Методы и приемы формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности

Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи предполагает определенную последовательность.

1. Формирование различных уровней лексических обобщений на материале лексических тем имеет несколько этапов. Развитие этого механизма обеспечивает овладение ребенком разной по сложности лексической семантикой. Этот механизм тесно связан с уровнем развития познавательной деятельности ребенка и в частности мышления.

Для детей дошкольного возраста наиболее характерным является процесс усвоения обобщающей функции слова в такой последовательности:

– категориальные (отражают свойством слова не отдельные предметы, а целые ряды однотипных предметов и явлений);

– контекстуально-обусловленные (обеспечивающие понимание значений новых слов по контексту и ситуации, в которых употребляется это слово);

– кумуляция (накопление) вариативных значений одного и того же слова, перенос усвоенного значения на похожую, но не идентичную ситуацию, и на этой основе усвоение обобщенного лексического значения [32].

Несмотря на это, поэтапное формирование обобщающей функции слова происходит так:

Первый этап. Уточнение категориального значения слова, предусматривающая уточнение и накопление элементарного словаря детей. С этой целью используются упражнения на уточнение, понимание и использование слов с конкретным значением (имена существительные, прилагательные, глаголы и др.), что обозначают ряд однородных предметов или явлений. Например.

– Выбрать картинки, на которых нарисованы мячи (разного цвета, размера).

– На картинке изображены различные предметы: большие и маленькие. Показать, что большое (маленькое).

– Назвать, какие это предметы – большие или маленькие.

– Показать, кто (что) плывет (идет, ест, лежит).

– Сказать, кто что делает (идет, ест, лежит) [22].

Второй этап. Усвоение контекстуально обусловленного значения слова, особенно с абстрактным значением типа бедный, добрый, злой, храбрый и др. Детям предлагается послушать ряд текстов (сказки, стихи, фразы), в которых раскрывается значение слова.

После чтения каждого текста педагог выявляет понимание детьми его городу с помощью вопросов и просит объяснить значение заданного слова, исходя из содержания прочитанного текста, подобрать слово близкое или противоположное по значению тому подобное.

Третий этап. Кумуляция значений слова. Важным этапом работы является не только формирование у ребенка вариативного значение слова в контексте, но и организация наблюдения за использованием этих вариативных значений и их накоплению в памяти ребенка (кумуляция). Дети вспоминают и запоминают прочитанные им накануне тексты.

Например, педагог задает вопрос: «о ком вы слушали стихотворение (сказку)? Какие они были все? Что означает бедная лисичка, бедный зайчик, бедная девочка? Кого вы еще можете так назвать?».

Четвертый этап. Перенос усвоенного значения. После того, как дети усвоили разные оттенки слова в контекстах, им предлагается послушать другие тексты, не содержащих такого слова, но ситуация предполагает использование именно этого слова для ее обозначения. Аналогичная работа проводится со словами добрый, жадный, хитрый и т. п, которые в разных контекстах приобретают различные оттенки значения. Именно такой механизм обеспечивает обогащение словаря в норме [23].

2. Формирование активного словарного запаса на материале лексических тем в процессе усвоения антонимических значений, сравнения предметов, работы с синонимами, понимания многозначности слов. Это приучает детей к сопоставлению предметов и явлений по разным признакам: временным и пространственным отношениям, по величине, цвету, весу и тому подобное.

Таким образом, у детей развивается умственная операция сравнения, обеспечивающая формирование лексических обобщений более высокого уровня. Кроме того, такая работа способствует актуализации таких частей речи, как глаголы, прилагательные, которыми обедненное экспрессивное речи детей дошкольного возраста [32].

Стоит совмещать работу с формированием значений слов с развитием сенсорных функций и наглядно-действенных форм познавательной деятельности, в процессе которой детей учат выделять общее и различное в предметах и явлениях окружающей среды, развивают владение формулами речевого этикета в соответствии с ситуацией (приветствие, прощание, знакомство, извинение, благодарность, просьба, встреча, комплимент) с использованием всех частей речи и формами обращения к взрослым и детям. Это позволяет не только закреплять значения слов, но и на их основе формировать у детей практическое понимание сложных семантических связей, существующих в языке.

С другой стороны, использование этого приема демонстрирует взаимосвязь между различными направлениями коррекционной работы по развитию словаря, что делает коррекцию комплексной и направленной не только на усвоение различных языковых знаний, но и на формирование речевых навыков [29].

3. Развитие лексической системности в пределах лексической тематики. Известно, что слова хранятся в долговременной памяти не хаотично, а в системе разных по уровню сложности ассоциативных связей, которые составляют основу понятия «лексическая системность».

Именно ее развитие позволяет увеличить производительность использования ребенком лексических единиц речи (имеем в виду быструю и точную актуализацию лексем в ходе восприятия и образования речевых связей). Ведь именно эта проблема сопровождает детей с ОНР в течение всего дошкольного и младшего школьного возраста.

Лексическая системность развивается путем формирования у детей новых и расширение уже существующих типов ассоциативных связей между словами: ситуативных, синтагматических, парадигматистических, понятийных.

Включение слова в различные системы ассоциаций обеспечивает полноценное понимание ребенком его значение. Формирование лексической системности является достаточно длительным процессом. В норме оно происходит в ходе спонтанного речевого развития детей.

Однако у дошкольников с нарушениями речи этот процесс требует целенаправленной коррекционно-развивающей работы, о чем достаточно убедительно свидетельствуют данные, которые позволили выявить более позднее формирование лексической системности и организации семантических полей, качественном своеобразии этих процессов и основные направления формирования лексической системности:

1. Формирование синтагматического типа связей слов предполагает включение его в синтагмы разных уровней: словосочетание, предложение, текст. Словосочетание как синтаксическое образование, тесно связанное и с лексической, и морфологической системами языка.

Овладение словосочетанием в онтогенезе позволяет расширять и закреплять синтагматические связи между словами, валентности слов, способствует усвоению и закреплению правил грамматического строя речи, является условием для усвоения более сложной структуры предложения.

2. Формирование парадигматических связей слов. Овладение парадигматическим типом смысловых связей слов основывается на умении детей определять сходство и объединять в логические группы предметы и явления по различным признакам: сенсорными (цвет, величина, форма), внутренними качествами и свойствами, функциональным использованием и тому подобное.

3. Формирование семантических связей. Работа проводится по схеме:

– выполнение задач, основанных на принципе направленного ассоциативного эксперимента для отработки соответствующего типа семантической связи (Я буду называть животных, а ты скажи, кто как передвигается: заяц, змея, сорока, рыба, лиса, слон);

– выполнение упражнений с комбинированным использованием свободного и направленного ассоциативных экспериментов (задачи начинаются со свободных ассоциаций и, если их характер не соответствовал необходимому уровню, педагог начинает использовать элементы направленного ассоциативного эксперимента);

– проведение задач с использованием свободного ассоциативного эксперимента (Я буду называть слова, а ты к ним подбери свои) [24].

Комплекс заданий по развитию активного словаря представлен в Приложении А.

Таким образом, в процессе коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи формирование их активного словаря достигается за счет целенаправленной логопедической работы. Также коррекционное обучение предусматривает развитие круга знаний и представлений об окружающем мире, расширение словаря, речевых умений и навыков, которые должны быть усвоении детьми на данном возрастном этапе. Коррекционную работу с детьми с нарушением речевого развития направляют на преодоление речевых и психофизических пороков путем проведения индивидуальных, подгрупповых, фронтальных занятий, а также игр.

Выводы по главе 2

Обобщая результаты исследования по второй главе отметим, что диагностика активного словаря у детей с общим недоразвитием речи может быть реализована посредством следующих диагностических методик: методика исследования лексических операций детей Н.В. Серебряковой; методика исследования лексического строя у дошкольников Т.В. Куликовой; методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А. Волковой.

Опираясь на психолингвистические работы в области формирования активного словаря детей, педагогические исследования доказывают, что дети, экспериментируя со словами, ориентируются как на смысловую, так и грамматическую сторону языка. С другой стороны, оно выявляет, вскрывает важный механизм усвоения лексики: ребёнок усваивает слова не только как готовые единицы, но и сам создаёт, конструирует их. Раскрыв закономерности этого процесса, исследователи получили возможность управлять обогащением словаря средствами игровой деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено исследование по теме: «Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности». По результатам исследования можно сформулировать следующие выводы.

Проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи нами было определено, что данная проблема стала объектом изучения С.А. Васильевой, В.А. Ковшикова, Л.В. Лопатиной,               Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Е.Ф. Соботович, Л.Б. Халиловой и др. Данные исследователи в своих научных трудах подчеркивали, что проблема формирования словарного запаса, у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является актуальной в настоящее и требует основательных научных исследований. формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий. В качестве основного направления ими предлагается проведение систематической, последовательной работы по формированию оценочно-этических суждений у дошкольников средствами игровой деятельности.

Описав психолого-педагогические и речевые особенности развития детей с общим недоразвитием речи было выявлено, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдается низкий уровень развития основных свойств внимания, смысловая, логическая память у детей относительно сохранена, но отмечается снижение вербальной памяти, продуктивности запоминания. Детям данной патологической группы трудно поддаются запоминанию сложные, многоступенчатые инструкции. У всех детей с общим недоразвитием речи прослеживаются отклонения, указывающие на системное нарушение речевой деятельности, которые обусловлены несформированностью или расстройством на ранних этапах онтогенеза собственно речевых психологических и физиологических механизмов при первично сохраненном интеллекте.

В ходе исследования также были охарактеризованы особенности диагностики активного словаря у детей с общим недоразвитием речи. Для диагностики активного словаря у детей с общим недоразвитием речи могут быть использованы следующие диагностические методики: методика исследования лексических операций детей Н.В. Серебряковой; методика исследования лексического строя у дошкольников Т.В. Куликовой; методика выявления уровня сформированности лексики у детей дошкольного возраста Г.А. Волковой.

Работа по формированию активного словаря у детей с общим недоразвитием речи осуществляется на занятиях. Основными задачами этих занятий являются развитие понимания речи; уточнение и расширение словарного запаса; формирование обобщающих понятий; формирование практических навыков словообразования и словоизменения; умение употреблять простые распространенные предложения и некоторые виды сложных синтаксических структур.

Работа формированию активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности эффективно обогащает лексическую сторону речи детей. Игровая деятельность способствует развитию мышления, памяти, воображения детей слухового и зрительного восприятия. Использование игр и упражнений на занятиях по расширению словаря открывает перед детьми большие возможности. Это творческий процесс, который заключается в стремлении ребёнка реализовать свои желания, а это лучше всего удаётся сделать в игре.

Таким образом, все выше изложенное позволяет сделать вывод, что формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи является актуальным в настоящее время и требует основательных научных исследований.





double arrow
Сейчас читают про: