Глава 1. Теоретические аспекты формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

КОТОВА ЛЮДМИЛА МИХАЙЛОВНА

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Олигофренопедагогика»

группа ЗС(Д)О -16

Курсовая работа

по специальным методикам преподавания

 

ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ УЧАСТВОВАТЬ В БЕСЕДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ...................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧАСТВОВАТЬ В БЕСЕДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ………………     6
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования……………………………………………….   6
1.2Особенности диалогических умений младших школьников с умственной отсталостью…………………………………………………   12
Выводы по главе 1.......................................................................................... 18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧАСТВОВАТЬ В БЕСЕДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ НА УРОКАХ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»…………………………………….   20
2.1Диагностика диалогических умений у младших школьников с умственной отсталостью…………………………………………………   20
2.2Методы и приемы формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир»……………………………………………………...     23
Выводы по главе 2............................................................................................ 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.............................................................................................. 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................. 33
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………. 36

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Формирование умения участвовать в беседе у младших школьников – очень актуальная и сложная задача. Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться - сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное - эффективно действующего подхода к развитию речи в самом широком понимании, его организации и корректировке.

Общение является важнейшей социальной потребностью, оно позволяет ребёнку комфортно жить в обществе людей, через общение ребёнок познаёт самого себя и окружающий мир людей. Проблема формирования навыков общения у детей с умственной отсталостью особенно актуальна в настоящее время.

Главной задачей в воспитании и обучении умственно отсталых детей является успешная социальная адаптация учащихся. Сформированность навыков общения, умение находить личностные контакты и на их основе строить взаимоотношения с окружающими, наряду со знаниями основных предметов, законов и общеобразовательных правил – основные показатели готовности ребенка к самостоятельной жизни. Без развития коммуникативных навыков невозможно целостное становление общения как феномена социализации личности.

Анализ педагогических исследований общения позволяет выделить некоторые основные подходы к изучению данной проблемы. Изучались особенности общения в системе учитель-ученик Т. Н. Мальковская,                        В. Я. Ляудис, И. Л. Баскакова, проблемы общения как фактора воспитания школьников А. В. Мудрик, культуры и стиля педагогических контактов               М. Ф. Гнездилов, В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров, особенности и способы разрешения педагогических конфликтов С. Я. Рубинштейн возможности использования полноценного межличностного общения для активизации познавательной активности школьников Н. В. Клюева, Ю. В. Касаткина;                 Е. В. Коротаева; разрабатывались программы по коррекции общения школьников с пограничными нервно-психическими расстройствами                     Ю. С. Шевченко, В. П. Добридень, по обучению школьников общению                Ж. И. Шиф.

Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в общении добавляет В. Г. Петрова. Это объясняется рядом причин. Прежде всего, низким уровнем развития речи этой категории детей.

Исследования в области специальной психологии и педагогики                         В. А. Вяренен, Л. И. Даргевичене, Н. Л. Коломинский, Ж. И. Намазбаева,                    О. К. Агавелян показали, что наличие интеллектуального дефекта у школьников отрицательно влияет на развитие межличностного общения, приводят к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними.

Цель исследования – теоретически изучить особенности формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир».

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Рассмотреть особенности диалогических умений младших школьников с умственной отсталостью;

3. Охарактеризовать диагностические методики умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью;

4. Обосновать методы и приемы формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир».

Объектом исследования является процесс формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью.

Предметом исследования ­- особенности формирования умения участвовать в беседе у младших школьников с умственной отсталостью на уроках «Окружающий мир».

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 36 страниц, включая приложение.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ УЧАСТВОВАТЬ В БЕСЕДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: