Основные причины и факторы возникновения алалии у детей

 

Появление алалии может быть также обусловлено внутриутробными энцефалитами, негативными условиями развития, интоксикацией плода, менингитом, врожденной отягощенностью, внутриутробной или прижизненной травмой головного мозга, микрокровоизлиянием, болезнями раннего детства с осложнением на мозг, инфекцией, минимальной мозговой дисфункцией и др. При изучении этиологии алалии исследователи отмечают биологические и социально-психологические факторы [1].

Среди основных причин, вызывающих алалию Г. В. Гуровец были выделены следующие:

– патологическое развитие плода;

– травмы головного мозга ребенка в раннем возрасте;

– наследственность;

– вредное психологическое воздействие [11].

Симптоматика алалии многообразна и является не только нарушением речевой функции. В каждом индивидуальном случае характер алалического синдрома зависит от тяжести и локализации органического поражения, от соматического состояния ребенка в общем, его интеллектуальных возможностей, возраста и окружающей среды.

Симптоматика алалии по мнению А. Р. Лурия представляет речевые и неречевые нарушения:

– неречевые – неврологические и психопатологические нарушения;

– речевые – нарушения устной речи (лексические, морфологические, синтаксические, фонематические, фонетические и др., заикание);

– нарушения письменной речи (дислексия, дисграфия разных форм в том числе и смешанная);

– нарушение функций и форм речи [21].

Вследствие того, что в основе различения форм алалии заложены разные критерии, имеются и разные классификации.

А.К. Маркова разработала классификацию по ведущему типу нарушения языковых систем: 4 формы моторной недостаточности, 4 формы сенсорной недостаточности и 2 формы (двигательно-зрительные расстройства) [22].

По В. А. Ковшикову существует импрессивная (сенсорная) алалия, при которой языковое расстройство характеризуется нарушением усвоения языковых единиц и правил их функционирования при сохранности смысловых и артикуляционных операций и экспрессивная (моторная) алалия [17].

Р. Е. Левина разделяет группы детей с нарушением: фонематического восприятия, психической активности, зрительного восприятия [22].

Е. Ф. Соботович выделяет алалии с нарушениями освоения парадигматической и синтагматической систем языка [25].

Моторная алалия – это системное недоразвитие экспрессивного речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсомоторных операций [13].

При моторной алалии ребенок понимает и слышит все, что говорят вокруг, но его речь проявляется только до четырех лет. При этой форме болезни в детском возрасте отсутствует даже лепет. С возрастом речевой запас у больного моторной алалией ребенка практически не пополняется, а остается на уровне младшего школьного возраста. В школе часто возникают проблемы с чтением и письмом. Но, такие дети всегда проявляют расторможенность и шаловливость. С возрастом у них формируются различные бытовые навыки. Дети, страдающие любым видом алалии, очень легко и с желанием выполняют любые поручения и задания взрослых, при условии, что эти задачи, не связанны с речевой деятельностью [12].

Характерной чертой для моторной алалии является резкое снижение возможности к самостоятельному высказыванию.

Сенсорная алалия – это нарушение восприятия и понимания речи при полноценном физическом слухе. При сенсорной алалии дети не понимают обращенной к ним речи, или понимают крайне ограниченно. При этом адекватно реагируют на звуковые сигналы, могут распознавать различные шумы, стук, свист...). Наряду с тем испытывают трудности в определении направления звука, отмечается явление эхолалии – повторения чужих слов. Ведущий дефект – нарушение фонем слуха (не различают близкие по произношению слова (рак – мак, дочка – бочка) [11].

При сенсорной алалии ребенок слышит язык, но, не понимая и не различая отдельных слогов и звуков, пытается сам построить примитивные и грубые формы слов, переставляя буквы и слоги в слова, слова в фразах, опуская при этом совершенно непонятные для него звуки. При сенсорной алалии, практически всегда можно выявить определенные отставание в развитии головного мозга или олигофрению [11].

На сегодняшний день существует несколько различных концепции объяснения механизма моторной алалии. Их можно поделить на сенсомоторные, психологические и языковые. Исследователи связывают алалию в соответствии с кинетической или кинестетической апраксией.

Термин апраксия (греч. а – отсутствие, praxis – действие) обозначает нарушение целенаправленного действия при сохранности элементарных движений, из которых она состоит. В связи с этим выделяют эфферентную и афферентную формы моторной алалии.

При афферентной моторной алалии механизм нарушения сводится к кинестетической апраксии. При эфферентной моторной алалии – к кинетической апраксии [14].

А. Р. Лурия отмечает, при афферентной моторной алалии, связывающейся с кинестетической апраксией, наблюдаются трудности при нахождении отдельных артикуляционных движений, соотносимых с теми или иными фонемами [21].

При кинетической апраксии наблюдаtтся недостаточная плавность автоматизированных навыков, которые распадаются на составные компоненты, как следствие возникают трудности при переключении, повторе. Кинетическая апраксия присуща эфферентной форме моторной алалии.

При эфферентной моторной алалии наблюдаются трудности при нахождении артикуляционных рядов, переключении с одного движения на другой.

В. К. Орфинская считает, что «афферентная и эфферентная формы моторной алалии отличаются характером нарушения фонематической системы» [24, c. 32].

При афферентной форме наблюдаются затруднения в процессе овладения звуковым составом слова, при эфферентной – не формируются представления о фонетических структурах слов в целом и особенно затруднено усвоение составляющей строения слова.

Нарушение грамматических систем при названных формах моторной алалии имеют вторичный характер и возникают на почве нарушения языкового анализа и синтеза вследствие нарушений речедвигательного анализатора.

Р. А. Белова-Давид считает, что при афферентной моторной алалии преобладают фонетико-фонематическое расстройства, а при эфферентной форме – лексико-грамматические и лексико-семантические нарушения, а также трудности в построении связного высказывания. Неполноценная речевая деятельность негативно влияет на формирование интеллектуальной, сенсорной, афферентно-волевой сфер у детей. Это объясняется взаимосвязью речевых нарушений с другими сторонами психического развития [3].

Для большинства детей характерно замедленное развитие моторной деятельности. Двигательная недостаточность проявляется в:

– неуверенности при выполнении отдельных движений;

– снижении скорости;

– общей неуклюжести;

– дискоординации при выполнении сложных движений, затруднениях при выполнении серии движений;

– значительных трудностях при выполнении действий по словесной инструкции;

– воспроизведении последовательности элементов движений, наблюдается достаточно низкий уровень развития основных свойств внимания: недостаточная устойчивость, диффузность, ограниченность возможностей распределения внимания [3].

Таким образом, среди этиологических факторов алалии исследователи выделяют: внутриутробные энцефалиты, менингиты, интоксикация плода, асфиксия новорожденных, внутриутробные или ранние пожизненные травмы головного мозга, болезни раннего детства с осложнением на мозг и др. Внутриутробная патология приводит к диффузному поражению веществ мозга, родовые черепно-мозговые травмы и асфиксия новорожденных вызывают более локальные нарушения. Эти поражения различных областей коры головного мозга вызывают нарушения развития речевых и неречевых функциональных систем.

 

Выводы по главе 1

 

В первой главе курсовой работы были рассмотрены теоретические аспекты изучения речевых особенностей детей дошкольного возраста с алалией. Полученные результаты исследования нашли отражение в следующих выводах.

Алалия– это значительное недоразвитие речи или ее полное отсутствие, вызванное органическими поражениями головного мозга, а именно его корковыми речевыми центрами, которые имели место внутриутробно или в период до 3- х лет жизни ребенка. У детей с диагнозом алалии наблюдаются позднее появление речевых реакций, скудность словарного запаса, аграматизмы, нарушение звукопроизношения, составляющей структуры и фонематических процессов. Детям с алалией необходимы консультации с неврологом и логопедом.

К основным причинам и факторам возникновения алалии у детей относятся: патологии плода, появившиеся во время беременности; нарушение центральной нервной системы во время родов; заболевания в постнатальный период. Существуют и другие причины, которые также способны вызвать такое речевое нарушение. Диагностировать можно только после проведения комплексного осмотра ребенка.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: