Структура курсовой работы

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

Методические рекомендации к выполнению

курсовой работы по направлению подготовки

44.03.01 «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

профиль: «РУССКАЯ ФИЛОЛОГИЯ»

 

 

 

Самара

2020


УДК 659

ББК 60.842+72

Р24

 

Авторы:

профессор А. В. Растягаев, профессор Ю. В. Сложеникина,

Рецензенты:

Д. В. Князев, доцент СФ ГАОУ ВО МГПУ

 

 

  Р24   Растягаев А. В., Сложеникина Ю.В. Современный русский язык: методические рекомендации к выполнению курсовой работы по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование», профиль «Русская филология» / А. В. Растягаев, Ю. В. Сложеникина. – Самара: СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2020. – 37 с.   Методические рекомендации составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (бакалавриат), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 22.02.2018 г. № 121, и следующих профессиональных стандартов, сопряженных с профессиональной деятельностью выпускника: Перечень профессиональных стандартов: Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) от 18.10.2013 № 544н (с изм. от 25.12.2014) УДК 659 ББК 60.842+72

 

 

© СФ ГАОУ ВО МГПУ, 2020

© А. В. Растягаев, 2020

© Ю. В. Сложеникина, 2020

 

ОГЛАВЛЕНИЕ


Оглавление. 2

Введение. 4

Общие положения. 7

Этапы подготовки. 8

Структура курсовой работы.. 10

Порядок аттестации по курсовой работе. 12

Список литературы для подготовки курсовой работы.. 14

Примерная тематика курсовых работ. 16

Оформление курсовой работы.. 18

Образец титульного листа. 27

Образец Введения. 28

Образец рецензии на КР. 31

Образец задания на КР. 33

Консультации и календарный график. 34

Образец листа нормоконтроля. 35

 

 






ВВЕДЕНИЕ

 

1. Цель курсовой работы – формирование у студентов знаний, умений и навыков в области современного русского языка.

2. Задачи дисциплины:

- научить студентов теоретическому осмыслению языковых явлений и разбору основных единиц языка в структурно-семантической концепции,

- показать нормативность языковых явлений и тенденции их развития, а также особенности функционирования в различных социолингвистических условиях,

- ориентировать на решение основных задач школьного курса русского языка,

- обеспечить условия для сознательного восприятия и оценки общественно-речевой практики,

- овладеть элементарными навыками научно-исследовательской работы в области русского языка.

3. Место дисциплины в структуре ОПОП: дисциплина Б1.О.06.01 «Современный русский язык» входит в блок Б1.О.06 «Предметно-содержательный».

4. Требования к результатам освоения дисциплины:

Компетенции выпускника ОПОП ВО бакалавриата, формируемые в результате освоения данной дисциплины:

- ПКО-3. Способен применять предметные знания при реализации образовательного процесса:

ПКО-3.1. Знает: закономерности, принципы и уровни формирования и реализации содержания филологического обра-зования; структуру, состав и дидактические единицы содержания школьных предметов;

ПКО-3.2. Умеет: осуществлять отбор учебного содержания для реализации в различных формах обучения в соответствии с дидактическими целями и возрастными особенностями обучающихся

ПКО-3.3. Владеет: предметным содержанием; умениями отбора вариативного содержания с учетом взаимосвязи урочной и внеурочной форм обучения.

 – ПК-2. Способен демонстрировать знание основных по-ложений и концепций в области общего языкознания, теории и истории современного русского языка, теории коммуникации, лингвокультурологии:

ПК-2.1. Знает: основные положения и концепции в области общего языкознания, теории и истории современного русского языка, теории коммуникации, лингвокультурологии

ПК-2.2. Умеет: демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории со-временного русского языка, теории коммуникации, лингвокультурологии

ПК-2.3. Владеет умением демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории современного русского языка, теории коммуникации, лингвокультурологии.

5.  результате изучения дисциплины студент должен:

- знать: особенности фонетических, лексических, словообразовательных, морфологических, синтаксических единиц русского языка, законы их функционирования;

- уметь: выполнять фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический виды анализа языковых единиц;

- владеть:

- - методикой разбора языкового явления (звука, фонемы, слова, морфемы, частей речи, словосочетания, простого и сложного предложения, осложненного предложения;

- - навыками самостоятельного лингвистического анализа литературных текстов;

- - приемами использования на практике полученных теоретических знаний из различных областей науки;

- - нормами профессиональной речи учителя.

6.  Общая трудоемкость дисциплины составляет 29 зачетных единицы (1044 часа).

7. Основные разделы дисциплины:

Фонетика и фонология.

Лексикология и лексикография.

Словообразование.

Морфология.

Синтаксис.



ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Курсовая работа – обязательный вид учебной работы, предусмотренный учебным планом. Выполнение курсовой работы – один из важнейших видов самостоятельной работы студента, позволяющий приобрести навыки исследования, осмысления и истолкования языковых фактов, критического отношения к научной литературе.

В соответствии с учебным планом студент обязан подготовить и защитить курсовую работу по современному русскому языку. Основной целью курсовой работы является создание и развитие навыков исследовательской работы, умения работать с научной литературой, делать на основе ее изучения выводы и обобщения. Курсовая работа представляет собой логически завершенное и оформленное в виде текста изложение студентом содержания отдельных проблем, задач и методов их решения в области филологии и выполняется с целью формирования у студента навыков научно-исследовательской работы, повышения уровня его профессиональной (теоретической и практической) подготовки, более глубокого усвоения учебной дисциплины, развития умения и интереса к самостоятельной работе с научной и справочной литературой.

Тема курсовой работы должна быть актуальной в научном или практическом аспектах, соответствовать современному состоянию и перспективам развития науки, носить проблемный, а не описательный характер. Формулировки тем курсовых работ должны четко отражать характер ее содержания. При выборе темы исследования студент должен руководствоваться собственным интересом с учетом будущей профессиональной деятельности. Темы курсовых работ разрабатываются профессорско-преподавательским составом кафедры в соответствии с профилем кафедры и утверждаются на ее заседании. Изменение тем курсовых работ возможно только через процедуру решения кафедры. Студент может предложить свою тему курсовой работы, которая должна соответствовать проблематике дисциплины.

 Курсовая работа представляет собой исследование по избранной теме, основанное на изучении необходимой учебной и научной литературы. Курсовая работа не может быть простой компиляцией, состоящей из фрагментов произведений других авторов, подвергнутых в какой-то степени литературной обработке. Необходимо произвести самостоятельное обобщение фактов, накопленных другими исследователями, раскрыть взаимосвязь между явлениями, процессами, аргументами, действиями. Курсовая работа должна содержать нечто новое. В ней могут быть использованы ранее не введенные в научный оборот источники (например, ранее не исследованный лингвистический материал) или не привлеченные ранее для изучения какой-либо проблемы новейшие данные (например, неопубликованные статистические материалы).

В работе может быть представлено оригинальное обобщение новейшей научной литературы по изучаемой теме, в котором проявляется авторское видение проблемы и ее решение, и т.п.

 Курсовая работа должна быть не только оригинальным, но и завершенным исследованием. Этому общетеоретическому положению подчиняется структура курсовой работы, ее цель, задачи, методика исследования и выводы.

 

ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ

В ходе выполнения курсовой работы студент должен научиться находить, обобщать и анализировать информацию, грамотно и последовательно излагать материал, делать самостоятельные выводы. Порядок работы над курсовой темой включает следующие этапы:

Выбор темы и беседа с руководителем, утверждение темы кафедрой.

Сбор материала, поиск литературы по теме, подготовка библиографии, составление личного рабочего плана и согласование его с руководителем.

Подготовка первого варианта курсовой работы.

Сдача первого варианта курсовой работы руководителю.

Доработка текста по замечаниям, его окончательное оформление и представление на кафедру с обязательным приложением отзыва-рецензии руководителя с оценкой проделанной работы.

Защита курсовой работы.

На основе предварительного ознакомления с литературой и фактическим материалом, который может быть использован при написании курсовой работы, составляется первоначальный вариант плана курсовой работы.

План работы должен отражать основную идею работы, раскрывать ее содержание и характер. В нем должны быть выделены наиболее актуальные вопросы темы. Не следует перегружать план работы. Составленный план студент согласовывает с руководителем курсовой работы. Для поиска необходимых изданий следует обратиться к каталогам библиотек, библиографическим указателям, спискам литературы в учебных и учебно-методических пособиях, в научных монографиях, статьях в научных изданиях, энциклопедиях и словарях; проанализировать содержание сносок. Для подбора литературы последних лет можно также изучать электронные каталоги библиотек и указатели содержания периодических изданий.

После составления примерного перечня намеченных для анализа списка статей и монографий по теме курсовой работы нужно проконсультироваться с руководителем. Знакомясь с содержанием научной литературы, важно следить за ходом авторской мысли, уметь отличать выдвинутые автором гипотезы от собранных и приведенных им доказательств и иллюстративного материала. Определенную трудность для изучения представляют статьи, опубликованные в тематических сборниках, поскольку в них обычно анализируются частные аспекты той или иной проблемы. Чтобы выделить основные идеи исследователя и охарактеризовать его аргументы, целесообразно прочитать публикацию несколько раз. Не следует допускать дословного копирования, переписывания прочитанной литературы. Изложение должно вестись самостоятельно, своими словами и свидетельствовать о том, что автор разобрался в существе рассматриваемых вопросов, имеет свою точку зрения и умеет изложить ее так, чтобы было понятно другим. Это не исключает возможности цитирования, каждая цитата должна соответствующим образом оформляться. Изложение должно вестись грамотным языком, без стилистических и логических ошибок. Важно заранее определить четкую структуру работы. Сноски, ссылки на различные источники, примечания оформляются в соответствии с существующими правилами. Текст работы должен демонстрировать:

- знакомство автора с основной литературой по рассматриваемым вопросам;

- умение выделить проблему и определить методы ее решения;

 - умение последовательно изложить существо рассматриваемых вопросов;

- владение соответствующим понятийным и терминологическим аппаратом;

- высокий уровень грамотности.

Курсовая работа подлежит проверке на наличие заимствований и плагиата.

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Обычно курсовая работа состоит из введения, двух-трех глав и заключения. При составлении плана следует прежде всего определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных параграфах, и их последовательность. Эти вопросы могут в окончательно отработанном варианте плана не указываться, но на первоначальном этапе они используются для так называемого рабочего, развернутого плана, по которому и пишется курсовая работа.

Титульный лист и содержание выполняются на двух первых листах работы по определенной форме. Титульный лист оформляется в соответствии со стандартом. На нем указываются министерство, название учебного заведения, название кафедры, тема курсовой работы (без сокращений); сведения об авторе – курс, группа, факультет, фамилия, инициалы; сведения о руководителе – ученое звание, должность, фамилия, инициалы; место и год выполнения работы.

На следующей странице размещается содержание курсовой работы. Специалисту достаточно ознакомиться со страницей «Содержание», чтобы представить общую схему рассуждений автора.

Заголовки глав и подразделов должны быть краткими, четкими, точно отражающими внутреннюю логику работы.

Арабскими цифрами обозначаются номера глав, параграфов, подпунктов и т.д. Параграфы нумеруются отдельно внутри главы соответствующей главы, подпункты – внутри параграфа. Названия разделов воспроизводятся полностью. И в тексте работы, и в «Содержании» номера разделов указываются в одной строке с заголовками, но в тексте в конце заголовка точка не ставится. В «Содержании» обязательно указываются номера страниц, на которых помещены соответствующие заголовки.

Во введении отражаются следующие основные моменты: общая формулировка темы; теоретическое и практическое значение выбранной темы, ее актуальность; конкретные задачи исследования, которые автор поставил перед собой; объяснение того, как автор намеревается решать поставленные задачи, обоснование логической последовательности раскрываемых вопросов, общего порядка исследования и структуры работы; использованные в работе источники информации. Введение должно быть кратким (до 2-3-х страниц) и четким. Его не следует перегружать общими фразами. Необходимо четко обозначить, чему посвящена работа, какую цель поставил перед собой автор и какие задачи намерен решить для достижения намеченной цели. Цель и задачи легче сформулировать после ознакомления с учебной и научной литературой.

Основная часть курсовой работы (обычно – 20–25 страниц) состоит из глав, которые могут делиться на параграфы, а параграфы, в свою очередь, – на пункты. Название глав не должно полностью совпадать с названием курсовой работы (в противном случае наличие других глав становится излишним), а название параграфов дублировать название главы. Каждая глава освещает какой-либо самостоятельный вопрос, а параграф – часть этого вопроса. Начиная работать над главой, необходимо для себя отметить ее главную идею, выделить основные тезисы, которые предстоит обосновать. В основной части курсовой работы раскрывается сущность вопросов и современные подходы к их решению, изложенные в современной научной литературе. Проводится анализ реального состояния проблемы на современном этапе развития лингвистики, излагаются методики и доказательства. По каждому из рассматриваемых в основной части вопросов целесообразно делать краткие выводы. Важнейшим являются содержательный аспект, логичность и последовательность изложения материала. Тема должна быть раскрыта полностью, без пропуска звеньев логической цепочки.

В курсовой работе необходимо придерживаться принятой в науке терминологии, нужно использовать стандартные условные сокращения и символы. Следует избегать повторения одних и тех же слов и выражений.

В заключении (рекомендуемый объем – до 2-3-х страниц) следует четко сформулировать основные выводы, к которым пришел автор. Выводы должны быть краткими и органично вытекать из содержания работы. Разрешается повторить основные выводы соответствующих глав, но при этом предпочтительнее стремиться сделать некоторые обобщения по результатам проведенного исследования в целом.

Список используемой литературы оформляется по установленному порядку. Он включает в себя всю литературу, на которую есть ссылки в тексте, а также те важнейшие источники, которые были так или иначе использованы, хотя и не приведены в ссылках и примечаниях. При оформлении списка нельзя забывать о правилах библиографического описания. Каждую запись следует начинать с красной строки, располагать работы в алфавитном порядке.

Приложения не являются обязательным элементом структуры курсовой работы. Приложения целесообразно вводить, когда автор использует относительно большое количество громоздких таблиц, статистического материала, других документов. Такой материал, помещенный в основную часть, затруднил бы чтение работы. Обычно в тексте достаточно лишь сослаться на подобную информацию, включенную в приложение.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: