Этнорелятивистские этапы

Переход от этноцентризма к этнорелятивизму осуществляется через смену парадигмы — от абсолютизма к релятивизму.

Культурные различия — это не хорошо и не плохо, они просто есть, а типы поведения рассматриваются как приемлемые или неприемлемые в зависимости от конкретных социокультурных условий.

Этнорелятивизм начинается с принятия культурных различий как неизбежного и позитивного, проходит через этап адаптации к ним и может завершиться формированием межкультурно компетентной личности.

Признание

Очередным, по представлениям Беннета, этапом развития межкультурной чуткости и одновременно первым этапом этнорелятивизма является этап признания (одобрения), когда существование культурных различий принимается как необходимое человеческое состояние. Вначале признаются различия в поведении, затем — в культурных ценностях и т.д.

§ Самое очевидное различие в поведении — язык.

§ Вербальное поведение существенно варьируется в разных культурах. Человек начинает видеть поведение других людей через призму фундаментальных культурных различий

§ языки — это не разные коды общения, выражающие одни и те же идеи, а средство формирования картины мира, что наше видение мира во многом определяется тем, как мы говорим (гипотеза Сепира — Уорфа).

 

§ В то же время происходит знакомство с особенностями невербального поведения, неожиданными для неподготовленного человека. Этот этап подготавливает людей к признанию различий в системах культурных ценностей — главного элемента в воспитании межкультурной чуткости.

 

§ Человек принимает разные взгляды на мир, являющиеся основой культурных вариаций в поведении.

Адаптация (приспособление)

На этом этапе происходит углубление этнорелятивизма, приходит осознание того, что культура — не застывшее образование, а процесс. Поэтому лучше говорить не о том, что «люди имеют культуру», а о том, что они вовлечены в нее.

§ Адаптация предполагает развитие альтернативных коммуникативных умений и поведенческих моделей. Адаптация начинается с эмпатии (сочувствия) и завершается формированием плюрализма.

Эмпатия означает возможность испытывать разные ощущения в процессе коммуникации на основе своих представлений о потребностях другого человека.

Эмпатическое чувство развивается у человека долгие годы и требует все возрастающих знаний о других культурах, изучения иностранных языков, понимания разных коммуникационных стилей, повышения чувствительности к разным ситуациям, в которых возможно применение альтернативных культурных ценностей.

Более глубокая адаптация связана с плюрализмом, под которым подразумевается не просто осознание различия культур, но и полное понимание этого различия в конкретных культурных ситуациях. Оно возможно лишь как результат личного опыта жизни в чужой культуре. Обычно для этого требуется не менее двух лет.

§ Плюрализм демонстрируют дети эмигрантов и те, кто вырос в нескольких культурах (например, родители принадлежат к разным культурам).

§ Для плюрализма характерно осознание культурных различий как части себя, собственной идентичности.

§ Фактически результатом плюрализма является бикультурализм или мультикультурализм.

Интеграция — полное приспособление к чужой культуре, которая начинает ощущаться как «своя». На этом этапе можно говорить о формировании мультикультурной личности, чья идентичность включает другие жизненные принципы помимо ее собственных.

§ Иногда используют термины «межкультурная», «интернациональная», «универсальная» личность.

§ Эта форма интеграции является вершиной развития межкультурной чуткости для большинства людей. Дальнейшее развитие межкультурной чуткости для непрофессионалов просто не нужно.

r Тем не менее некоторые люди овладевают конструктивной маргинальностью. На этом этапе появляется межкультурная (мультикультурная, маргинальная) личность.

r Она находится вне культурных рамок в силу возможности подняться на метауровень анализа ситуации. Для такого человека нет естественной культурной идентичности, как нет и абсолютно правильного поведения.

Мультикультурный человек — это идеал. Процесс психического роста от монокультурного человека к мультикультурному — это процесс изменения, в котором новые элементы жизни объединяются с полным пониманием того, что такое культура.

r Современные исследователи соглашаются с тем, что мультикультурность должна стать важной человеческой и социальной ценностью, тем идеалом, к достижению которого следует стремиться


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: