Задание. Определить рост, развитие и урожайность зеленой массы лука репчатого в период зимней выгонки при разных сроках посадки.
Выполнение. Луковицы лука репчатого (одного сорта, одного разбора) по 10 шт. высаживают в разные сроки, с интервалом 30 дней. Луковицы высаживают в горшки с питательной землей одинаковой структуры по всем вариантам исследования одновременно и выращивают при одинаковой температуре 20-22 С0 весь период роста и развития. К моменту высадки определяют массу луковиц. Каждые 5 дней описывают высоту растения, определяют количество листьев и через 30 дней взвешивают массу лука-пера и урожайность 10 растений по вариантам.
Результаты наблюдений за прорастанием семян записывают в рабочий журнал по форме таблиц.
Таблица 1. Влияние сроков посадки на изменение высоты растения лука репчатого в течение периода выгонки
Вариант | Дата закладки опыта | Дата учета | |||
Таблица 2. Влияние сроков посадки на изменение количества листьев растения лука репчатого в течение периода выгонки
Вариант | Дата закладки опыта | Дата учета | |||
Таблица 3. Влияние сроков посадки на длину корневой системы лука репчатого в течение периода выгонки.
Вариант, сроки посадки | № растения | Длина корневой системы, см |
1 | ||
2 | ||
3 и т.д. |
Таблица 4. Масса лука-пера и урожайность зеленой массы лука репчатого
Вариант, сроки посадки | № растения | Масса, кг | Урожайность, кг |
1 |
| ||
2 | |||
3 и т.д. |
Материалы и оборудования. Луковицы лука репчатого, горшки, питательная земля, лейка с распылителем, весы электронные, линейка, журнал наблюдений.
Тема 6. Влияние качества посадочного материала на рост, развитие и урожайность зеленой массы лука репчатого.
Задание. Определить рост, развитие и урожайность зеленой массы лука репчатого в период зимней выгонки при разных диаметрах луковиц (1 вариант – диаметр луковиц 3-4 см; 2 вариант – диаметр луковиц 4-5; 3 вариант - диаметр луковиц более 5 см).
Выполнение. Луковицы разного разбора (одного сорта) по 10 шт. высаживают в горшки с питательной землей одинаковой структуры по всем вариантам исследования одновременно и выращивают при одинаковой температуре 20-22 оС весь период роста и развития. К моменту высадки определяют массу луковиц. Каждые 5 дней описывают высоту растения, определяют количество листьев и через 30 дней взвешивают массу лука-пера и урожайность 10 растений по вариантам.
Результаты наблюдений за прорастанием семян записывают в рабочий журнал по форме таблиц.
Таблица 1. Влияние качества посадочного материала на изменение высоты растения лука репчатого в течение периода выгонки
Вариант, диаметр луковиц | Дата закладки опыта | Дата учета | |||
Таблица 2. Влияние качества посадочного материала на изменение количества листьев растения лука репчатого в течение периода выгонки
Вариант, диаметр луковиц | Дата закладки опыта | Дата учета | |||
Таблица 3. Влияние качества посадочного на длину корневой системы лука репчатого в течение периода выгонки.
Вариант, диаметр луковиц | № растения | Длина корневой системы, см |
1 | ||
2 | ||
3 и т.д. |
Таблица 4. Масса лука-пера и урожайность зеленой массы лука репчатого
Вариант, диаметр луковиц | № растения | Масса, кг | Урожайность, кг |
1 |
| ||
2 | |||
3 и т.д. |
Материалы и оборудования. Луковицы лука репчатого, горшки, питательная земля, лейка с распылителем, весы электронные, линейка, журнал наблюдений, штангенциркуль.
ТЕМЫ И ЗАДАНИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
ДЛЯ 1 ГОДА ОБУЧЕНИЯ (среднего школьного возраста)
Тематика 1.
Теория: Структура, функции и проблемы агроэкосистем (пашни, пастбища, дендрария, парков, лесозащитных полос). Проблемы замкнутой агроэкосистемы. Методы экологических исследований.
Методы качественной и количественной оценки измерений в естественной и искусственной экосистеме. Факторы внешней среды и способы измерений. Правила измерений. Измерительные приборы.
1. Измерение параметров воды, воздуха и почвы. Пояснения к выполнению практических заданий.
Практика:
· Измерение температуры. Прозрачности, цветности, запаха, кислотности, электропроводности и химических параметров водопроводной воды и воды из рек.
· Измерение температуры, влажности, давления, запыленности воздуха, наличия микроорганизмов и углекислого газа в воздухе помещений.
· Измерение температуры, влажности, цвета, механического состава, структуры, кислотности, химических параметров почвы в теплицах и открытом грунте.
· Измерения в экосистемах по выбору - выезд.
Тематика 2.
Теория: Технология наблюдения. Наблюдение – метод изучения естественного состояния и изменений в природе. Программа наблюдений.
Приборы для наблюдений.
Практика:
· Наблюдение за состоянием осадков в течение недели.
· Сравнительные наблюдения физико-химических и биологических параметров воды в различных местах реки.
· Наблюдения за изменением температуры, давления и влажности воздуха.
· Наблюдение за состоянием почвы на поливных участках открытого и защищенного грунта.
· Наблюдения в экосистемах по выбору - выезд.
Тематика 3.
Теория: Методы изучения изменений природных систем в искусственно созданных условиях. Технология опыта. Программа опыта.
1. Практика: Опыты в лаборатории и в природе. Лабораторный эксперимент. Приборы и оборудование.
· Определение уровня очистки воды после применения различных очистителей.
· Опыты по изучению биологической активности почвы.
· Опыты по изучению выносливости растений по отношению к химическому загрязнению почвы - выезд.
2. Практика: Полевой опыт и его особенности. Основные элементы методики полевого опыта. Размещение вариантов в полевом опыте. Планирование полевого эксперимента. Техника закладки и проведения полевых опытов.
· Опыты по очистке почвы с помощью физических, химических и биологических методов.
· Опыты с объектами по выбору учащихся - выезд.
Тематика 4.
Теория: Технология моделирования. Для чего необходимо моделирование. Какие виды моделей бывают. Как построить модель? Учебное моделирование. Моделирование экосистем - выезд.
Моделирование экологического состояния почвы.
Практика:
· Составление описания экологической ситуации на объекте наблюдения.
· Агрохимическое картирование почвы.
· Построение графиков и диаграмм для описания изменений абиотических и биотических факторов.
· Выезд – ознакомление с естественными эталонами природы.
Тематика 5.
Теория: Технология диалектического анализа. Системный анализ – зачем он нужен и как проводится. Вепольный анализ – зачем он нужен и как проводится. Составление и разрешение противоречий. Прогнозирование.
Практика:
· Вепольный анализ факторов загрязнения почвы.
· Вепольный анализ проблемы применения минеральных удобрений - выезд.
· Системный анализ экологического состояния воздуха на территории объекта.
· Составление прогноза изменений экологического состояния почвы на объекте.
· Поиск и решение экологических задач с использованием метода диалектического анализа - выезд.