Методы и приёмы коррекционной работы по воспитанию положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения

Специальной задачей специальной (коррекционной) школы является коррекция развития детей с ограниченными умственными возможностями. Коррекция выступает и необходимым условием эффективного их обучения и воспитания. Обучение, воспитание и коррекция обеспечивают компенсаторный путь развития ребенка в направлении ослабления его дисгармоничности и отдаленности от нормы. При отсутствии такого специального воздействия усиливается отклонения в развитии умственно отсталого ребенка. Становится невозможным и овладение необходимыми для подготовки ученика к жизни знаниями, умениями и навыками.

В развитии учащихся специальной (коррекционной) школы, их подготовке к самостоятельной жизнедеятельности особая роль отводится коррекционно-направленному трудовому обучению. Поскольку такие учащиеся характеризуются нарушениями умственной сферы, прежде всего она должна корректироваться и развиваться у ребенка [29].

Трудовое обучение – это один из предметов учебного плана специальной (коррекционной) школы для умственно отсталых детей, направлен на подготовку учащихся к будущей самостоятельной трудовой деятельности [24]

Ученые-дефектологи: Г.М. Дульнев, А.Р. Маллер, Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева и другие отмечают, что задачи труда благодаря их практическому содержанию осознаются умственно отсталыми школьниками яснее, чем задачи учебного характера, которые никак не связаны. Возможность самому изготовить вещь вдохновляет ребенка, вызывает у него положительную мотивацию к выполнению задания. В этих условиях труд предстает одним их основных факторов, двигающих интеллектуальное развитие ребенка вперед [11; 15; 18].

Стоит констатировать, что многие исследователи среди которых               Г.М. Дульнев, А.Р. Маллер и другие подчеркивают огромные возможности трудового обучения в коррекции психофизического развития и формировании личности умственно отсталых детей, объясняя это интересом, который вызывает трудовая деятельность у детей, а также ее внешним, предметным, мануальным характером, на основе чего создаются благоприятные возможности для коррекции, составления «внутренней» психической деятельности, а также речи детей [11; 15].

Коррекционная работа на занятиях по трудовому воспитанию в первую очередь должна направляться на формирование и развитие под четким руководством педагога-воспитателя тех элементарных умений, необходимых для выполнения предметно-практических задач и на исправление недостатков познавательной деятельности умственно отсталых детей относительно их наблюдательности, представлений, речи, пространственного ориентирования, а также нарушение координации движений и развитие моторики [21].

Исправление недостатков, свойственных умственно отсталым детям, как известно, обеспечивается соответствующими составляющими учебно-воспитательного процесса: его содержанием, что предусмотрено программой по трудовому воспитанию для умственно отсталых детей дошкольного возраста; организацией элементарной трудовой деятельности детей на занятиях и в быту; применением специальных методов и приемов обучения.

В частности, организация указанных видов трудовой деятельности у умственно отсталых детей имеет свои особенности.

– Самообслуживание

Самообслуживание рассматривается в коррекционной педагогике как одно из важных задач воспитания и обучения ребенка с умственной отсталостью, поскольку овладение жизненно необходимыми умениями и навыками самообслуживания способствуют проявлениям самостоятельности и успешной социальной адаптации ребенка. Овладение детьми умений и навыков самообслуживания, формирование культурно-гигиенических навыков проходят не только в рамках специально организованных занятий, но и в повседневной жизни, во время выполнения режимных моментов учреждения образования.

Результативность работы на занятиях труда в специальной (коррекционной) школе для детей с нарушениями умственного развития является основой формирования положительного отношения к ним, а это, в свою очередь, является необходимым условием достижения эффективности коррекционной работы. Особая роль в достижении коррекционно-развивающих целей отводится трудовому обучению еще и в связи с его важным местом в подготовке ребенка с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни в обществе.

Организация, содержание, методы и средства, которые успешно используются для обучения и развития детей с нормальным интеллектом, являются малоэффективными для детей с нарушениями умственного развития. Коррекционно-развивающий эффект возможен лишь при условии специальной организации трудового обучения, то есть если оно будет коррекционно-направленным. От достижения коррекционной цели в значительной степени зависит и возможность достижения сугубо образовательных целей трудового обучения детей.

Педагогическое обеспечение коррекционной направленности трудового обучения учащихся специальной (коррекционной) школы предусматривает специальное построение педагогического процесса в соответствии с сущностью предмета коррекционного влияния, содержания формирования всех определенных составляющих умственной сферы и особенностей их проявления у детей данной категории [28].

У детей с умственной отсталостью формирование навыков самообслуживания осуществляется в течение всех лет обучения. Однако обеспечивается формирование навыков только при специально организованной обоюдной работе всех специалистов специального учреждения (педагога-воспитателя, дефектолога, психолога и др.) и родителей, с максимальным учетом психофизических возможностей каждого ребенка [22].

– Хозяйственно-бытовой труд

Хозяйственно-бытовой труд – следующий, не менее важный вид труда детей. Педагог учит ребенка выполнять элементарные хозяйственно-бытовые поручения в пределах повседневной жизни.

Умственно отсталого ребенка сначала учат сотрудничеству со взрослым в процессе труда, смысл которой заключается в подготовке помещения к занятиям, поддержание порядка в помещении, протирание стола, вытирание пыли, выполнение доступных элементарных поручений (подать, принести, отнести какие-либо вещи) [22].

Обучение осуществляется по подражанию, образцу и словесной инструкции, усложняясь с каждым годом обучения. В процессе формирования навыков важно тесное сотрудничество с семьей ребенка.

Анализ практического опыта свидетельствует, что родители умственно отсталого ребенка недооценивают значение хозяйственно-бытового труда для всестороннего развития детей, ограничивают их стремление и возможности несовершенными методами руководства трудом детей, закладывают негативное отношение к труду.

Однако, хозяйственно-бытовой труд способствует психофизическому развитию для умственно отсталого ребенка, коррекции нарушенных психических процессов, способствует саморегуляции поведения.

– Труд в природе

Формирование у умственно отсталых школьников умений трудиться в природе целесообразно начинать с первого года обучения в школе в рамках элементарной по содержанию трудовой деятельности вне занятий. Этот вид труда выступает источником ярких впечатлений, ведь ребенку предоставляется возможность действовать не только с предметами, а с живыми объектами. Дети учатся под руководством взрослого ухаживать за растениями: комнатными, садовыми, огородными, а также за животными в живом уголке, раскладывать корм в кормушки для птиц на участке. В процессе организации труда в природе важно формировать положительные качества личности (трудолюбие, настойчивость, аккуратность, любовь к природе) [22].

Одной из необходимых организационных условий является наличие в школе небольшого участка, цветника, где систематически организуется труд детей. В условиях семьи это может быть поливка комнатных растений, растущих на подоконнике, кормлением питомца (кота или собаки). Педагогическая помощь в процессе выполнения трудовых поручений постоянно сокращается. Умственно отсталые дети учатся действовать по подражанию, образцу и словесной инструкции (сначала очень простой и короткой, а затем – по развернутым), что помогает формированию у них словесной регуляции деятельности.

– Ручной труд

Обучения ручному труду школьников с умственной отсталостью целесообразно планировать в форме уроков. В процессе уроков по ручному труду предусматривает изготовление детьми различных простейших изделий из бумаги, глины, пластилина, соленого теста, ткани, природного и других материалов. Целесообразным является использование природных материалов: желудей, шишек, каштанов, семян и веточек растений. С помощью клея и других материалов, помогающие соединять отдельные части в единое изделие, дети могут изготавливать сувениры для своих близких и знакомых (поздравительные открытки, самодельные игрушки), предметы для игр (картонные мебель), атрибуты праздничного украшения комнаты к празднику: гирлянды, флажки, снежинки, фонарики и тому подобное [28].

На начальном этапе трудового обучения важное значение приобретает выработка элементарных рабочих действий, приемов труда и умений интеллектуального характера. Трудовое обучение эффективно используется для формирования у учащихся таких важных качеств личности, как умение работать в коллективе, управлять собой в процессии труда [31].

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе для умственно отсталых детей осуществляется дифференцированно с учетом не только материально-технической базы школы, профессионализма педагогов, ближайшего окружения школы, но и с учетом особенностей психофизического развития детей.

Так, трудовое обучение в младших классах проводится по единой для всех учащихся программе. Однако, исходя из индивидуальных и типологических особенностей учащихся, учителя дифференцированно подходят к выбору задач различной сложности. Различными являются также средства, приемы и темп обучения. По-разному дозируется учебная нагрузка, упрощается или усиливается характер труда [31].

В старших классах трудовое обучение осуществляется на базе школьных мастерских по доступным умственно отсталым ученикам профилей современного производства. В выборе профилей подготовки, учащихся к будущей трудовой деятельности, учитывается сложность и трудность профессии, ее доступность каждому учащемуся. В то же время, как бы дифференцированно не подходили педагоги к профессиональной подготовке умственно отсталых детей, школа обязана сформировать у них общие знания о структуре хозяйственной деятельности, трудовых, производственных и технологических процессах. Ученики должны овладеть общими и специальными трудовыми умениями, и навыками, присущими определенной отрасли хозяйства, и основными приемами работы в отдельных родственных специальностях.

В процессе трудового обучения учащиеся приобретают умения организовывать свое рабочее место, планировать последовательность выполнения трудовых операций, контролировать ход деятельности и оценивать результаты труда.

В специальной (коррекционной) школе исторически сложилась устойчивая структура трудового обучения. Она включает 4 основных этапа: трудовое обучение (1-3 класса); общетехническое трудовое обучение (4 класс); профессионально-трудовое обучение (5-9 классы); производственное обучение (10-11 класс) [5].

Содержание обучения труду соответствует особенностям и возможностям развития умственно отсталых учащихся и создает условия для коррекции присущих им нарушений. Программный материал по трудовому обучению расположен концентрично в зависимости от отдельных этапов обучения. На каждом новом этапе повторно изучается один и тот же тематический материал, однако каждый раз глубже, со значительным расширением объема.

Итак, в специальной (коррекционной) школе особые коррекционно-развивающие возможности включает трудовое обучение. На занятиях по труду существуют благоприятные условия для исправления недостатков развития учащихся, прежде всего их умственной сферы. На таких занятиях дети действуют в системе развернутые и внешне фиксированные требования. Эти занятия, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий позволяют переходить от наглядно-практических действий через внешнее проговаривание к действиям во внутреннем плане, развивать умственную сферу и деятельность в целом. Коррекционно-развивающая работа на занятиях по трудовому обучению направляется на формирование у детей обобщенности, осознанности, самостоятельности, устойчивости умственной деятельности и индивидуального ее способа на основе овладения трудовой деятельностью. В данном случае педагогический процесс должен способствовать выполнению и усвоению учащимися в условиях специальной (коррекционной) школы трудовой деятельности, а также использованию и становлению умственных качеств и индивидуального способа деятельности.

 

Выводы по главе 2

 

Вторая глава данной курсовой работы была посвящена изучению методических особенностей воспитания положительных качеств личности обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения. По результатам были сформулированы следующие выводы.

Трудовое воспитание подрастающего поколения– одна из основных составляющих в формировании личности нового человека. Человек развивается духовно и физически только в труде. Без труда она деградирует. Труд – это не только предметно-практическая деятельность, я и общение субъекта этого труда с другими людьми. В различных детских трудовых объединениях труд, как правило, носит коллективный характер и его осуществление обязательно связано с включением школьника в широкую и сложную систему производственных, нравственных и других отношений. Трудовое воспитание учащихся должно быть направлено на воспитание психологической и практической готовности учащихся к труду: добросовестное отношение к труду; внутренняя потребность работать в полную силу, отношение к труду как к необходимости и потребности человека.

Сегодня в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психофизическом развитии. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности являются чрезвычайно важными. Трудовое обучение – это один из предметов учебного плана специальной (коррекционной) школы для умственно отсталых детей, направлен на подготовку учащихся к будущей самостоятельной трудовой деятельности. В развитии личности школьника с умственной отсталостью труд выступает средством развития сенсорных ощущений (кинестетических, зрительных, слуховых), психических процессов (восприятия, воображения, памяти, мышления, речи), моторных навыков, эстетического вкуса, моральных и личностных качеств.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной курсовой работе было проведено исследование по теме: «Воспитание положительных качеств личности ученика с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения». Полученные результаты в ходе исследования позволили подвести общие итоги и сформулировать следующие выводы.

Изучив и проанализировав общую и специальную психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, мы пришли к выводу, что проблемой формирования личности ребёнка с нарушениями интеллекта занимались такие известные педагоги и психологи, как                       Л.С. Выготский, В.М. Бехтерев, Л.И. Божович, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин, М.С. Певзнер, Л.В. Занков, С.Я. Рубинштейн и другие. Данные авторы подчеркивали, что личность представляет собой человека как представителя общества, который свободно и ответственно определяющий свою позицию среди людей. Развитие личности детей с нарушением интеллекта, воспитание у них положительных черт характера – одно из ведущих направлений в работе специальной (коррекционной) школы. Решение этой проблемы обеспечивает подготовку её воспитанников к успешной социальной адаптации в обществе.

Рассмотреть психологическую структуру личности обучающихся с нарушениями интеллекта, было определено, что для умственной отсталости характерна более или менее равномерная недостаточность как предпосылок интеллекта (внимание, память) и его высших функций (способность к сопоставлениям, обобщениям, анализу достижений и синтезу, способность к творческому, оригинальному и абстрактному мышлению, к самостоятельным суждениям и умозаключениям). Особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития. Не смотря на то что умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, это не означает, что оно не поддается коррекции. Ученые отмечают положительную динамику в развитии умственно отсталых детей при правильно организованном педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений.

Охарактеризовав собенности воспитания личности в процессе трудового воспитания было определено, что трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребёнок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов и трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе. Вопрос авторитета, самоутверждения особенно большую роль играет в старшем школьном возрасте. Учитель должен поддерживать и направить развивающийся интерес не только на свой предмет, но и на другие области познания. Под влиянием этого интереса будет развиваться самопознание.

Обосновав методы и приёмы коррекционной работы по воспитанию положительных качеств личности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках трудового обучения, нам удалось определить, что на занятиях по труду существуют благоприятные условия для исправления недостатков развития учащихся, прежде всего их умственной сферы. На таких занятиях дети действуют в системе развернутые и внешне фиксированные требования. Основными видами работы, которые реализуются на уроках трудового воспитания в специальной коррекционной школе являются: самообслуживание; хозяйственно-бытовой труд; труд в природе и ручной труд.

Таким образом резюмируя все выше изложенное можно констатировать, что уроки трудового воспитания, в соответствии с теорией поэтапного формирования умственных действий позволяют переходить от наглядно-практических действий через внешнее проговаривание к действиям во внутреннем плане и как следствие развивать у обучающихся с умственной отсталостью умственную и личностную сферу и их деятельность в целом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: