Средства физической культуры

Основное средство физической культуры - физические упражнения. Существует физиологическая классификация упражнений, в которой вся многообразная мышечная деятельность объединена в отдельные группы упражнений по физиологическим признакам. Устойчивость организма к неблагоприятным факторам зависит от врожденных и приобретенных свойств. Она весьма подвижна и поддается тренировке как средствами мышечных нагрузок, так и различными внешними воздействиями (температурными колебаниями, недостатком или избытком кислорода, углекислого газа). Отмечено, например, что физическая тренировка путем совершенствования физиологических механизмов повышает устойчивость к перегреванию, переохлаждению, гипоксии, действию некоторых токсических веществ, снижает заболеваемость и повышает работоспособность. У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности. К числу основных физических (или двигательных) качеств, обеспечивающих высокий уровень физической работоспособности человека, относят силу, быстроту и выносливость, которые проявляются в определенных соотношениях в зависимости от условий выполнения той или иной двигательной деятельности, ее характера, специфики, продолжительности, мощности и интенсивности. К названным физическим качествам следует добавить гибкость и ловкость, которые во многом определяют успешность выполнения некоторых видов физических упражнений. Значительная группа физических упражнений выполняется в строго постоянных (стандартных) условиях как на тренировках, так и на соревнованиях; двигательные акты при этом производятся в определенной последовательности. В рамках определенной стандартности движений и условий их выполнения совершенствуется выполнение конкретных движений с проявлением силы, быстроты, выносливости, высокой концентрации при их выполнении. Две большие группы физических упражнений, связанные со стандартностью или нестандартностью движений, в свою очередь, делятся на упражнения (движения) циклического характера (ходьба, бег, плавание, гребля, передвижения на коньках, лыжах, велосипеде и т.п.) И упражнения ациклического характера (упражнения без обязательной слитной повторяемости определенных циклов, имеющих четко выраженные начало и завершение движения: прыжки, метания, гимнастические и акробатические элементы, поднимание тяжестей). Общее для движений циклического характера состоит в том, что все они представляют работу постоянной и переменной мощности с различной продолжительностью.

К средствам физической культуры относятся не только физические упражнения, но и оздоровительные силы природы (солнце, воздух и вода), гигиенические факторы (режим труда, сна, питания, санитарно-гигиенические условия). Использование оздоровительных сил природы способствует укреплению и активизации защитных сил организма, стимулирует обмен веществ и деятельность физиологических систем и отдельных органов. Чтобы повысить уровень физической и умственной работоспособности, необходимо бывать на свежем воздухе, отказаться от вредных привычек, проявлять двигательную активность, заниматься закаливанием.

Известно, что одно и то же упражнение может вызвать разную ответную реакцию организма и, наоборот, выполнение разных физических упражнений может привести к одному и тому же результату. Данное обстоятельство является ярким свидетельством того, что сами по себе физические упражнения не наделены какими-то постоянными свойствами, позволяющими во всех случаях достичь равной эффективности. Об этом, к сожалению, часто забывают те, кто слепо копирует чью-то, казалось бы, очень эффективную методику, не получая при этом желаемого результата. Следовательно, знание факторов, обусловливающих эффективность воздействия физических упражнений, позволяет повысить степень целенаправленности и продуктивности их использования. Всё многообразие таких факторов может быть сгруппировано следующим образом:

· * Личностные характеристики занимающихся. Характер и конечная результативность используемых физических упражнений в очень значительной мере зависит от того, насколько сформированной является ценностно-мотивационная направленность деятельности, от того, насколько человек способен проявить свои нравственные и волевые качества в процессе достижения поставленных целей.

· * Научные факторы. Характеризуют меру познания человеком закономерностей функционирования организма, умение использовать эти знания в процессе воздействия физическими упражнениями на его развитие. Незнание определённых законов, принципов, правил приводит к низкой эффективности используемых упражнений, а нередко, приносит вред организму, может являться причиной плохого самочувствия, потери сознания, повреждающего воздействия на организм.

· * Методические факторы. Объединяют обширную группу требований, которые необходимо соблюдать при использовании физических упражнений. Среди них особенного внимания заслуживают такие как оптимальная дозировка и учёт явления последействия.

Оптимальная дозировка предполагает строгую избирательность таких характеристик нагрузки как: продолжительность, интенсивность, количество повторений, длительность отдыха, его характер и др. в зависимости от индивидуальных особенностей и возможностей занимающихся, условий и конкретных задач занятий. Учёт явлений последействия предполагает умение фиксировать, правильно понимать и оценивать те функциональные изменения в организме, которые произошли под воздействием нагрузки от предыдущего упражнения или предыдущего занятия. В зависимости от характера применяемых нагрузок такое последействие может либо повышать, либо, наоборот - существенно понижать эффект от последующих упражнений. При этом необходимо знать, что уровень последействия зависит от многих причин: состояния занимающихся, их возраста, уровня подготовленности и др. Поэтому учёт эффектов последействия является ведущим требованием при разработке комплексов физических упражнений.

· * Гигиено-санитарные факторы. Являются решающими при реализации задач оздоровительной направленности. Нарушение питания, правильного чередования работы и отдыха, несоблюдение суточного режима могут свести к нулю любые положительные сдвиги, достигнутые в процессе использования физических упражнений.

· * Метеорологические факторы. В зависимости от температуры и других условий окружающей среды должны изменяться состав используемых упражнений и параметры применяемых нагрузок. Несоблюдение этих требований ведёт к снижению эффективности физических упражнений, или даже создаёт угрозу их отрицательного воздействия.

· * Материальные факторы также оказывают существенное влияние на эффективность используемых упражнений. При одних и тех же других условиях, использование более качественного оборудования, инвентаря, специальной одежды, обуви способствует более качественному выполнению упражнений, а значит и повышению эффективности их воздействия.

· * Комплексность воздействий всех средств физического воспитания - важнейший фактор, определяющий результативность используемых физических упражнений. Акцент только на применении тех или иных комплексов физических упражнений, без должного учета и использования гигиенических и природных факторов, эффективных средств восстановления и стимулирования физиологических функций организма, существенно снижает эффективность физических упражнений, приводит к необходимости дополнительной траты времени и сил для достижения одного и тог же результата.

Классифицировать физические упражнения-- значит логически представлять их как некоторую упорядоченную совокупность с подразделением на группы и подгруппы согласно определенным признакам.

В теории и методике физического воспитания создан целый ряд классификаций физических упражнений.

· 1. Классификация физических упражнений по признаку исторически сложившихся систем физического воспитания. Исторически в обществе сложилось так, что все многообразие физических упражнений постепенно аккумулировалось всего в четырех типичных группах: гимнастика, игры, спорт, туризм. Каждая из этих групп физических упражнений имеет свои существенные признаки, но главным образом они различаются педагогическими возможностями, специфическим назначением в системе физического воспитания, а также свойственной им методикой проведения занятий.

· 2. Классификация физических упражнений по их анатомическому признаку. По этому признаку все физические упражнения группируются по их воздействию на мышцы рук, ног, брюшного пресса, спины и т.д. С помощью такой классификации составляются различные комплексы упражнений (гигиеническая гимнастика, атлетическая гимнастика, разминка и т.п.).

· 3. Классификация физических упражнений по признаку их преимущественной направленности на воспитание отдельных физических качеств. Здесь упражнения классифицируются по следующим группам:

o -скоростно-силовые виды упражнений, характеризующиеся максимальной мощностью усилий (например, бег на короткие дистанции, прыжки, метания и т.п.);

o -упражнения циклического характера на выносливость (например, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, плавание и т.п.);

упражнения, требующие высокой координации движений (например, акробатические и гимнастические упражнения, прыжки в воду, фигурное катание на коньках и т.п.);

· -упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств и двигательных навыков в условиях переменных режимов двигательной деятельности, непрерывных изменений ситуаций и форм действий (например, спортивные игры, борьба, бокс, фехтование).

· 4. Классификация физических упражнений по признаку биомеханической структуры движения. По этому признаку выделяют циклические, ациклические и смешанные упражнения.

· 5. Классификация физических упражнений по признаку физиологических зон мощности. По этому признаку различают упражнения максимальной, субмаксимальной, большой и умеренной мощности. Все упражнения объединяют в три группы: соревновательные, специально-подготовительные и обще-подготовительные.

В любой классификации упражнений предполагается, что каждое из них обладает относительно постоянными признаками, в том числе по эффекту воздействия на выполняющего упражнение.

Естественные силы природы (солнечные лучи, воздух, вода) являются важным средством укрепления здоровья и повышения работоспособности. В физической культуре естественные силы могут быть использованы в двух направлениях:

во-первых, как сопутствующие условия занятий физическими упражнениями, когда естественные факторы среды дополняют, усиливают и оптимизируют воздействие физических упражнений (пр., занятия физическими упражнениями на свежем воздухе, при облучении солнечными лучами, в воде и т.п.).

во-вторых, как основное средство закаливания организма занимающихся. В этом случае естественные силы природы используются в виде специальных процедур (воздушные и солнечные ванны, купание и др.), в ходе которых воздействие естественных факторов дозируется определённым образом.

Пребывание на открытом воздухе ускоряет обменные процессы в организме, укрепляет сосуды, улучшает работу сердца, возбуждает мозговую деятельность, повышает общий тонус организма. В процессе занятий физическими упражнениями на свежем воздухе повышается приспособляемость организма человека к климатическим факторам и устойчивость к заболеваниям и стрессам.

В процессе целенаправленного использования естественных сил природы для закаливания организма выделяют четыре метода:

· - аэропрофилактика - обеспечение организма чистым воздухом с достаточным количеством кислорода; закаливание организма прохладным и холодным воздухом при наличии одежды; закаливание воздухом открытого тела (воздушные ванны);

· - гелиопрофилактика - закаливание организма солнечным облучением (солнечные ванны);

· - гидропрофилактика - купание в открытых водоёмах при воздействии воздушной среды и солнечной радиации;

· - смена климатических условий как способ закаливания организма (пр., систематическое раздражение кожи и слизистых холодным воздухом повышают устойчивость организма к неблагоприятным условиям внешней среды).

Благоприятные условия внешней среды усиливают положительное влияние физических упражнений, позволяют применять значительную нагрузку, организовывать рациональный отдых, вызывают у занимающихся положительные эмоции, бодрость и жизнерадостность.

С помощью физических упражнений и естественных сил природы можно развить имеющую большое значение сопротивляемость организма к неспецифическим воздействиям: укачиванию, вибрации, перегрузкам, состоянию невесомости и др. К разряду гигиенических факторов относятся мероприятия по личной общественной гигиене труда, быта, отдыха, питания, окружающей среды и т.п. В процессе выполнения физических упражнений, оказывающих разностороннее влияние на организм занимающихся, соблюдение гигиенических норм является обязательным, т.к. оно повышает эффект воздействия физических упражнений. Кроме того, при создании необходимых гигиенических условий большое значение имеет состояние материально-технической базы, спортивного оборудования, инвентаря, одежды. Существенную роль в процессе систематических занятий физическими упражнениями играет также научно обоснованный режим.

Таким образом, грамотное использование физических упражнений, естественных сил природы и гигиенических факторов позволяет успешно развивать физические и духовные качества людей, подготавливая их к успешной профессиональной и личной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: