивающиеся страны», подразумевающий эталоном развития всех стран европейский и американский уровень.

На этом этапе очень опасно скатиться на позиции ненависти к чужакам. Нельзя также допустить, чтобы гордость за свою культуру стала самоцелью.

Если вслед за этапом защиты не будет этапа умаления, а произойдет скачок к принятию или адаптации, это может привести к укреплению защиты и отказу от дальнейшего развития межкульгурной чувствительности.

Умаление

Этап умаления (минимизации) — последняя попытка сохранить этноцентристскую позицию.

На этом этапе к ультурные различия открыто признаются и не оцениваются негативно, как на этапе защиты.

Физический универсализм я вляется первой формой минимизации и исходит из того, что все люди независимо от их расовой, этнической или культурной принадлежности имеют общие физические характеристики, которые обеспечивают одинаковые материальные потребности и требуют поведения, понятного любому другому человеку.

Физический универсализм — результат эмпиризма, подхода, стремящегося к обобщению опытных (в основном естественно-научных) данных.

На этом этапе развития межкультурной чуткости наиболее эффективны рассказы о собственном опыте межкультурного контакта и другие примеры, иллюстрирующие культурные различия в поведении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: