Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования речи у дошкольников с алалией

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

 

ГУДЗЬ ВЕРА ВИТАЛЬЕВНА

направление подготовки 44.03.03. Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

группа З-СД(О)Л-17

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Логопедия. Системные нарушения речи (алалия), (афазия)»

 

РЕЧЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛАЛИЕЙ

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Абибуллаева Л.Ш.

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛАЛИЕЙ……………………………………………………………………...     6
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования речи у дошкольников с алалией……………….   6
1.2Основные причины и факторы возникновения алалии у детей …………. 12
Выводы по главе 1.............................................................................................. 16
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛАЛИЕЙ……………………   18
2.1Психолого-педагогические и речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией…………………………………………………………..   18
2.2Содержание и методы коррекционной работы при алалии у детей дошкольного возраста……………………………………………………....   25
Выводы по главе 2............................................................................................. 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.................................................................................................. 32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................... 35

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Воспитание речи у дошкольников является необходимым условием полноценного развития личности. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

В настоящее время все чаще встречаются дети с недоразвитием либо отсутствием речи, то есть алалией. В первую очередность это обусловлено неблагоприятной природной ситуацией во всем мире. Алкоголизм, наркомания и табакокурение родителей также оказывают огромное воздействие на самочувствие малыша во внутриутробный период развития.

Алалия представляет собой отсутствие речи или ее недоразвитие при учете хорошего слуха и нормального развития интеллекта ребенка. К возникновению алалии приводят органические нарушения корковых частей головного мозга. В отличие от афазии (расстройство ранее сформированной речи) алалия характеризуется полным отсутствием экспрессивной и импрессивной речевой деятельности. Реже у таких детей наблюдается скудный словарный запас с нечленораздельными звуками.

Свойственный им непростой симптомокомплекс языковых и неязыковых расстройств оказывает негативное воздействие не только на речевую коммуникацию, но в определенной ступени и на формирование познавательной деятельности, некоторых сторон личности, а часто мешает достижению важных для формирующейся личности потребностей и влечений.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. В норме регулирующая функция речи формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению. Современные исследования в области детской психологии выявили, что недоразвитие регулирующей функции речи является общим показателем аномального психического развития.

Формирование речи у дошкольников с алалией – одна из самых актуальных проблем современной логопедии. Умение ребенка связно выражать свои мысли дает возможность успешного обучения в школе.

Проблема детей, страдающих алалией, является объектом изучения учёных уже не одно десятилетие. Значительный вклад в изучение алалии внесли М. Е. Хватцев, Н. Н. Трауготт, Е. М. Мастюкова, С. Н. Шаховская и другие исследователи. Позднее развитие экспрессивной речи при алалии отмечают Г. В. Гуровец, В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина, В. К. Орфинская,                     Е. Ф. Соботович и другие.

А. К. Маркова и О. Н. Усанова описали трудности овладения слоговой структурой слова. В. А. Ковшиков, В. К. Воробьева отмечали качественное своеобразие лексики, нарушение процессов семантического выбора слов при программировании речевого высказывания.

Выше обоснованная актуальность изучаемой проблемы позволила определить тему для исследования в рамках данной курсовой работы: «Речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией».

Цель исследования – теоретическое изучение речевых особенностей детей дошкольного возраста с алалией.

Задачи исследования:

1. Проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования речи у дошкольников с алалией;

2. Рассмотреть основные причины и факторы возникновения алалии у детей;

3. Охарактеризовать психолого-педагогические и речевые особенности детей дошкольного возраста с алалией;

4. Обосновать содержание и методы коррекционной работы при алалии у детей дошкольного возраста.

Объект исследования – развитие речи у дошкольников с алалией.

Предмет исследования – особенности речевого развития детей дошкольного возраста с алалией.

Методы исследования: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 37 страниц.



ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С АЛАЛИЕЙ

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме формирования речи у дошкольников с алалией

Исследовали Л.С. Чутко и А.М. Ливинская под алалией понимают отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. Специфические, центрально оговоренные формы отсутствия или тяжелого недоразвития речи у детей с нормальным слухом и относительно сохраненным интеллектом впервые были описаны еще в конце XIX века [31].

Л. С. Волкова и С. Н. Шаховская в своем научном труде «Логопедия» отмечают: «Подробные описания случаев своеобразного, специфического отсутствия или тяжелого недоразвития речи у детей, имевших все предпосылки для ее усвоения, представлены в работах врачей: И. Франко,                А. Куссмауля, И.А. Бодуэна де Куртене, Р. Коэна, Г. Гутцмана (1894). В работах этих ученых высказываются суждения об этиологии, механизме, динамике, симптоматике, дифференциальной диагностике нарушения, осуществлялась дифференциация от других подобных состояний. Но еще не прослеживается единой точки зрения относительно характерологического определения нарушения» [20, c. 37].

Для определения алалии в зарубежной и отечественной специальной литературе на протяжении многих лет использовались различные термины. Использование разнообразной терминологии отражает различные представления ученых об этиологии, механизмах, динамике и симптоматике алалии.

Так Т. Г. Визель отмечает: «В работе врача-фониатра Р. Коэна термин «алалия» используется для характеристики отсутствия речи, которая не обусловлена артикуляционными нарушениями, а также первичными недостатками слуха. Автор описывает, что в 1830 г. Шультесс выделяет алалию (немоту) в отдельное речевое нарушение, алалия противопоставляется дислалии как полная невозможность артикулирования, что позже правомерно стало называться анартрией» [5, c. 29].

Весомый вклад в изучении алалии сделали российские и украинские ученые: Р. Е. Левина, В. К. Орфинская, Е. Ф. Соботович, Н. Н. Трауготт. В работах этих ученых описаны особенности речевого развития и структуры дефекта у детей с моторной алалией с учетом различных критериев: клинических, физиологических, психологических, лингвистических, психолингвистических [22; 24; 25; 26].

Исследователями Л. С. Чутко, А. М. Ливинской алалия определяется как «отсутствие или недоразвитие речи, вызванное органическими поражениями речевых зон коры головного мозга внутриутробно или в раннем возрасте»      [31, с. 18].

Педагог-психолог Р. Е. Левина алалию относит к группе нарушений структурно-семантического (внутреннего) оформления выражения. Она отмечает, что алалия входит к группе нарушений средств общения и в зависимости от глубины повреждения мозговых механизмов может быть соотнесена с общим недоразвитием речи и, иногда, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (в случае, когда дефект проявляется лишь на уровне звуковой стороны речи) [22].

Исследователи Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской научной работе «Логопедия» подчеркивали: «Впервые описание алалии осуществили                    А. Куссмауль и Р. Коэн. Но на первых этапах подход был симптоматический, внутренние особенности речевого механизма фактически не рассматривались, на первый план исследователи выдвигали моторную недостаточность»       [20, с. 80]. 

В. А. Калягин и Т. С. Овчинникова определяли алалию, как «врожденную аномалию» детей, которые совершенно неспособны произносить звуки и слоги, но в которых сохранены центры головного мозга, координация движений, а также те органы, которые необходимы для развития речи [16].

М. В. Белоусова дает следующее определение понятию: «алалия – функциональное нарушение тех центров и путей головного мозга, которые ответственны за состояние речи, главным образом это нарушение координации артикуляционных движений» [4, с. 17]. 

Большинство авторов, занимавшихся изучением факторов, влияющих на возникновение алалии среди которых В. А. Ковшиков, Р. Е. Левина,                  Е. Ф. Соботович, М. Е. Хватцев подчеркивали роль наследственности в ее этиологии, а именно наследственно обусловленное замедленное созревания определенных корковых структур головного мозга и ассоциативных волокон [17; 22; 25; 29].

А. Либман связывал неполноценность речи при алалии с интеллектуальной недостаточностью. М. Зееман считал, что речь не развивается из-за нарушения мозговых центров. А В. А. Ковшиков, отмечал ведущую роль в возникновении алалии постнатальных черепно-мозговых травм и асфиксии новорожденных [14; 17; 19].

Ряд ученых А.Р. Лурия и Е.Ф. Соботович и другие придерживались положения, что центральным симптомом нарушения речи при алалии является апраксия (недостаток артикуляционной моторики) [21; 25].

Также исследователями Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской выделены две формы апраксических расстройств: кинетическую (эфферентную) и кинестетическую (афферентную) [20].

Р. А. Белова-Давид отмечает имеющиеся у многих детей с алалией нарушения психической деятельности, расценивали их как патогенные факторы алалии. К этим факторам она относит нарушения мышления, интеллекта и эмоционально-волевой сферы и др [3].

Исследователи М В. Белоусова, Е. Е. Иванова, М. А. Уткузова, особо подчеркивали влияние расстройств произвольного внимания на формирование у детей алалии, но известно, что в онтогенезе внимание само формируется за счет развития психических процессов и речи [4].

Ранние этапы фонологической, лексической, семантической и синтаксической обработки языка центральной нервной системой могут происходить автоматически, вне фокуса внимания. 

У детей с алалией наблюдаются вторичные особенности интеллектуальных способностей, которые выражены неравномерностью их психического развития – гиперкомпенсацией за счет высокого развития конструктивного праксиса, зрелости образного мышления, сочетающаяся с недостаточностью в сфере вербально-логических функций.

Хотя исследователь Л. С. Выготский отмечает, что механизмы мышления, с позиции особенностей их развития, строения и функционирования, не находятся в тесной зависимости друг от друга, а являются автономными [8]. 

Алалия является сложным речевым расстройством и характеризуется целым комплексом взаимосвязанных между собой нарушений, поэтому некоторыми авторами она называется симптомокомплексом, ведущее место в котором занимает тяжелое недоразвитие речи.

В экспериментальных исследованиях В. А. Ковшикова подтверждается, что типичные для алалии речевые нарушения не находятся в причинной зависимости от состояния общей моторики и артикуляционных нарушений, а также от состояния мышления, эмоциональных расстройств [17].

Л.С. Выготский, Л.В. Щерба подчеркивают: «Значительно более серьезными являются нарушения деятельности усвоения и использования речи, которые случаются при алалии, через которые, собственно, ее и относят к группе речевых нарушений. Данные авторы также рассматривали алалию как своеобразную форму патологии речевой деятельности, которая относится к группе «языковых», «символических» расстройств, в основе которых лежит нарушение пост семантических языковых операций [8; 32]. 

Исходя из этого из этого Е. Ф. Соботович изучала алалию в психолингвистическом аспекте и определяла значительные речевые нарушение как трудности овладения и использования ребенком синтагматически и парадигматически организованных языковых единиц, связанных со звукосложной структурой слова, синтаксисом, словообразованием, морфологической словоизменением, процессами трансформации внутренней структуры высказывания в поверхностную, понимание сложных логико-грамматических конструкций и тому подобное [25].

Р. Е. Левина и Н. А. Никашина объясняли, что «оптико-гностические нарушения, которые проявляются в доразговорный период, затрудняют накопление предметных обобщений, что служит препятствием для нормального речевого развития» [23].

А. Н. Корнев в психологическом и нейролингвистическом анализе клинической картины речевого нарушения утверждает, что так называемое «общее» или первичное тотальное недоразвитие речи представлено двумя типами: алалическим и параалалическим. Предлагаемая дихотомия основана на разграничении синдромов с механизмами первично речевого уровня (алалический тип) и гностико-праксического уровня (паралалический тип) [18]. 

И. И. Демина связывает механизм алалии со слабостью процессов возбуждения и торможения, их инертностью, слабостью замыкающей функции коры головного мозга и нарушением взаимодействия сигнальных систем с преобладающей слабостью второй сигнальной системы [12]. 

Е. М. Мастюкова, характеризуя алалии с позиций нейроонтогенеза, определяет поражение диффузного характера (минимальная мозговая дисфункция). Автором определено нарушение механизмов внутренней речи [13].

Исследовательница Е. М. Мастюкова отмечает, что у детей есть специфические расстройства второй сигнальной системы, страдает формирование лабильных, пластических систем временных связей, или динамических временных связей и нарушается система опережения и обратной связи, то есть нарушается процесс внутреннего программирования будущей фразы. Также ученый, анализируя электроэнцефалограммы детей с алалией и выраженными интеллектуальными нарушениями, выявила патологические воздействия со стороны стволово-диэнцефальных мозговых структур [13].

По исследованиям Т. П. Хризман, В. Д. Еремеевой, Т. Д. Лоскутовой активно разрабатывалась гипотеза о влияние дефектов речи на функциональную асимметрию мозга. Исследованиями установлено, что чем сложнее речевых дефект, тем больше проявляется леворукость и амбидекстрия. Таким образом можно говорить о нарушениях доминантно-субдоминантных отношений в сторону уменьшения асимметрии [30].

В раннем возрасте ребенок понимает речь в основном правым полушарием мозга. Восприятие текстов аморфное, характеризуется нечеткостью их содержания и постижением общего смысла (важная роль просодических параметров: темпа, ритма, интонации, ситуации общения). С переходом к левополушарной латерализации ребенок понимает речь более дискретно: членящее услышанное на отрезки и соотносит их с принятыми в языке правилам и законам на основе полезных признак.

Важную роль в произвольной психической деятельности и речи в частности играют лобные участки, обеспечивают механическую имитацию услышанного, а осмысленную речевую деятельность. 

Т.Г. Визель в исследовании «безмолвных» детей определяет причину этого в незначительной роли сотрудничества логопедов, психологов с врачами и нейрофизиологами. Специальные дифференциально-диагностические исследования в рамках нейропсихологии и нейролингвистики в области речевых нарушений на сегодня являются достаточно фрагментарными, однако они имеют прямое отношение к проблеме алалии в частности [5].

Таким образом, проанализировав различные точки зрения исследователей на понятие «алалия» нами было выделено и обобщено следующее из них: алалия – неврологическое заболевание, при котором речь ребенка или недоразвита, или вообще отсутствует, и сопровождается данная патология слуховыми нарушениями или дисфункциями мозговой деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: