Экспериментальная группа:
1.Ярослав М
2.Валерия П.
3.Роман П.
4.Мирон Ч.
5.АннаК.
6.Мария Г
7.Алексей Д.
8.Илья К.
9.Анастасия О.
10.Владимир
11.Алиса М.
12.Дмитрий С.
13.Анна Ж.
14.Евгений О.
15.Константин Б.
Приложение 2
Детский апперцептивный тест (дат)
Оригинальная идея ДАТ была разработана Эрнстом Крисом при обсуждении теоретических проблем проекции в тематическом апперцептивном тесте (ТАТ). Доктор Крис обратил внимание на то, что дети гораздо охотнее идентифицируют себя с животными, чем с людьми. Этот факт был известен еще 3. Фрейду и описан им в истории с маленьким Гансом «Сексуальность пятилетнего ребенка». Названные авторы после годичного обсуждения всех проблем выделили определенное число типичных ситуаций для детей, которые могут раскрыть динамику детских проблем.
Известно, что ТАТ – прекрасный тест для взрослых, однако он не может всецело выявить потребности маленьких детей, но Симондс не рекомендовал использовать ТАТ и для юношеского возраста, поэтому был разработан ДАТ для работы с детьми 3-летнего, и, возможно, до 10-летнего возраста.
|
|
Виолет Рамонт, художник-иллюстратор детских книг, согласилась нарисовать рисунки, соответствующие предположениям, прибавив несколько своих, понравившихся ей.
Затем эти рисунки были отработаны несколькими психологами-практиками, неоднократно применявшими другие проективные методики. После этого тест дорабатывался уже на основе практических данных.
Природа и цель теста
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) позволяет судить о склонностях, интересах ребенка и нередко выявляет болезненные состояния психики.
ДАТ содержит 10 рисунков, изображающих животных в различных ситуациях. Он может быть использован для детей обоего пола, предпочтительнее с 4–10 лет. После обоснования ребенком карточки разделяются по отделам, согласно «Руководству». Сообщения записываются полностью и потом анализируются согласно «интерпретации».
ДАТ – проективный или апперцептивный метод, то есть метод исследования личности путем изучения незначительных индивидуальных различий в восприятии стандартных стимулов.
Тест является прямой модификацией тематического апперцептивного теста Генриха Моррея. ДАТ был разработан для облегчения понимания отношения детей к более важным фигурам и стимулам. Рисунки были разработаны для получения ответов на существующие проблемы, особенно пищевые, а также исследования вопросов соперничества, выделения отношения к родителям через восприятие детей, близкое им. Указывает о восприятии детьми родителей, об отношении к родителям как к паре, то есть об эдиповом комплексе и его кульминации в главных сценах; воображении ребенка при видении их вместе в постели.
|
|
Авторы предполагали возможность выделения агрессивных фантазий ребенка, принятие им мира взрослых, возможный страх одиночества ночью, возможность мастурбации, поведение в туалете и реакцию родителей на это; возможность узнать и проследить структуру личности ребенка, о динамических видах реакции и проблемах развития. Этот тест дает возможность не только диагностировать отклонения, например, плохое поведение, трудности в общении, но и понять некоторые причины их появления. Однако у теста есть недостатки, главный из которых – отсутствие объективного ключа, дающего возможность интерпретации полученных результатов.
Приложение 3
«Клинический цветовой тест Люшера»
Это семь цветовых таблиц, громоздкий вариант, который применяется в тех случаях, когда в нем действительно возникает необходимость. Цвета этих семи таблиц следующие:
«серый»;
«8 цветов»;
«4 основные цвета»;
«синий»;
«зеленый»;
«красный»;
«желтый».
«Быстрый» или «Сокращенный тест Люшера»
Лаконичный и удобный тест с восемью рядами цветов:
серый (0);
темно-синий (1);
сине-зеленый (2);
красно-желтый (3);
желто-красный (4);
красно-синий или фиолетовый (5);
коричневый (6);
черный (7).
«Метод цветовых выборов»
В 2010 году Собчик Людмилой Николаевной был предложен адаптированный вариант сокращенного теста - «Метод цветовых выборов» (МЦВ). Так она прокомментировала свою работу:
«<...> терминология и суть интерпретирующих сентенций в модифицированном тесте значительно переработаны в соответствии с выявленными недостатками оригинальной версии методики и с учетом современного психологического тезауруса».
Расшифровка результатов теста Люшера
Каждый цвет обозначает конкретную потребность:
серый (0) - в ограждении, создании границы;
синий (1) - в удовлетворенности, спокойствии, устойчивой положительной привязанности;
зеленый (2) - в самоутверждении, желание нравиться;
красный (3) - в активных действиях, добиваться успеха;
желтый (4) - в перспективе, надеждах на лучшее, мечтах;
фиолетовый (5) - в самоидентификации;
коричневый (6) - в свободе от напряжения, уюте;
черный (7) - в отказе из своенравного протеста, восстание против собственной судьбы.
Если основные цвета располагаются на первых пяти позициях, то считается, что потребности человека, соответствующие этим цветам, в какой-то мере удовлетворяются, если же они на последних трех позициях, то имеется напряжение из-за их неудовлетворенности.
Приложение 4