Виды объектов авторского права

Один из видов объектов авторского права являются драматические произведения. Под данными объектами авторского права признаются все драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения.[9]

Особенностью драматических произведений является то, что их текст состоит из диалогов и монологов персонажей, а само произведение, как правило, исполняется на сцене (публичное выступление).

Музыкальные произведения с текстом и без текста и музыкально-драматические произведения также являются объектами авторского права.[10]

Музыкальным признается такое произведение, в котором художественные образы выражаются с помощью звуков. Для того чтобы являться объектом авторского права, оно должно носить творческий характер независимо от назначения и достоинств. Например, мелодия подлежит защите, но только вместе с другими элементами музыкального произведения.

К музыкальным произведениям относят: аранжировки, оркестровки и вариации. Аранжировка - это переложение музыкального произведения, написанного для определенных голосов, инструментов. Охраняется авторским правом и такая переделка музыкального произведения, при которой основная музыкальная тема оригинала остается узнаваемой.

Аудиовизуальные произведения являются особым видом произведений, упоминаемых законодателем в ст. 7 ЗоАП.

Термин "аудиовизуальное произведение" в общегражданском законодательстве нашей страны впервые был употреблен в Основах гражданского законодательства СССР 1991 г. На данный момент полное определение этого понятия дается в ст. 4 ЗоАП. К аудиовизуальным произведениям относится широкий круг кино-, теле-, видеопроизведений, которые рассчитаны на одновременное визуальное и слуховое восприятие. Они являются синтезом различных произведений и творческим результатом работы многих людей - художников, композиторов, актеров и т.д. Такие произведения являются результатом деятельности коллектива людей. Возникает вопрос о признании их соавторства. Действующее законодательство в соответствии со ст. 13 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" признает авторство за тремя лицами: режиссером-постановщиком, сценаристом и автором оригинальной музыки. Авторы произведений, вошедших составной частью в аудиовизуальное произведение, как существующих ранее, так и созданных в процессе работы над ним, пользуются авторским правом каждый на свое произведение.[11]

Согласно п. 3 ст. 13 ЗоАП право на вознаграждение закреплено за автором музыкального произведения, использованного в аудиовизуальном произведении. Эта норма адресована прежде всего кинотеатрам, которые должны выплачивать вознаграждение за публичное исполнение произведения согласно Положению о минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства, утвержденному постановлением Правительства РФ от 21 мая 1994 г. N 218.

К большому сожалению, переговоры РАО с кинотеатрами показали, что кинотеатры отказываются от выплаты вознаграждения, ссылаясь на то, что более 50% своей выручки они отдают производителю. В связи с этим уже имели место судебные споры с кинотеатрами. Например, в Санкт-Петербурге суд обязал кинотеатр "Аврора" выплатить положенное вознаграждение автору музыки к фильму "Ширли-мырли" Т. Когану. А РАО (Российское авторское общество) решило взыскать более 380 тыс. руб. с нескольких столичных кинотеатров в качестве вознаграждения в пользу американского композитора Д. Уильямса - автора музыки к фильму "Гарри Поттер и философский камень".

Закон не раскрывает понятия "произведение изобразительного искусства" в связи с тем, что существует большое разнообразие форм и иных технических способов выражения указанных произведений. К данным видам произведений относят: произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и другие аналогичные произведения.

Важнейшей особенностью произведений изобразительного искусства является их тесная, неразрывная связь с материальным носителем, в которых они воплощены.[12]

Следующим объектом авторского права являются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового хозяйства.

Такие произведения имеют двойное значение. Авторско-правовой охране подлежит именно художественная сторона этих произведений, поэтому авторским правом охраняется, например, не весь проект, а лишь его архитектурная часть.

Предметом охраны являются и произведения архитектурной графики и пластики: эскизы, перспективы, рисунки, макеты. Однако архитектор не может воспрепятствовать воспроизведению своего произведения, установленного в общественном месте. Эти нормы, закрепленные в ст. 21 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах", содержат существенные изъятия из авторских прав архитекторов по сравнению с создателями других творческих произведений.[13]

Примером нарушения исключительных прав автора на использование архитектурного проекта могут быть признаны действия заказчика, поручившего без согласия правообладателя разработку документации для строительства иной организации.

Приведем пример из судебной практики ВАС РФ (см. п. 9 постановления Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47). "Акционерное общество "Институт экспериментального проектирования" обратилось в арбитражный суд с иском к строительной компании о признании за ним исключительных прав на архитектурный проект, а также права на осуществление авторского надзора за строительством архитектурного объекта и запрещение ответчику использовать техническую документацию, разработанную другой организацией, для реализации проекта.

При разрешении спора судом установлено, что институт в соответствии с договором, заключенным со строительной компанией (заказчиком), создал архитектурный проект шумозащитного жилого дома. Авторами проекта являются работающие в институте архитекторы, трудовые договоры которых не предусматривали закрепления за ними исключительных прав на создаваемые произведения архитектуры.

Согласно условиям договора институтом была разработана документация для строительства первой очереди объекта. Данные материалы были переданы строительной компании, приняты и оплачены ею.

Документацию, подготовленную по договоренности для других этапов строительства, строительная компания не приняла со ссылкой на отсутствие надлежащего финансирования. Однако затем, не расторгая договора с институтом, без его согласия и ведома заказала изготовление документации другой проектной организации за меньшую цену и приступила к строительству объекта.

Суд первой инстанции отказал в иске, сославшись на то, что истец, являясь обладателем исключительных прав на архитектурный проект, не доказал их оспаривания или нарушения ответчиком.

Суд апелляционной инстанции отменил названное решение и удовлетворил исковые требования по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" объектами авторского права на произведения архитектуры являются архитектурный проект, разработанная на его основе документация для строительства, а также архитектурный объект.

Согласно ст. 16 Закона об авторском праве исключительные права автора на использование архитектурного проекта включают также его практическую реализацию. Автор принятого архитектурного проекта вправе требовать от заказчика предоставления права на участие в реализации своего проекта при разработке документации для строительства и при строительстве здания или сооружения, если иное не предусмотрено в договоре.[14]

Договор между сторонами не предусматривал условия о возможности разработки документации иной организацией.

Статьей 17 Закона Российской Федерации "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации", регламентирующей имущественные права автора произведения архитектуры, прямо предусмотрено, что автор архитектурного проекта имеет исключительное право использовать проект или разрешать использовать его для реализации путем разработки документации для строительства и строительства архитектурного объекта. Передача этих исключительных прав осуществляется на основании договора. Из материалов дела усматривается, что институт такого договора с разработчиком документации не заключал, разрешение заказчику на его заключение также не давал.

При указанных обстоятельствах изготовление документации для строительства другими лицами без разрешения обладателя исключительных прав на архитектурный проект и использование этой документации является нарушением этих прав, которое должно быть прекращено по требованию правообладателя. Исковые требования института, обладающего как работодатель авторов архитектурного проекта исключительными правами на использование служебного произведения, в силу ст. 14 Закона об авторском праве удовлетворены правомерно".[15]

Следует учитывать, что правовое регулирование охраны данных произведений осуществляется не только ЗоАП, но и Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации".

Закон "Об авторском праве и смежных правах" гарантирует охрану любых произведений такого рода, если автор сумеет доказать авторские права на произведение.

Значимым моментом в отношении этих произведений является их фиксация, например, с помощью видео- или фотосъемки. Однако и без фиксации подобные произведения могут быть воспроизведены весьма точно.

Объектом авторского права в данном случае является само хореографическое произведение.

К ним относятся географические, геологические и другие карты, планы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам. Правда, не всякая карта является объектом авторского права. Творческий вклад составителя имеет в данном случае решающее значение.

В итоге основная задача, которая появляется применительно к охране таких произведений, состоит в том, чтобы выяснить, являются ли они результатом творческой деятельности.

Часто объекты авторского права создаются в порядке служебного задания или служебных обязанностей, и на практике возникает большое количество споров и разногласий по вопросу защиты авторских прав.

Итак, согласно ст. 14 ЗоАП "авторское право на произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя, принадлежит автору служебного произведения" (чаще это бывают штатные сотрудники газет, журналов).[16]

Исключительные права на использование служебного произведения принадлежат лицу, с которым автор состоит в трудовых отношениях (работодателю). Однако данная регламентация Закона дает право выбора, в связи с тем, что в этом же пункте подчеркивается: "если в договоре между ним и автором не предусмотрено иное" (п. 2 ст. 14 ЗоАП). Размер авторского вознаграждения и иные выплаты регулируются также договором между автором и работодателем.

Важно отметить, что работодатель вправе при любом использовании служебного произведения указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Глава 2 Защита авторских прав


2.1 Характеристика форм и способов защиты авторских прав


Признание прав может относиться к личным неимущественным правам авторов и исполнителей или к неимущественным правам. Данный способ может сопровождаться публичным заявлением о существовании определенного права, которое делается нарушителем или за его счет. Указанная мера защиты особенно актуальна в случаях нарушения личных неимущественных прав автора.
Восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Мерой по восстановлению положения может являться, например, уничтожение контрафактных экземпляров произведения. Прекращение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, может выражаться, например, в прекращении подготовки к выпуску в свет бездоговорного издания или компакт-диска или запрете рекламы. Под исполнением обязанностей в натуре понимается реальное выполнение нарушителем в отношении потерпевшего действий, указанных в обязательствах, связывающих стороны.

Способ возмещения убытков, включая упущенную выгоду, является наиболее действенным способом защиты авторских прав. Выдвигая требование о возмещении убытков, обладатель авторских и смежных прав должен доказать факт наличия убытков, их документальное подтверждение, а также размер и то, что убытки были причинены действиями нарушителя. На практике такой способ восстановления нарушенных прав затруднителен. Обычно в сфере авторского права и смежных прав убытки проявляются в форме упущенной выгоды (ст. 15 ГК РФ), т.е. той суммы, которую правообладатель мог получить, если бы нарушитель заключил договор с правообладателем и использовал произведение или иной охраняемый объект возмездно.
В соответствии с новым ЗоАП наиболее простым и вследствие этого распространенным способом защиты нарушенных прав является требование от нарушителя компенсации в размере от 10 до 5 млн. руб., по усмотрению суда (п. 2 ст. 49 ЗоАП).[17]

Однако прежде чем стремиться защитить свои интеллектуальные права, следует хорошо обдумать все обстоятельства. Президиум ВАС РФ в п. 13 вышеуказанного письма N 47 заключил, что компенсация, определенная подп. 5 ст. 49 Закона "Об авторском праве и смежных правах", подлежит взысканию при доказанности правонарушения, а не убытков. Например, "Рекламное агентство обратилось в арбитражный суд с иском к товариществу о взыскании с ответчика компенсации в сумме 2000 минимальных размеров оплаты труда на основании подп. 5 п. 1 ст. 49 Закона об авторском праве в связи с воспроизведением на витрине магазина рисунка, обладателем авторских прав на который является клиент.


Поскольку истец не доказал, что имел намерение использовать произведение в предпринимательской деятельности и понес из-за использования ответчиком рисунка расходы или утратил возможность получения реальных доходов, судом первой инстанции в иске было отказано.
При этом суд сослался на ст. 49 Закона об авторском праве, предусматривающую обязанность нарушителя авторских прав возместить правообладателю понесенные неправомерными действиями убытки, включая упущенную выгоду.[18]

Указанное решение обоснованно отменено по следующим основаниям.
Установленная подп. 5 п. 1 ст. 49 названного Закона мера ответственности применяется по выбору истца вместо возмещения убытков или взыскания дохода. Требование об уплате компенсации могло быть удовлетворено при наличии доказательств только несанкционированного использования произведения, т.е. факта правонарушения. Размер компенсации определяется судом исходя из конкретных обстоятельств".

Одновременно необходимо иметь в виду, что при подаче искового заявления о выплате компенсации вместо убытков, причиненных нарушением авторских прав, должна быть определена цена иска и уплачена государственная пошлина, установленная для исков имущественного характера.
Кроме того, авторы и исполнители в случае нарушения их личных или неимущественных прав также вправе требовать от нарушителя возмещения морального вреда (п. 3 ст. 49 ЗоАП).

 

2.2 Административно-правовая и уголовная ответственность за нарушение авторских прав

 

 

           Как уже было сказано, в России наряду с гражданско-правовой защитой авторских прав действует административная и уголовная ответственность за их нарушения. Применение административной ответственности к нарушителям авторских прав является весьма действенным способом их защиты в случаях непосредственного обнаружения фактов распространения и использования контрафактной продукции при отсутствии по тем или иным причинам признаков преступления.

    Базовым составом административного правонарушения в сфере авторских прав является ст. 7.12 КоАП.[19] Анализ статьи показывает, что административная ответственность наступает не только в случаях, когда речь идет о распространении и изготовлении контрафактных экземпляров и фонограмм, но и при введении потребителей в заблуждение. Ложная информация о происхождении материальных носителей произведений или фонограмм, а также ложные сведения о правообладателе в значительной степени затрудняют борьбу с интеллектуальным пиратством. Указанная статья защищает как обладателей авторских и смежных прав, так и потребителей. За подобные действия предусмотрен штраф. Привлекательность административных санкций заключается в простоте и быстроте их реализации, но, несмотря на это, на практике возникают определенные проблемы. Например, в ряде случаев работники правоохранительных органов не могут самостоятельно выявить контрафактную продукцию, у них нет специальной подготовки.

    Следующим средством борьбы с нарушением авторских прав является уголовная ответственность и уголовное преследование нарушителя. Это средство борьбы могло бы быть более действенным и эффективным, однако несовершенство уголовного законодательства и слабая работа правоохранительных органов обусловливают высокий уровень правонарушения. В связи с этим 26 марта и 8 декабря 2003 г. были внесены изменения в ст. 146 Уголовного кодекса РФ (в иные статьи последние изменения были внесены 11 марта 2004 г.).[20] Благодаря этому повышение качества расследования по пресечению соответствующих преступлений не заставило себя долго ждать. А проиллюстрировать данную ситуацию можно следующим примером. 5 февраля 2004 г. в Зеленоградском суде г. Москвы рассмотрено уголовное дело по ст. 146 УК РФ, по которому к одному году лишения свободы условно осуждено лицо, организовавшее изготовление контрафактных оптических дисков на оборудовании, арендованном у Зеленоградского завода музыкальных технологий. По данному делу было изъято 234 493 пиратских оптических диска, в том числе 60 000 СD с записью музыкальных произведений в исполнении американских артистов. К взысканию с преступника присуждено 180 тыс. долл. США в пользу компании Sonу, EMI, а также некоторых других правообладателей, чьи права были нарушены.


    Какие же изменения внесены в ст. 146 УК РФ?
    Во-первых, изменилась юридическая конструкция статьи: если ранее в ней было две части, то теперь их три. В новой редакции ч. 1 ст. 146 УК содержится лишь состав присвоения авторства (плагиата), повлекшего причинения крупного ущерба автору или иному правообладателю. Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав перешло в ч. 2 статьи, в которой, кроме того, криминализированы приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта. Часть 3 устанавливает ответственность за злодеяния, предусмотренные ч. 2, совершенные группой лиц по предварительному сговору, или организованной группой в особо крупном размере, или лицом с использованием своего служебного положения. Статья снабжена примечанием, дающим определение крупного размера.[21]


    Объект преступления остался без изменения - общественные отношения по реализации человеком и гражданином авторских и смежных прав, гарантированных Конституцией РФ. Состав ч. 1 ст. 146 УК как был, так и остался материальным, но с учетом того, что причинение крупного ущерба является теперь обязательным элементом только для состава присвоения авторства; он изменился по содержанию.[22]


 













Заключение

 

Важной функцией государства является обеспечение правовой охраны объектов авторских и смежных прав, создаваемых или используемых на его территории.
    Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства, о чем свидетельствует скудная и противоречивая судебная практика. Поэтому важнейшей задачей является совершенствование не столько законодательства, сколько судебной системы. Добиться быстрого, объективного, беспристрастного, законного судебного разрешения возникающих конфликтов можно было бы за счет специализации судей и юридических служб. Необходимо также решить вопросы компенсации за время, потраченное правообладателями в судах на защиту своих прав, оплаты труда их представителей. Такой подход позволит наладить эффективную работу, обеспечить не простое декларирование, а подлинную реализацию авторских прав.
    Наиболее распространенные в настоящее время виды нарушений авторского права и смежных прав - это использование соответствующих объектов без оформления договорных отношений с правообладателями, неуказание имени автора при использовании произведения.

 

 

Библиографический список:

НПА:

 

1. Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ] // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

2. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 2 октября 1979 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с.

3. Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 г. "О сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав"//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с.

4. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрено в Париже 24 июля 1971 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с.

5. Директива Европейского совета от 25 октября 1993 г. "О согласовании сроков защиты авторских прав"//Право Европейского Союза. Документы и комментарии. М.: Терра, 1999. 890 с.

6. Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон:[принят Гос. Думой 24мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня1996 г.]// Собрание законодательства РФ. 1996. – №25 (часть 1). Ст. 2954.

7. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. от 23 декабря 2003 г.) и часть вторая от 22 декабря 1995 г. N 14-ФЗ (с изм. от 26 марта 2003 г.). М.: ИНФРА-М, 2004. 512 с.

8. Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РСФСР от 24 августа 1964 г. (в ред. от 26 ноября 2001 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с.

9.  Российская Федерация. Законы. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 26 декабря 2001 г. (с изм. и дополн. от 22 июля 2005 г.)//М.: Проспект, 2005. 320 с.

10. Постановление Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 "О минимальных ставках авторского вознаграждения за некоторые виды использования произведений литературы и искусства"//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с.

11. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с.

12. Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 (с изм. и дополн. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах". М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 40с.

13.

Учебная литература:

 

1. Ананьева Е.В. Защита личных неимущественных прав автора: продолжение истории одного судебного дела//Современное право. 2002. N 4. С. 22-27.

2.  Космовская И.Л. Защита авторских прав. Особенности отдельных видов объектов. Авторский договор//Юридический мир. 1998. N 9-10. С. 86-90.

3. Ананьева Е.В. Судебная практика РАО в 2001 году//Современное право. 2002. N 6. С. 12-17.

4. Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения. М.: Юристъ, 2002. 288 с.

5. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах": Судебная практика. М.: Экзамен, 2002. 350 с.

6. Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". М.: Экзамен, 2005. 381 с.

7. Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятия. Система. Задачи кодификации: Сборник статей/Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003. 416 с.

8. Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение: Научно-практическое пособие. М.: Весь мир, 2004. 464 с.

9. Защита авторских и смежных прав по законодательству России/Под ред. И.В. Савельевой. М.: Экзамен, 2002. 288 с.

10. Куркова Н. Административно-правовая защита авторских и смежных прав//Российская юстиция. 2002. N 7. С. 27, 28.

11. Макагонова Н.В. Авторское право: Учебное пособие. М.: Юридическая литература, 1999. 240 с.

12. Максимова Л.Г. Авторское право: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2005. 383 с.

13. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. М.: Экзамен, Право и закон, 2004. 272 с.

14. Сенайский В.И. Русское гражданское право. М.: Статут, 2002. 550 с.

15. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Проспект, 2004. 743 с.

16. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права//Законодательство. 2002. N 8. С. 15-22.


[1] Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах": Судебная практика. М.: Экзамен, 2002. 350 с.

 

[2] Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 2 октября 1979 г.)//Авторское право в Российской Федерации. Сборник нормативных документов. М.: Вершина, 2003. 255 с

[3] Космовская И.Л. Защита авторских прав. Особенности отдельных видов объектов. Авторский договор//Юридический мир. 1998. N 9-10. С. 86-90.

 

[4] Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону РФ "Об авторском праве и смежных правах". М.: Экзамен, 2005. 381 с

[5] Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. от 23 декабря 2003 г.) и часть вторая от 22 декабря 1995 г. N 14-ФЗ (с изм. от 26 марта 2003 г.). М.: ИНФРА-М, 2004. 512 с.

 

[6] Российская Федерация. Законы. Гражданский кодекс РФ, часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (с изм. от 23 декабря 2003 г.) и часть вторая от 22 декабря 1995 г. N 14-ФЗ (с изм. от 26 марта 2003 г.). М.: ИНФРА-М, 2004. 512 с.

[7] Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятия. Система. Задачи кодификации: Сборник статей/Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003. 416 с.

 

[8] Максимова Л.Г. Авторское право: Учебное пособие. М.: Гардарика, 2005. 383 с.

 

[9] Дворянкин О.А. Защита авторских и смежных прав. Ответственность за их нарушение: Научно-практическое пособие. М.: Весь мир, 2004. 464 с.

[10] Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ: Учебник. 2-е изд., перераб. и дополн. М.: Проспект, 2004. 743 с.

 

[11] Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 (с изм. и дополн. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах". М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 40с

[12]Дозорцев В.А. Интеллектуальные права: Понятия. Система. Задачи кодификации: Сборник статей/Исследовательский центр частного права. М.: Статут, 2003. 416 с.

 

[13] Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 (с изм. и дополн. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах". М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 40с

[14] Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 (с изм. и дополн. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах". М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 40с.

 

[15] Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 (с изм. и дополн. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах". М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 40с.

 

[16] Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 (с изм. и дополн. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах". М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 40с.

 

[17] Закон РФ от 9 июля 1993 г. N 5352-1 (с изм. и дополн. от 20 июля 2004 г.) "Об авторском праве и смежных правах". М.: ТК Велби, Проспект, 2005. 40с.

[18] Ананьева Е.В. Защита личных неимущественных прав автора: продолжение истории одного судебного дела//Современное право. 2002. N 4. С. 22-27.

 

[19] Российская Федерация. Законы. Кодекс РФ об административных правонарушениях от 26 декабря 2001 г. (с изм. и дополн. от 22 июля 2005 г.)//М.: Проспект, 2005. 320 с

[20] Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон:[принят Гос. Думой 24мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня1996 г.]// Собрание законодательства РФ. 1996. – №25 (часть 1). Ст. 2954.

 

[21] Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон:[принят Гос. Думой 24мая 1996 г.: одобр. Советом Федерации 5 июня1996 г.]// Собрание законодательства РФ. 1996. – №25 (часть 1). Ст. 2954.

[22] Российская Федерация. Законы. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 [с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ] // Собрание Законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

 







double arrow
Сейчас читают про: