Понятие фонетико-фонематического недоразвития речи, специфика проявления нарушения

 

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи является нарушением формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие изъянов восприятия и произношения фонем. К этому типу нарушенного речевого развития относятся, прежде всего, ринолалия и дизартрия, а также дислалия с недостатками фонематического слуха.

При фонетико-фонематическом недоразвитии наблюдается недостаточная четкость и выразительность произношения. Выработка звуковых дифференцировок затруднена, что проявляется в смешивании звуков и замене одного звука другим в произношении. Как правило, нарушено фонематическое восприятие тех звуков, которые неправильно произносятся. В некоторых случаях наблюдаются нарушения слоговой структуры слова, перестановки и пропуски слогов. Чаще всего это бывает в словах со сложной слоговой структурой. Иногда выраженное фонематическое недоразвитие маскируется относительно хорошим произношением звуков и оказывается в таких случаях во время обучения грамоте, вызывая большие трудности.

Несформированность звукового анализа при фонетико-фонематическом недоразвитии речи приводит к осложнениям в овладении письменным языком и ошибкам на письме. В целом уровень владения письменным языком полностью определяется уровнем речевого развития.

Фонетико-фонематическое недоразвитие может быть выражено в разной степени.

При легкой степени указано на недостатки в различении и трудности в анализе только тех звуков, произношение которых нарушено. В другом звуковой анализ слова и слоговой структуры доступен ребенку.

При более выраженной степени не различаются многие звуки из нескольких фонетических групп. При этом их артикуляция может быть достаточно сформирована.

Глубокое недоразвитие означает, что ребенок не дифференцирует звуки в слове, не может выделить и определить их последовательность.

Таким образом, при фонетико-фонематическим недоразвитии наблюдаются недостатки произношения, так и фонематического восприятия, и относительная зависимость последнего от выраженности дефектов произношения.

Психологические особенности детей с фонетико-фонематическим недоразвитием изучены недостаточны.

По данным педагогов им свойственны неустойчивость внимания, отвлечение, плохое запоминание речевого материала, многочисленные ошибки при выполнении речевых заданий (Р.Е. Левина и др.) [16].

Специальное изучение моторики старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием показало, что примерно у трети из них отмечались значительные трудности в выполнении заданий на статическую и динамическую координацию, движения их были нечеткими и замедленными, а ряд задач на одновременные движения они вообще не могли выполнить. Еще одна треть детей выполняли движения, но с ошибками. У остальных наблюдались лишь незначительные погрешности.

Наибольшее отставание проявлялось в развитии мелкой моторики пальцев рук, общей координации движений и артикуляционной моторики.

У части детей с фонематическим недоразвитием речи в наибольшей степени затруднено переключение с одного вида движения на другой, есть и такие, у которых страдает вся двигательная система: затруднены сложные координированные движения, мелкая моторика пальцев и артикуляционная моторика.

Специальные исследования эмоционально-волевой сферы детей с фонетико-фонематическим недоразвитием не публиковались. Однако к этой категории детей применимы общие для всех нарушения развития речи характеристики. Так, Р.Е. Левина в книге «Основы теории и практики логопедии» писала: «Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказываться на формировании всей психической жизни ребенка... Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм, которые усугубляют влияние неполноценной речи на формирование психики ребенка» [16, с. 48].

Н.С. Варенцова и Е.В. Колесникова отмечают, что дефекты фонетического оформления речи при ринолалии (как уже было сказано, эти недостатки речи могут относиться и к общему недоразвитию речи, и к фонетико-фонематическому недоразвитию) ведут к вторичным изменениям. Это затрудняет их общение с другими детьми и с взрослыми, следствием чего становится замкнутость, застенчивость, раздражительность [5].

Изучая психолого-педагогические особенности детей с дизартрией, Р.И. Мартынова указывает на неустойчивое поведение, что проявляется в виде нервных срывов, в аффекте, злобности, раздражительности, негативизм [19].

Е.М. Мастюкова отмечает, что повышенная возбудимость, истощаемость, колебания настроения, суетливость присутствуют у детей с дизартрией, как в дошкольном, так и в школьном возрасте. У некоторых из них наблюдаются реакции истероидного типа, у других проявляется заторможенность в новой обстановке, пугливость [20].

Импульсивность, неадекватные отношения со сверстниками и взрослыми, переходы от доброжелательности до негативизма, обидчивости имеют место даже при стертой форме дизартрии.

При успешной коррекции недостатков произношения в дошкольном возрасте, эти дети оказываются подготовленными к школьному обучению. В тех случаях, когда нарушения произношения сочетаются с дефектами фонематического восприятия, трудности звукового анализа ведут к многочисленным ошибкам на письме.

Таким образом, фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процессов формирования произношения у детей с различными речевыми расстройствами из-за дефектов восприятия и произношения фонем. В фонетико-фонематическом недоразвитии детей выявляется несколько состояний: трудности в анализе нарушенных в произношении звуков; при сформированной артикуляции неразличение звуков, относящихся к разным фонетическим группам; невозможность определить наличие и последовательность звуков в слове.

 

Выводы по главе 1

Первая глава курсовой работы была посвящена изучению теоретических основ интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. По результатам исследования были сформулированы следующие выводы.

Вопросы особенностей интонационной стороны речи дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи широко освещали в своих трудах Е.А. Брызгунова, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия, Н.А. Никашина, Г.А. Каше, Л. В. Щерба и др.

Роль интонационной стороны речи чрезвычайно важна. Прежде всего, она обеспечивает оформление фраз как целостных смысловых единиц, и, вместе с тем, обеспечивает передачу информации о коммуникативном типе высказывания, об эмоциональном состоянии говорящего. Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным для решения коррекционных задач, для овладения интонационными характеристиками речи.

Самым распространенным дефектом у детей дошкольного возраста являются нарушение звукопроизношения. К данной группе относятся дети, у которых наблюдается неправильное произношение отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков при нормальном физическом слухе. Фонетико-фонематическое недоразвитие – это нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. Можно выделить основные проявления, характеризующие это состояние: недифференцированное произношение пар или групп звуков; замена одних звуков другими; смешение звуков.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: