Характеристика и особенности речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

Развитие речи в онтогенезе происходит по определённым закономерностям, определяющим последовательное и взаимосвязанное развитие всех сторон речевой системы (фонетико-фонематической стороны, лексического запаса и грамматического строя).

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – достаточно распространённое явление среди современных дошкольников. У детей с нарушением формирования фонетико-фонематических процессов наблюдаются особенности звукового оформления речи и фонематического восприятия. У таких детей наблюдаются ошибки звукопроизношения и различения звуков [4].

Известно, что неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование учебно-познавательной деятельности детей. Из этого следует, что не проведенная своевременно коррекция трудностей в обучении, имеющихся у ребенка с нарушениями речи, приводит к формированию вторичных дефектов – социально-педагогической запущенности, эмоциональных, личностных и интеллектуальных расстройств.

Состояние звукопроизношения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи по мнению И. Л. Калашникова характеризуется следующими особенностями:

1. Отсутствие в речи тех или иных звуков и замены звуков. Сложные по артикуляции звуки заменяются простыми по артикуляции, например: вместо С, Ш – Ф, вместо Р, Л – Л`, Й, вместо – глухих; свистящие и шипящие (фрикативные) заменяются звуками Т, Т`, Д, Д`. Отсутствие звука или замена его другим по артикуляционному признаку создает условия для смешения соответствующих фонем.

2. Замена группы звуков диффузной артикуляцией. Вместо двух или нескольких артикуляционно близких звуков произносится средний, неотчетливый звук, вместо Ш и С – мягкий звук Ш, вместо Ч и Т – нечто вроде смягченного Ч. В этих случаях один и тот же звук может служить для ребенка заменителем 2-3 других звуков.

3. Нестойкое употребление звуков в речи. Некоторые звуки по инструкции изолированно ребенок произносит правильно, но в речи они отсутствуют или заменяются другими. Иногда ребенок одно и тоже слово в разном контексте или при повторении произносит различно. Бывает, что у ребенка звуки одной фонетической группы заменяются, звуки другой – искажаются. Такие нарушения называются фонетико-фонематическими.

4. Искаженное произношение одного или нескольких звуков. Ребенок может искаженно произносить 2-4 звука или говорить без дефектов, а на слух не различать большее число звуков из разных групп. Относительное благополучие звукопроизношения может маскировать глубокое недоразвитие фонематических процессов. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность артикуляционной моторики или ее нарушения. Это фонетическое нарушения, которые не влияют на смысл слов [12].

Знание форм нарушения звукопроизношения помогает определить методику работы с детьми. При фонетических нарушениях большое внимание уделяют развитию артикуляционного аппарата, мелкой и общей моторики, при фонематических нарушениях развитию фонематического слуха.

Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает [18].

Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

При наличии большого количества дефектных звуков у детей с ФФНР нарушается слоговая структура слова и произношение слов со стечением согласных.

Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФНР может быть достаточно большим – до 16-20 звуков. Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний фонематического восприятия: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции не различение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове [23].

При значительном недоразвитии фонематического восприятия наблюдаются и системные нарушения устной речи, которые проявляются в полиморфном нарушении звукопроизношения в виде искажения, замены звуков, в искажениях звуковой структуры слова, аграмматизмах, недостаточном употреблении слов, бедном словарном запасе.

Нарушения фонематического восприятия обычно становятся заметны примерно в возрасте 4-6 лет. В этом случае у ребенка слуховое различение некоторых фонем или их групп надолго остается недостаточно четким. Как правило, страдает различение фонем, минимально отличающихся друг от друга: наличием или отсутствием голоса (глухие – звонкие), мягкостью или твердостью произнесения и др. Чаще подобный недостаток является следствием нарушений взаимодействия речеслухового и речедвигательного анализаторов. В норме сенсорные и языковые эталоны фонем формируются у ребенка на основе взаимодействия слышимых образцов речи взрослых, слухового восприятия собственной речи и кинестетических ощущений, получаемых в процессе артикуляции. Фонематические представления, таким образом, являются результатом межанализаторной интеграции слуховых и кинестетических образов.

При нарушении межанализаторного взаимодействия слуховой анализатор перестает быть средством самоконтроля за правильностью произношения ребенка. Напротив, неполноценные кинестетические образцы при дефектном звукопроизношении патологически влияют на формирование слуховых эталонов фонем и деформируют их. Подобные нарушения препятствуют становлению правильного звукопроизношения и приводят к систематическим заменам соответствующих букв в письме [18].

Таким образом, фонематическое недоразвитие проявляется: в нечеткости различения и узнавания сходных по звуковой структуре фонематических рядов (слов, асемантичных сочетаний, рядов слогов); в незаконченности процесса дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.

Выводы по главе 1

В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты логопедической работы с дошкольниками с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Полученные результаты в ходе исследования позволили сформулировать следующие выводы.

Проблеме обучения и воспитания дошкольников с фонетико-фонетическим недоразвитием речи посвящены многочисленные научно-методические исследования Г.А. Каше, И.Л. Калашникова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.

Речевые расстройства являются одними из наиболее распространенных трудностей развития в детстве. такие трудности называются «первичными», если у них нет известной этиологии и «вторичными», если они вызваны другим состоянием, таким как аутизм, нарушение слуха, общие проблемы развития, поведенческие или эмоциональные трудности, или неврологические нарушения. Из-за увеличения количества детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР) в России, на сегодня существует проблема оптимизации коррекционной работы с ними. Оптимизация подразумевает улучшение отдельных структур коррекции и их удачное сочетание.

Дети с фонетико-фонематическими нарушениями речи обладают пониженной способностью как воспринимать различия в физических характеристиках элементов языка, так и различать значения, которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что, в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания. Таким образом, дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи нуждаются в коррекционно-логопедической работе.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: