Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РЕСПУБЛИКИ КРЫМ «КРЫМСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ФЕВЗИ ЯКУБОВА»

 

Факультет психологии и педагогического образования

 

Кафедра специального (дефектологического) образования

 

ДМИТРИЕВОЙ ОЛЬГИ ВИКТОРОВНЫ

направление подготовки 44.03.03 Специальное (дефектологическое) образование

профиль «Логопедия»

группа З-С(Д)О - Л - 16

Курсовая работа

по логопедии

 

ФОРМИРОВАНИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

К защите допускаю: Канд. пед. наук, доцент кафедры С(Д)О Андрусёва И.В.   Научный руководитель: Преподаватель кафедры С(Д)О Якубова Ф.Р.  

 

Оценка: ___________________

Дата защиты: _______________

 

 

Симферополь, 2020 г.



ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................... 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ…………………………     6
1.1Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования………………………………………………...   6
1.2Психолого-педагогические и речевые особенности развития детей с общим недоразвитием речи……………………………………………….   12
Выводы по главе 1............................................................................................. 19
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………………………………..     20
2.1Диагностика активного словаря у детей с общим недоразвитием речи. 20
2.2Методы и приемы формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности……………………………   24
Выводы по главе 2............................................................................................. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................................ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................... 32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………... 35

 


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Проблема речевого развития независимо от образовательных направлений всегда была и остается актуальной. Начиная с дошкольного возраста, ребенок должен быть подготовлен к широкому межличностному общению с окружающими его людьми в различных сферах жизнедеятельности. Овладение родным языком является одним из важнейших достижений ребенка в дошкольном возрасте, так как именно этот возрастной этап является наиболее благоприятным для усвоения речи.

Особенно актуальным сегодня является вопрос развития речи и словарного запаса детей, имеющих речевые развития. Одной из данной патологической классификации является общее недоразвитие речи (ОНР). У детей с ОНР зачастую нарушено формирование всех компонентов речевой системы, следовательно, у них отмечается и недостаточность развития словаря как основы для становления речи. Поэтому для правильного построения коррекционной работы детей с ОНР актуальным является выявление особенностей активного словаря у этих детей.

Использование игр в логопедической работе с детьми с общим недоразвитием речи имеет особое значение: дошкольники с ОНР обычно малоактивны на занятиях, необщительны, не показывают речевой активности, а участие в игре мотивирует их к общению, позволяет пользоваться речевыми средствами в ситуациях, интересных для детей.

Эффективность использования игровых приёмов в работе над формированием словаря обусловливается тем, что игры способствуют активизации словаря, закреплению новых слов в лексиконе ребёнка, помогают усвоению родовых и видовых понятий, обобщающих значений слов.

В исследованиях Л. Ф. Спирова, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной,         С. Н. Шаховской и др. отмечается, что у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются трудности усвоения лексических закономерностей родного языка. Разработка психолингвистического аспекта формирования активного словаря детей с общим недоразвитием речи ОНР освещена в научных т рудах и публикациях В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Е. Ф. Соботович, Л. Б. Халиловой и др.

Использование игровых приёмов в логопедической работе по развитию словаря у детей с ОНР рассматривали такие авторы как Л. В. Лопатина,            Н. В. Серебрякова, В. И. Селиверстов, С. А. Васильева, Н. В. Соколова, и др.

Основываясь на актуальности рассматриваемой проблемы нами был осуществлен выбор темы для исследования: «Формирование активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности».

Целью исследования является теоретическое изучение особенностей формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Задачи:

1. Изучить и проанализировать общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;

2. Описать психолого-педагогические и речевые особенности развития детей с общим недоразвитием речи;

3. Охарактеризовать диагностику активного словаря у детей с общим недоразвитием речи;

4. Обосновать методы и приемы формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Объект исследования – процесс речевого развития у детей с общим недоразвитием речи в игровой деятельности.

Предмет исследования – особенности формирования активного словаря у детей с общим недоразвитием речи.

Методы исследования:

- теоретические: теоретический анализ и обобщение общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

Структура и объём курсовой работы. Данная курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы. Объем работы 39 страниц, включая приложение.


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования

Речь, как общественно-историческое явление, сопровождает все стороны бытия человека, обеспечивая успешность ее адаптации, интеграции и социализации.

Речь – это неотъемлемая часть социального бытия людей, необходимое условие существования человеческого общества, главное средство производственной, политической, культурной, научно-технической, бытовой информации. Устная связная речи как средство общения имеет определенные особенности, пренебрежение которыми обедняет возможности передачи мыслей, переживаний, чувств. Сформированная речь положительно характеризует любого человека. Она является также одним из важных аспектов формирования личности [31].

Психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев что речь является средством общения людей, а также особым видом интеллектуальной деятельности [7; 15].

Лингвопсихолог И. А. Зимняя отмечала понятие «речь», как «способность говорить, владеть устной и письменной речью для ведения беседы с окружающими людьми» [13, с. 34].

В толковом словаре русского языка «речь» трактуется как что-либо, выраженное словами, устно или на письме, а также в виде предложений, в которых есть смысл.

Исследователь М.И. Лисина. отмечал понятие «речь», как способность говорить, владеть устной и письменной речью для ведения беседы с окружающими людьми [17, c. 23].

Педагог А.М. Бородич утверждал, что понятие «речь» нельзя подменять на понятие «язык», рассматривая развитие и обогащении речи детей, поскольку имеется в виду психофизиологический процесс [2].

Педагог дошкольного образования Т. Н. Ушакова отмечает: «с психологической точки зрения речь – средство общения, включённое в коммуникативный контур и состоящее в передаче смысла. Она утверждала, что понятие «речь» нельзя подменять на понятие «язык», рассматривая развитие и обогащении речи детей, поскольку имеется в виду психофизиологический процесс» [27, c. 34].

Педагог А. П. Усова говорила, что «родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе. Без хорошо развитой речи нет настоящего общения, нет подлинных успехов в учении» [28, c. 31].

Речь как форма общения (коммуникации) людей предполагает ее постоянное развитие. Именно поэтому раскроем определение понятия «развитие речи» рассмотрим особенности становления речи человека.

Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе [16].

Психологи Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев С. Л. Рубинштейн анализируют процесс становления речи как один из видов специфической человеческой деятельности, обеспечивающей общение [7; 15; 23].

Психологи Л. С. Выготский и М. И. Лисина своими исследованиями доказали, что, начиная с дошкольного возраста ребенок свободно владеет диалогичной речью, а ее устная связная речь имеет ярко выраженный ситуативный характер. В школе под влиянием изучения родного языка ребенок постепенно осваивает новую форму устного конкретного вещания, которое, по мнению ученых, является «высшей ступенью умственного развития по сравнению с ситуативным. Если в первом смысл, связан с конкретной ситуацией, то во втором предполагается более осознанное целостное выражение мысли [7; 18].

Исследователь О.Ю. Филимонова считает, что «до 6-7 лет у детей формируется готовность к овладению связной речью, то есть умение составлять текст» [29, с. 18].

Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал                        С. Л. Рубинштейн, это «адекватность речевого оформления мысли говорящего или пишущего с точки зрения ее понятности для слушателя или читателя» [23, с. 14].

Как отмечает, Т. Н. Ушакова: «Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания. Речь может быть несвязной по двум причинам: либо потому, что эти связи не осознаны и не представлены в мысли говорящего, либо эти связи не выявлены надлежащим образом в его речи» [27, с. 50].

В создании связного речевого продукта ученые выделяют деятельностный и личностный компоненты. Деятельностный компонент предопределяется процессами образования и восприятия сообщения, регуляции и контроля собственной речевой деятельности. Личностный – тем, что в речи человек проявляет свою индивидуальность: характер, темперамент, уровень общей культуры.

Результатом и продуктом связной речи является текст – словесно выраженный продукт речевой и мыслительной деятельности человека, которому свойственна завершенность, структурная целостность, целеустремленность и прагматическая установка.

Формирование речи детей наиболее важно на этапах раннего и дошкольного возраста, так как в данный период происходит решение главных задач речевого развития, а именно воспитания звуковой культуры речи, обогащения словарного запаса ребёнка, формирования грамматического строя и развития связной речи.

Для того чтобы охарактеризовать специфику словарного запаса детей дошкольного возраста необходимо рассмотреть понятие «Словообразование».

Исследователь С.Н. Шаховская отмечает: «Словообразование – это раздел языкознания, в котором изучаются способы образования слов языка. При изучении словообразования можно определить средства обогащения языка в целом. Так как язык, на котором мы говорим, изменяется время от времени, а то что происходит в обществе, получает отражение в языке через создание новых слов и значений слов, то есть главным источником появления новых слов в языке является словообразование» [32, с. 44].

Исследователь В.В. Виноградов в своих научных трудах рассматривал словообразование как особый участок языковой системы, а С. И. Цейтлин, отмечал, что центральной единицей языка является слово, а в перечень значимых частей речи русского языка вводил и некоторые морфемы, подчёркивая их семантическую яркость [5; 31]

Психолингвист А. М. Шахнарович рассматривал словообразование, как особый вид речемыслительной деятельности, в которой рассматривал опознание морфемы на слух из звучащего слова и включение словообразовательной частицы в состав нового слова [33].

Словообразование – это процесс образования новых слов, которые принято называть производными, на базе однокорневых слов или словосочетаний посредством принятых в русском языке способов, которые служат для семантического переосмысления или уточнения исходных единиц, соединение основ с аффиксами («столик»), соединение нескольких основ («громкоговоритель»), перевод основ из одного класса в другой («золото – золотой») [29].

Формирование навыков построения связных развернутых высказываний требует применения всех речевых и познавательных возможностей детей, одновременно способствуя их совершенствованию. Следует отметить, что овладение связной речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматической структуры речи. Поэтому на решение задач формирования связной речи ребенка должна быть направлена работа по развитию лексических и грамматических языковых навыков.

Приведенные положения особенно значимы для коррекционной работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи (ОНР). Ограниченность словарного запаса, отставание в овладении грамматическим строем родного языка затрудняют процесс развития связной речи, переход от диалогической формы речи к контекстной.

По исследованиям Т. Б. Филичевой, Н. А. Чевелевой и Т. В. Чиркиной известно, что у детей с ОНР отмечаются трудности программирования содержания развернутых высказываний и их языкового оформления. Для их высказываний (пересказ, рассказ) характерны: нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, явно выраженная «немотивированная» ситуативность и фрагментарность, низкий уровень пользование фразовой речью [30].

В связи с этим формирование словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В дошкольном возрасте основными видами, в которых осуществляется развитие речи и обогащение словарного запаса является описание, рассказ и элементарные рассуждения.

Как показывает анализ литературных источников, а в частности трудов Т. Б. Филичевой, Е. Ф. Соботович, В. П. Глухова проблема формирования словарного запаса у детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) освещены недостаточно [9; 26; 30].

Исследования ученых направлены, в основном, на формирование связной монологической речи путем составления рассказов по одной и серии сюжетных картинок и охватывают старший дошкольный возраст.

Но в специальной литературе уделяется недостаточно внимания формированию словарного запаса у детей дошкольного возраста с ОНР.

Усвоение ребенком навыков и умений строить рассуждения способствует интеллектуальному становлению ребенка, развитию вербально-логического мышления, оперативной речевой памяти, познавательной активности.

Рассуждение является одним из операционных средств освоения знаний в школе. Следовательно, речь для ребенка, при условии овладения им, становится совершенным орудием общения и мышления. Эта взаимозависимость приобретает значимость на кануне поступления детей старшего дошкольного возраста в школу, особенно детей с нарушениями речи, в частности детей с ОНР.

Именно поэтому возникает вопрос поиска путей решения этой проблемы. Дошкольники с ОНР имеют определенные трудности в овладении грамматической стороной речи, поэтому формирование умений строить суждения как мы видим, грамматическую категорию, невозможно без систематической, последовательной коррекционной работы.

Для нас интересен тот факт, что цепь логических взаимосвязанных суждений образует особый вид высказывания – рассуждения, то есть разновидность устного монологического вещания или его функционально-смысловой тип [2].

Итак, все указанное позволяет сделать вывод, что развитие словарного запаса, а именно, его функционально-смыслового типа – элементарных соображений, у детей дошкольного возраста с ОНР является актуальным в настоящее и требует основательных научных исследований. Мы считаем, что одним из направлений решения этой проблемы является систематическая, последовательная работа по формированию оценочно-этических суждений у дошкольников с ОНР средствами художественно-речевой деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: