Любая современная гостиница представляет собой сложный комплекс функциональных звеньев, от слаженности работы которых зависит успех предприятия на рынке. При росте объема продаж, с одной стороны, и усиливающейся конкуренции, с другой, повышается значение оперативности в работе персонала. В решении этой проблемы краеугольным камнем выступает комплексная автоматизация отеля, достигаемая применением автоматизированных систем управления (АСУ). Основной функцией таких систем является сбор и отражение информации о номерном фонде, занятости (зарезерви-рованности) каждого конкретного номера, что позволяет осуществлять планирование продаж или бронирование номеров, текущий контроль. АСУ позволяют избавиться от бумажной волокиты, исключить либо максимально уменьшить возможность материальных потерь из-за ошибок персонала.
Внедрению АСУ в российской гостиничной индустрии традиционно препятствует ее слабая техническая оснащенность (особенно малых гостиниц), консервативность директоров и управляющего персонала, относительная дороговизна программных продуктов и кажущаяся сложность их внедрения и эксплуатации.
|
|
Типовая система автоматизации объединяет отделы гостиницы, находящиеся в оперативном взаимодействии друг с другом. Физически вся генерируемая информация находится на центральном сервере предприятия и представляет собой базу данных, объединяющую
185
вполне стандартный набор информационных таблиц: номера, клиенты, бронь, счета, отчеты.
С помощью наборов форм и инструментов для отображения и изменения текущей информации, находящихся на рабочей станции каждого конкретного отдела, сотрудник гостиницы получает возможность оперативно регистрировать бронь, заселять и выселять гостей, устанавливать и изменять тарифы, вести архив событий и программными средствами анализировать текущее состояние и динамику работы отеля. Структура АСУ отражена на рис. 9.1.
В связи с широким распространением специализированных программных продуктов, сложностью разработки собственных конкурентоспособных проектов, недостаточной востребованностью отдельных модулей некоторые из составных частей АСУ не входят в основной пакет и устанавливаются отдельно. Наиболее часто это касается модулей бухгалтерии, ресторана и дополнительных и нестандартных услуг (тарификация телефонных разговоров, платное телевидение, система электронных платежей и др.).
Все большей популярностью пользуются системы контроля доступа в номера (электронные замки), когда используется ключ-карта с записанной на нее информацией гостя, генерируемая на рабочем месте службы приема и размещения, клубная карта гостя или даже его собственная кредитная карта.
|
|
Основой любой гостиничной АСУ является система управления номерным фондом. Она сосредотачивает в себе информацию о его текущем состоянии, проживающих и ожидаемых гостях и их счетах.
Условно всю информацию можно подразделить на несколько функциональных групп (непосредственное воплощение их в базах данных информационной структуры каждой конкретной АСУ зависит от особенностей заказа и образа мышления разработчика): данные по клиентам, номерам, счетам гостей и бронировании.
Структура базы данных клиентов, по сути, повторяет пункты используемой при регистрации карты гостя, где заселяемый постоялец записывает свое имя, адрес, телефон и другие данные. Иногда регистрация и вовсе не обязательна, однако крупные гостиницы предпо-
186
читают вести обширную базу данных для возможности проведения полноценных маркетинговых исследований и последующих контактов с клиентами (по случаю их дня рождения, профессионального праздника, начала сезона и др.). В некоторых странах регистрация обязательна, так как регистрационные карты используются в качестве полицейских документов. Так, в Бразилии, например, требуется не только сообщить свое имя, адрес и прочее, но и имена родителей.
АСУ позволяют забыть о бумажной волоките с картами гостей, но электронная версия часто не содержит подписи гостя, являющейся доказательством закрепления договора и обоюдных обязательств и ответственности. Пока технология электронной подписи недостаточно разработана.
База данных номерного фонда является своего рода информационной картой гостиницы, где отражается ее тип и класс, количество комнат и койко-мест, состояние и наличие удобств, имеются описания номеров, их фотографии и фотографии видов из окон, обязательно указывается стоимость проживания. Иногда в гостиницах на стойке портье можно увидеть дополнительный монитор для показа клиентам номеров, сообщения информации о них, в том числе о видах уборки и оборудования (телефон, телевизор, освещение, электроснабжение, проверка работоспособности и пр.).
Важнейшим элементом системы управления номерным фондом является модуль бронирования, облегчающий процедуру регистрации брони. На бумаге список брони представляет собой таблицу, столбцами которой являются даты, а строками — номера гостевых комнат. В получившейся «шахматке» работник ставит отметки о бронировании номеров на запрошенные даты. В АСУ механизм бронирования отражается в базе данных, где регистрируются новые брони, осуществляются поиск подходящих вариантов, удовлетворяющих полученному запросу, другие функции по бронированию. Например, в популярной гостиничной АСУ «Эдельвейс» план отеля отображается сразу в трех формах: графически, по типам комнат и в виде таблицы резервирования.
Графический план наиболее нагляден. Каждый номер имеет в нем свое отображение. Любое резервирование появляется в виде цветной полоски, занимающей строку конкретного номера и растянутую на заданное количество суток. Специальные обозначения позволяют различать резервирования по статусам и типам, а также видеть итоговые цифры по резервированиям и свободным номерам на каждый день. Графический план позволяет легко создавать новые варианты и манипулировать ими.
План по типам комнат позволяет резервировать номера той или иной категории без выделения конкретной гостевой комнаты. Здесь также ведется статистика свободных номеров (мест), неразмещенных и временных резервирований.
187
Таблица резервирований — мощный поисковый инструмент, позволяющий легко выбирать нужную группу, отвечающую тем или иным требованиям.
|
|
Административный модуль включает в себя рабочие места директора и маркетолога и предоставляет доступ к системам управления номерным фондов в режиме чтения и использования программных настроек — таблиц, диаграмм, графиков и отчетов, что упрощает аналитическую работу.
Система управления номерным фондом может базироваться как на разветвленной локальной сети, так и на одном компьютере. В случае многопользовательской структуры в системе устанавливаются уровни доступа для каждого отдела. Тогда получить доступ к тем или иным информационным зонам может только сотрудник с соответствующим уровнем доступа, что, как минимум, обеспечивается знанием идентификационной пары «логин-пароль». Иногда контроль доступа значительно сложнее и включает в себя элементы биометрии, электронные ключи и др. Это пресекает злоупотребления служебным положением и появление конфиденциальной информации в открытом доступе, особенно в случаях подключения системы к глобальной сети.
За рубежом первые гостиничные АСУ появились около тридцати лет назад. Многолетний опыт развития и эксплуатации позволил им стать достаточно совершенными программными продуктами.
АСУ бывают типовые и заказные. Заказные системы в России разрабатывались в условиях, когда внутренняя структура большинства отелей и законодательство почти не менялись. Системы учитывали интересы конкретного отеля и росли, постепенно автоматизируя отдельные участки работы.
Сегодня поддерживать такую систему в условиях меняющегося законодательства и постоянных нововведений в гостиничном бизнесе трудно. Поэтому особое распространение получили типовые системы управления.
При выборе АСУ необходимо учитывать простые правила: система должна быть известной и распространенной. Не следует забывать о том, что каковы бы ни были возможности системы, она является лишь промежуточным звеном между сотрудником и отелем. Поэтому, подбирая программное обеспечение (ПО), необходимо учитывать степень владения сотрудниками компьютером; система должна учитывать и корректировать их действия, если они могут повлиять на достоверность и целостность базовой информации.
|
|
Внедрение АСУ обходится недешево. АСУ включает в себя дорогостоящие компьютеры, иную оргтехнику, соединяющую их в сеть, программное обеспечение. Дополнительных расходов потребует обучение персонала, обслуживание системы, введение должности специалиста по информационным технологиям. Лучше приобретать надежную, качественную, а потому дорогую технику, так как простой
188
отеля при отказе оборудования обойдется намного дороже. Критерием оценки АСУ являются сроки ее окупаемости.
Новой тенденцией становится использование сети Интернет для предоставления гостиницам возможности удаленного использования программного обеспечения, не покупая его, а заключая договор аренды. Это снижает затраты гостиницы на приобретение АСУ и облегчает решение задач по обслуживанию и обновлению системы. Однако такая модель ставит под угрозу безопасность информации из-за распространенности в сети вирусов и хакерских атак. К тому же при хранении информации на удаленном сервере любая техническая неисправность в системе связи приведет к полному бездействию гостиницы.
Вопрос об установке АСУ в конечном итоге решают владельцы (управляющие) гостиничного предприятия. В небольшом отеле эксплуатация АСУ лишь неоправданно усложнит работу персонала, однако в крупной гостинице необходимость внедрения АСУ очевидна и способствует многоплановому и высокоуровневому обслуживанию большого количества клиентов с минимизацией расходов.
АСУ должна быть адаптирована к условиям конкретной гостиницы и, кроме того, иметь повышенную степень надежности, поскольку в ней осуществляется не просто работа с финансовой информацией, но и с реальными деньгами. В отличие от многих иных (например, традиционных бухгалтерских) программ гостиничная система работает круглосуточно и в реальном режиме времени: гости заселяются, оплачивают услуги, выезжают, получают возвраты, т. е. база гостиничной системы достаточно динамична и должна отражать текущее состояние реального объекта. Технология работы с подобными системами не допускает длительных простоев. В случае краха базы ее невозможно восстановить на основе архива бумажных документов и копии базы, сделанной несколько дней назад.
И, наконец, самое главное: гостиничная АСУ должна работать максимально быстро — гость у стойки администратора не должен ожидать, пока тот справится с компьютерными проблемами. Точность и быстрота работы улучшает качество обслуживания и влечет за собой минимизацию накладных расходов на лишний персонал, облегчает аудит и способствует росту положительного имиджа гостиницы и ее конкурентоспособности.
Особую ценность АСУ представляют при интеграции средства размещения в глобальную систему бронирования (GDS), при этом создается единая для всех членов сети информационная модель, используемая удаленными операторами (система b2b — business to business) и туристами (b2с — business to client) для бронирования услуг отеля (временами даже без участия самой гостиницы). Это значительно упрощает действия предприятия по привлечению клиентов и сокращает расходы на рекламу.
189