Основы организации и проведения научного исследования в сфере физической культуры

Цель - сформировать у студентов навыки научного мышления, передать знания о методах ведения и способах оформления результатов научных исследований.

Студент должен знать:

· - логику научно-исследовательской работы, в частности, методологию теории и методики физического воспитания, оздоровительной физической и спортивной тренировки;

· -основные этапы тренировки

· -организацию и методику проведения научного исследования;

· - основные методы исследования, применяемые в области физической культуры и спорта;

· - способы и виды литературно-графического оформления результатов научного исследования организации и проведения научно исследовательской работы в физическом воспитании и спорте.

«Современная система физкультурного образования»

Важным фактором гуманизации высшего образования, влияющим на эффективность подготовки будущих специалистов по физической культуре является расширение форм и сроков обучения, многообразие дополнительных специальностей и курсов по выбору. В соответствии с основными положениями концепции перехода к многоуровневому образованию, студентам должна быть предоставлена возможность максимального выбора различных образовательных и профессиональных программ и путей их освоения.

Другим значимым аспектом гуманизации высшей школы является гуманитаризация, которая должна обеспечить общекультурное, духовное развитие личности студента, сориентировать его в мире общечеловеческих ценностей, развить способность к качественному анализу явлений и процессов. Актуальным требованием является также сопоставимость нашей системы высшего физкультурного образования с соответствующими системами зарубежных стран, обеспечение эквивалентности, взаимопризнания дипломов. В существующих программах по подготовке специалистов недостаточно четко выделены предметы (курсы), целью которых бы являлось объединение теоретических циклов в единое целое. Обеспечение подготовки будущих специалистов по физической культуре в свете названных тенденций должно строиться на основании учета многих факторов (социальных, экономических, психолого-педагогических и т.д.). На наш взгляд, организация личностно-ориентированного образования при подготовке специалистов на факультетах физической культуры и спорта, вооружение их более широкими возможностями адаптации к будущей профессиональной деятельности не может быть осуществлена при обучении студентов - не спортсменов (массовые разряды) по одним и тем же программам обучения, по которым учатся и студенты-спортсмены профессиональной направленности. В зарубежных странах давно уже сложились устойчивые традиции децентрализации высшего образования с той или иной степенью унификации. При таком подходе в высшей школе нельзя представить какую-то жесткую структуру, не позволяющую отклоняться от программы, расписания, объема содержания образования. Каждый ВУЗ имеет свои учебные планы, учебные программы, сроки обучения, технологии контроля и оценки успеваемости. Задачи исследования: 1. На основе изучения отечественной и зарубежной литературы описать сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в ВУЗах в процессе обучения студентов-спортсменов как проблему, требующую специальной проработки и поиска новых научно-методических подходов к ее решению.

· 2. Изучить и теоретически обобщить опыт зарубежных стран в подготовке специалистов их высококвалифицированных спортсменов в системе профессионального и непрофессионального физкультурного образования.

· 3. Определить требования к подготовке специалистов на факультетах физической культуры и спорта, позволяющие им решать задачи по физическому воспитанию и физкультурному образованию детей школьного возраста.

· 4. Разработать практические рекомендации к составлению индивидуальных программ обучения, определению форм и сроков получения профессионального физкультурного образования студентами-спортсменами.

Рабочая гипотеза. Предполагалось, что студенты-спортсмены, обучающиеся по индивидуальным программам с измененным сроком обучения и специально отобранным содержанием образования, будут более успешно подготовлены к профессиональной деятельности и быстрее адаптируются к изменяющимся условиям реализации своей профессии в обществе.

Объект исследования. Структура и содержание процесса обучения студентов-спортсменов факультета физической культуры и спорта педагогических ВУЗов высокой квалификации (мастера спорта, члены сборной команды России, игроки команды мастеров). Предмет исследования. Система организации учебного процесса на факультете физической культуры и спорта студентов-спортсменов по индивидуальным программам, учитывающим квалификацию, занятость, уровень довузовской подготовки; расписание, объем содержания образования и выявление эффективности подготовки по экспериментальной программе. Научно-теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что впервые в теории и методике физического и общекультурного образования в педагогических ВУЗах России становится проблема необходимости разработки особых индивидуализированных и специализированных программ подготовки для студентов-спортсменов.

Разработка учебных программ по любому из школьных предметов, отвечающих требованиям жизни и общества, запросам педагогической деятельности, относится к категории «вечных» проблем теории и практики школьного образования. Обозначенный статус проблемы обусловлен постоянно возникающими противоречиями между образовательно-воспитательными возможностями заложенных в учебные программы целей и растущими требованиями жизни и общества к уровню культуры и образованности подрастающего поколения. Одними из наиболее значимых факторов полноценной реализации любых проявлений личности в выполнении каких-либо социальных функций являются состояние здоровья и уровень трудоспособности, приобретаемые в значительной мере при условии вовлечения этой личности в систему рационально организованного физического воспитания. Успешность реализации функций предмета «Физическая культура» напрямую зависит от соответствия учебной программы тем требованиям, которые предъявляются к ней как к нормативно-дидактическому документу. Подобный документ, во-первых, моделирует содержание предмета на уровне учебного материала, включаемого в реальный педагогический процесс, а во-вторых, регламентирует взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся в достижении единой конечной цели. Главными критериями полноценности программы являются, во-первых, полнота отражения в ней целей и задач конкретного учебного предмета как органической части целостного содержания общего школьного образования; во-вторых -- соответствие цели и задач возрастным возможностям учащихся, задачам и условиям работы современной общеобразовательной школы; в-третьих, соответствие содержания и структуры программы дидактическим нормативам, обоснованным в современной концепции содержания общего среднего образования. Исходя из запросов современного общества необходимо принять меры к перестройке физического воспитания в школе, прежде всего уточнить цели и задачи школьной системы физического воспитания в существующих программах, сравнить их с аналогичными западными образцами.

Учитывая, что состояние здоровья школьников вызывает серьезную тревогу, целью их физического воспитания следует признать решение оздоровительных задач. Однако свести суть физического воспитания к решению только оздоровительных задач -- это значит существенно обеднить смысл и назначение физического воспитания в целом. Одними средствами физического воспитания добиться здоровья школьников невозможно. Занятия физической культурой -- лишь одно из условий, от которых зависит здоровье ребенка.

Еще один вид задач -- задачи, направленные на углубленное изучение одного вида спорта (баскетбола, волейбола). В. И. Лях и другие полагают, что цель физического воспитания заключается в содействии всестороннему развитию личности. Иного мнения придерживается В. Н. Шаулин: «Декларирование всесторонности (всесторонность недостижима по определению: нельзя охватить все, распылять внимание) отвлекает от основного, затмевая тем самым истинные намерения». По его мнению, физическое воспитание должно быть направлено на разностороннее развитие личности. Задачи носят образовательный характер, акцент делается на обучении школьников двигательным навыкам и умениям, их вооружении умениями и способами самостоятельного воздействия на свою телесность, получении знаний о своем организме на занятиях по физической культуре.

Рассмотрим постановку целей и задач физкультурного образования в странах Европы. В большинстве стран Западной Европы цели и задачи физического воспитания учащихся школ формируются на государственном (Бельгия, Италия, Люксембург, Португалия, Франция), региональном (Германия, Испания, Швейцария) или на местном уровнях. Однако при всех этих подходах в странах Европейского содружества (ЕС), Швейцарии, Австрии и скандинавских странах во главу угла поставлены индивид, социальное развитие отдельного ученика, его спортивное и социальное действие, а само физическое воспитание рассматривается как важная, ничем не заменяемая часть общего воспитания. Отмечается определяющая роль движения, игры и спорта в общем развитии личности ребенка и молодежи.

В качестве целей физического воспитания называются содействие гармоничному физическому и психическому развитию, удовлетворение потребностей в движении и игре, содействие общему развитию личности в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой, социальной, а также в телесной и двигательной областях. Встречаются и такие формулировки целей и задач, как овладение основами популярных видов спорта и по возможности выработка умения самостоятельно действовать в течение всей жизни, содействие укреплению физического и общего здоровья, улучшение качества жизни.

Другие значимые цели и задачи физического воспитания -- введение ребенка в спортивную деятельность, освоение им таких двигательных навыков, как ходьба, бег, прыжки, ползание, лазанье, подъем и переноска тяжестей, метание, равновесие, защита, постижение жестов человеческой моторики и тем самым развитие способностей к действию и приспособлению к окружающему миру, в котором усиливаются процессы урбанизации и индустриализации. Правильно организованное физическое воспитание гарантирует освоение таких способов поведения, которые значимы в сегодняшнем обществе: действия безопасности, передвижения, плавания, утилитарные жесты. Физическое воспитание может также помочь снизить внутреннее напряжение, особенно с помощью музыки, содействует выработке эстетических вкусов (чувств).

Важным фактором в современном мире является все большее осознание физической культуры, как части общей культуры личности и общества. Однако наряду с феноменом физической культуры возникает и развивается, приобретая самостоятельный статус, феномен спорта. Это достаточно разноликое и полифункциональное явление, которое с трудом вписывается в единое понятие. Достаточно сказать, что к спорту мы относим и катание на яхтах, и игру в шахматы, авиамодельный спорт и многое другое, где ядром деятельности становится соревнование и достижение победы. Общим предметным основанием физической культуры служит культура двигательной деятельности. Взаимодействие и взаимовлияние форм культуры свойственны и реформы физической культуры. Условия жизнедеятельности обеспечивают развертывание процессов формирования культуры двигательной деятельности, которая развивает процесс формирования физической и спортивной культуры личности. Цель физкультурного образования - всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности - самореализации человека в развитии своих духовных и физических способностей посредством физкультурной деятельности, освоения им других ценностей физической культуры.

Физическая культура способствует развитию интеллектуальных процессов - внимания, точности восприятия, запоминания, воспроизведения, воображения, мышления, улучшают умственную работоспособность. Здоровые, закаленные, хорошо физически развитые юноши и девушки, как правило, успешно воспринимают учебный материал, меньше устают на уроках в школе, не пропускают занятий из-за простудных заболеваний. Физическая культура - это и важнейшее средство формирования человека как личности. Занятия физическими упражнениями позволяют многогранно влиять на сознание, волю, на моральный облик, черты характера юношей и девушек. Они вызывают не только существенные биологические изменения в организме, но в значительной мере определяют выработку нравственных убеждений, привычек, вкусов и других сторон личности, характеризующих духовный мир человека.

ВУЗы России уже начали делать первые шаги по пути совершенствования своей системы образования в соответствии с требованиями научно-технического прогресса, потребностями страны, вошедшей в рыночную экономику, демократического государства и цивилизованного общества. В настоящее время активно используется опыт зарубежных стран в сфере образования, который долго игнорировала официальная педагогическая наука.

Глобализация -- процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции и унификации. Глобализация представляет собой процесс втягивания мирового хозяйства, совсем недавно понимаемого как совокупность национальных хозяйств, связанных друг с другом системой международного разделения труда, экономических и политических отношений, в рынок и тесное переплетение их экономик на основе транснационализации и регионализации. На этой базе происходит формирование единой мировой сетевой рыночной экономики - геоэкономики и её инфраструктуры, разрушение национального суверенитета государств, являвшихся главными действующими лицами международных отношений на протяжении многих веков. Для культурной глобализации характерно сближение деловой и потребительской культуры между разными странами мира и рост международного общения. С одной стороны, это приводит к популяризации отдельных видов национальной культуры по всему миру. С другой стороны, популярные международные культурные явления могут вытеснять национальные или превращать их в интернациональные. Многие это расценивают как утрату национальных культурных ценностей и борются за возрождение национальной культуры.

Гуманизация -- реализация принципа мировоззрения, в основе которого лежит уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию. Благо человека согласно. Гуманизация - конечная цель общества. Отношения равенства, справедливости и человечности - норма отношений между людьми. В области труда гуманизация - это система нравственных, психологических, эстетических, правовых, экономических и технических мер с целью превращения труда в источник субъективного удовлетворения и развития личности. Гуманизация образования направляется на подготовку гуманистической личности и исходит из признания самоценности человека, его прав на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей. В основе гуманизации образования - человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие, создание для этого подлинно человеческих условий.

Демократизация образования процесс утверждения и внедрения принципов демократии в образовательной сфере. Демократическая система воспитания предполагает ориентацию на ряд важных педагогических условий: равенство членов общества независимо от социального положения, пола, национальной, религиозной, расовой принадлежности. Ей присуща такая организация учебного процесса, при которой формируется человек, способный свободно, творчески мыслить и работать.

Компьютеризация в широком смысле слова -- процесс внедрения электронно-вычислительной техники во все сферы жизнедеятельности человека, процесс расширения применения компьютерной техники в экономике, хозяйстве

Интеллектуализация -- психологический процесс, относимый к механизмам психологической защиты, заключающийся в бессознательной попытке «абстрагироваться» от своих чувств. Интеллектуализация считается более сложной формой такого защитного механизма как «изоляция», однако если при изоляции человек, обычно, считает, что не испытывает изолированных им чувств, то при интеллектуализации он признаёт за собой некоторые эмоции (хотя, часто, недооценивает их силу и значение). Используя эту защиту человек как бы переводит свои эмоциина абстрактный, интеллектуальный уровень, рассуждая о них как об неких теоретических понятиях, имеющих к нему некоторое отношение. Полноценное переживание при этом отсутствует. Эта защита чрезвычайно эффективна, так как позволяет снижать зависимость собственного поведения от эмоций, без полной потери информации об этих эмоциях. Поведение интеллектуализирующего человека в эмоционально насыщенной ситуации часто воспринимается как взрослое, зрелое, предсказуемое, и одобряется социумом. Это делает данную защиту довольно привлекательной для многих людей.

Физкультурное образование система подготовки преподавателей физического воспитания и преподавателей-тренеров (по видам спорта) для учебных заведений всех типов, физкультурно-спортивных организаций, учреждений и др., отрасль педагогического образования. Зародилась в 1-й половине 19 в., когда в ряде стран Зап. Европы (Дания, Швеция, Франция, Германия и др.) появились первые учебные заведения для подготовки учителей гимнастики (как системы физических упражнений, методических приёмов, используемых для укрепления здоровья и всестороннего физического развития), в России - в середине 19 в. в военных учебных заведениях, например в Стрелковой офицерской школе, фехтовально-гимнастических кадрах (курсах) в Петербурге. В 1896 П. Ф. Лесгафт организовал в Петербурге специальные курсы воспитательниц и руководительниц физического образования, явившиеся прообразом современных вузов физической культуры. В 1909 открылась петербургская Главная офицерская фехтовально-гимнастическая школа, по образцу которой стали создаваться школы в военных округах. Подготовка инструкторов по гимнастике и спорту велась также на курсах при спортивных обществах, союзах, клубах.

Образование, которое осуществляется в сфере физической культуры, имеет различную направленность, позволяющую с определенной условностью выделить такие его разновидности, как общее, специальное и профессиональное физкультурное. В первом случае имеются в виду и процесс и результат, который достигается в итоге реализации учебно-воспитательного процесса по предмету "Физическая культура" в школах, гимназиях, колледжах, училищах, техникумах, вузах. Составляющими общего физкультурного образования являются знания, двигательные умения, двигательные качества и конкретные практические достижения, которые нужны всем и каждому, чтобы их усвоение позволило человеку компетентно использовать физическую культуру для укрепления здоровья, поддержания требуемого уровня формирования телосложения, для развития физических способностей, моральных и волевых качеств.

Физкультурное образование с выраженной особенностью получают дети, подростки, юноши, молодежь, занимающиеся в детских, юношеских и молодежных спортивных школах различных типов и направленности.

Профессиональное физкультурное образование отличается еще большей специфичностью, наличием фундаментальных социально-философских, медико-биологических, психолого-педагогических оснований, позволяющих управлять процессом формирования физической культуры личности учащегося, спортивной подготовки детей, подростков, молодежи; реализовать возможности физической культуры для лечебно-восстановительной или военной подготовки и других целей. Оно осуществляется в учреждениях среднего (училища, колледжи, техникумы) и высшего профессионально-педагогического (факультеты физической культуры педагогических институтов и университетов, институты и академии физической культуры) образования. Носителями такого образования являются учителя физической культуры, тренеры по видам спорта, инструкторы физической культуры, лечебной и производственной гимнастики и др. Очевидно, что данный вид физкультурного образования возникает лишь тогда, когда формируется "поле" деятельности его носителя (учителя, преподавателя, тренера, инструктора), т.е. когда в учебных заведениях общего или профессионального образования преподается предмет "физическая культура", формируется сеть детско-юношеских и молодежных спортивных школ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: