Консультация для родителей

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему:


«ПЕСКОГРАФИЯ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  

                                                                     Выполнил: ст-т 3-го курса Соколов Н.А.

          

                                                     Руководитель: Степанова Анастасия Сергеевна    

 

                                              

                                                    

                                                             

 

 

                                                        ВЫБОРГ

                                                           2019г.

 

 

Содержание:

 

Введение……………………………………………………………… 3стр

Актуальность………………………………………………………..4 стр

 Глава I (пескография как средство развития  )…………………………………………………………………. ………..6 стр

Глава II …………………………………………………………………12стр.

Заключение…………………………………………………………17 стр

Список литературы и

используемых ресурсов……………………………………..19 стр

Приложение…………………………………………………………20стр

 

 

 

 

 ВВЕДЕНИЕ


«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» В. А. Сухомлинский
 
Учитывая современные тенденции развития образовательных процессов, мы поставлены перед необходимостью осуществления всесторонних и масштабных перемен. В современных условиях образование должно не только видоизменяться в соответствии с общественными переменами, но и придавать импульс инновационным процессам. Инновации определяют новые методы, формы, средства, технологии, использующиеся в педагогической практике, ориентированные на личность ребёнка, на развитие его способностей.

 

Ребенок живет в мире всевозможных ограничений, которые называются воспитанием. Но для воспитания и развития творческой личности, личности, способной искать и находить выходы из любых ситуаций, верить в свои силы, ценить свое мнение - ребенку необходимо иметь пространство, в котором он может быть просто собой, может фантазировать и мечтать.

Где же ребенку найти пространство, чтобы выразить все те импульсы и переживания, которые зарождаются внутри, но не имеют выхода наружу? Ведь именно невыраженные эмоции являются причиной психосоматических заболеваний, приводят к срывам, неврозам, замыканию в себе. Таким пространством может стать рисование песком.

Рисование песком - прекрасное занятие для детей и взрослых. Работа с песком способствует расслаблению и снятию напряжения, помогает развить внутреннюю свободу и почувствовать забытые ощущения счастья и творчества.

Детям нравиться играть с песком, погружать в него руки, создавать рисунок, стирать его и опять создавать новый. Такой процесс помогает снять напряжение, избавиться от стрессов, страхов и душевных переживаний. Рисование песком - это своего рода релаксация. Здесь главное выразить свои эмоции, чувства, фантазию. Рисование способствует, развитию мелкой моторики, вниманию, улучшению координаций движений, пространственному восприятию, эстетическому и художественному восприятию. Сделав ошибку, можно все стереть и нарисовать снова.

 

 

Актуальность работы:

Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре.

А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя.
 Пескография – это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир и окружающий мир с помощью множества миниатюрных фигурок, светового стола для игр с песком, подноса с песком, некоторого количества воды и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с взрослым или сверстниками.
Песочная игра – самый органичный, привычный и хорошо знакомый для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения.
Находясь  в постоянном поиске оптимальных, увлекательных, развивающих приемов и средств в организации как образовательной, так и
непосредственно образовательной деятельности.
Уход от привычной формы работы «занятие» (согласно ФГОС ДО) к непосредственно организованной деятельности, совершенно поменял деятельность всех педагогов ДОУ.

Игра с песком – одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому  , взрослые, могут использовать песочницу, проводя различного рода образовательную деятельность. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, рассказываем о событиях и законах окружающего мира.
Именно по этому:

 «Пескография -  это средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»,
- создание условий в ДОО для всестороннего развития личности ребенка-дошкольника через использование метода песочной терапии,

-стимуляция самостоятельности   детей в изобразительной деятельности с помощью техники рисования песком,
 - создание условий для развития творческого потенциала,

- осуществление коммуникативного взаимодействия детей между собой в творческой деятельности,

- развитие мелкой моторики и активизации речевых навыков,

 - развитие пространственного мышления и воображения воспитанников;

 -обучение  техническим приемам и способам изображения с использованием песка,
 -формирование сенсорных способностей,

 - знакомство  детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость, способность пропускать воду),
  -развитие композиционных умений при изображении групп предметов или сюжета,
-развивать познавательной активности детей: память, внимание, мышление, творческое воображение, креативность.,
-развитие мелкой моторики,
-развитие  навыков саморелаксации, саморегуляции эмоциональных состояний.,
- умение совместно работать со сверстниками в группах разной комплектации, планировать деятельность.,
  - интерес к рисованию песком на стекле,
-воспитание аккуратности, самостоятельности,
-воспитание художественно-эстетический вкуса,
-формирование  коммуникативных  навыков.

 























Глава I.

 

Пескография или sand art – это самостоятельный вид искусства, который, существует наравне с изобразительным искусством, музыкой, фотографией, хореографией, кино, театром, и так далее. Как и любой вид искусства, пескография имеет характерные особенности и стили. Носителем и продуцентом любого искусства является человек. Если художники пишут картины, музыканты исполняют пьесы, фотографы запечатлевают моменты жизни, хореографы ставят танцы, то художники - пескографы – рисуют песком на специальном стекле. У искусства рисования песком множество названий - песочные картины, рисунки песком, песчаное шоу, картины из песка, sand art, шоу песчаных картин. Sand Аrt (песочная анимация) родилось не так давно. Родоначальница этого искусства канадский режиссер-мультипликатор Кэролин Лиф. Sand Art, родившись на Западе, быстро завоевало сердца многих художников по всему миру. В Россию это искусство пришло всего несколько лет назад. «Sand art» - дает возможность ребенку быть самим собой, поверить в свои силы, научиться самостоятельности, развить художественные способности, образное мышление и пространственное воображение, улучшить процессы саморегуляции, развитие мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности. Рисунки песком можно выполнять ладонями и пальцами, одной рукой или обеими руками сразу. Песок можно сыпать горстями и щепотками. Пескография – это уникальная возможность приобщить детей к удивительному виду искусства – рисованию песком, а также для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии. Песок - это дар природы каждая песчинка содержит лучик солнца, дуновение ветерка и капельку росы и поэтому материал как песок доступен каждому кто хотел бы с ним работать, это доступный материал каждому ребёнку для рисования, игры. Ребёнок не боится его с удовольствием действует с ним. Рисование песком способствует развитию мелкой моторики. Специалисты говорят, что данная методика даже эффективнее, чем пальчиковая гимнастика. Почему так? Потому что задачи с песком больше напрягают и мозг, и мышцы. Для сравнения стоит просто попробовать высыпать песочек равномерной струйкой или нарисовать сразу обеими руками два одинаковых солнышка слева и справа от воображаемой центральной линии. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в ходе развивающих и обучающих занятий. Специалисты в области раннего развития, настаивают на том, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движения рук, а в частности с развития движений в пальцах кисти. Это связано с тем, что развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга, его познавательных возможностей, становлению речи. Значит, чтобы развивался ребёнок и его мозг, необходимо тренировать руки. «Рука – это своего рода внешний мозг!» Кант. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения пальцев и кистей рук. Мелкая моторика рук тесно взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как внимание, мышление, пространственное восприятие, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Важным компонентом в развитии мелкой моторики рук является использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Многочисленными исследованиями педагогов доказано, что движения пальцев рук стимулируют развитие центральной нервной системы и ускоряют развитие речи ребенка. Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемами раннего возраста (Н.М.Аксарина, А.С.Галанов, Э.Г.Пилюгина, Н.П.Павлова, и др.) считают, что движения рук, связанные с включением в действие пальцев, необходимы для развития ребенка. Они не только способствуют речевому развитию, но и оказывают заметное влияние на общее психофизическое развитие, помогают ребенку сформировать образ «телесного Я», приобрести навыки невербального общения, обостряют тактильные возможности, тренируют мускульную память. Если вовремя не позаботиться о том, чтобы ребенок начал правильно захватывать и ощупывать игрушки, действовать с предметами, то в полной мере не разовьются движения кисти руки, и это скажется на успехах ребенка в любой практической и познавательной деятельности. Формирование мелкомоторных функций тем более важно еще и потому, что в раннем и дошкольном детстве сенсорные процессы развиваются особенно активно. С помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формированием самостоятельности ребенка. От того, насколько ловко ребенок научиться управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Развитие мелкой моторики, ручной умелости на занятиях с использованием техники пескографии весьма актуальна, так как именно изобразительная деятельность способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, силе, точности в выполнении действий, коррекции мелкой моторики пальцев рук. Занятия по развитию и коррекции мелкой моторики позволяет интегрировать различные образовательные области. Темы занятий переплетаются с жизнью детей, с той деятельностью, которую они осуществляют на других занятиях (по ознакомлению с окружающим миром и природой, развитию речи, и т.д.) Такое построение занятий способствует более успешному освоению образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Проект составлен в соответствии с современными нормативно – правовыми документами: - ФЗ «Об образовании в Российской федерации»№ 237 от 29.12.2012. - Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (от 17.10.2013 № 1155) - Санитарно эпидемиологические правила и нормативы к содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях 2.4.1.3049-13 от 29.05.2013г.

 

Новизна  работы заключается в том, что интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей идет через естественную деятельность для ребенка – игру с песком. Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.
Деятельность по реализации педагогической практики осуществлялась на основе следующих принципов в работе с детьми:
1. Создание естественной стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищено, проявляя творческую активность.
2. «Оживление» абстрактных символов: букв, цифр, геометрических фигур.
3. Реальное «проживание», проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный подход Воображаемого в Реальное, и наоборот.

Игры с песком на прямую способствую развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 Игра с песком – упражнения. Упражнения с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Цель упражнений по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение.

Творческая деятельность на песке – увлекательное, результативное, неповторимое занятие. Песок – бесценный дар природы, в каждой песчинке лучик солнца, дуновение ветерка, капелька росы. Песок – загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным и эластичным. Игра в песок захватывает и взрослых, и детей. Вспомните, как приятно бывает присоединиться к игре «в куличики», построить замок на морском берегу или просто смотреть, как высыпается сухой песок из вашей ладони. Песочная терапия – это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия. Строя из песка, ребенок выражает мир своей души. Любому ребенку игра в песок доставляет огромное удовольствие. Песок нередко действует на ребенка как магнит. Его руки сами, неосознанно начинают пересыпать, просеивать песок. Трогая руками песчинки, дети развивают моторику и координацию движений пальцев рук, которые напрямую влияют на развитие речи. Существует выражение «через руки к речи». Песок обладает медиативными свойствами, снимает возбуждение. Рисование песком позволяет ребенку фантазировать, воображать, развивать творческие способности. Оно также очень полезно гиперактивным детям: те быстрее успокаиваются, учатся лучше понимать и слышать себя, друзей, родителей. Существует ряд увлекательных, интересных игр, позволяющих детям почувствовать пространство песочницы и качества песка.

 Это такие игры как: «Чувствительные ладошки», «Песочный дождь», «Дороги-дорожки», «Вправо-влево», «Кто быстрее», «Следы», «Загадка», «Секретики», «Угадай- ка», «Страна», «Сапер», «Бусы для мамы» и др.

 Из отдельных предметов дети выкладывают в песочнице узоры, сюжетные композиции. Песочница не только развивает творческий потенциал ребенка, активизирует пространственное воображение, образно-логическое мышление, тренирует мелкую моторику рук, но и ненавязчиво настраивает детей на постижение моральных истин добра и зла, строит гармоничный образ мира. Песок обладает свойствами пропускать воду. В связи с этим он поглощает негативную психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует эмоциональное состояние. Процесс «игры в песок» высвобождает заблокированную энергию и «активизирует возможности самоисцеления, заложенные в человеческой психике».

Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребёнка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка. Давайте отложим на время все наши проблемы и обратимся к Ребенку, живущему внутри каждого из нас. Наверняка, ему хочется творить что-то свое; ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищенным. Эти желания могут реализоваться в играх с песком. Именно на песке строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается “семья”. Все это - Мир Ребенка, в котором он чувствует себя защищённо, где ему все близко и понятно. Применение песочницы наиболее подходит для работы с детьми дошкольного возраста.

 

 

Условия работы с детьми

1 Согласие и желание ребёнка.

2 Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход проведению занятий.

3 У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Когда все эти условия выполнены можно приступать к работе в песочнице.

Как гласит китайская мудрость: «скажи мне и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому и я научусь».

Целесообразно использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Играя в песок, ребенок насыщается разными эмоциями: волнением, радостью, восторгом, удивлением. Свои занятия я начинаю со знакомством с песком, с тактильными ощущениями, появляющимися от взаимодействия с песком. «. – Здравствуй, мы пришли с тобой поиграть. Здесь живет песочный лев. (игрушка львенок). Давай поздороваемся с ним. Он сторожит песок…. Опустим в песочек руки. Что ты чувствуешь, песок какой – теплый или прохладный, мокрый или сухой, гладкий или шершавый? А теперь поверни ладошки вверх, правда, теперь песок кажется прохладным? Давай поздороваемся с песком каждым пальчиком, а теперь кулачками. Давай поскользим «змейкой.». Параллельно делается самомассаж песком: перетирать его между пальцами, глубоко зарывать в песок руки. Все это позволяет перейти к упражнениям, направленным на развитие мелкой моторики: пальчики «ходят гулять» по песку, играют на песке, как на пианино, и т. д. После обучения детей манипуляциям с песком можно переходить к предметному конструированию. Можно строить природные ландшафты: реки, озера, моря, горы, долины, по ходу объясняя сущность этих явлений. Так, постепенно дети получают информацию об окружающем мире и принимают участие в его создании. Все песочные картины хорошо сопровождать рассказами педагога. При этом дети манипулируют деревьями, животными, транспортом и даже домами. Такие занятия развивают не только представления об окружающем мире, но и пространственную ориентацию. Параллельно можно «писать» на песке. Детям не страшно ошибиться, это не бумага, и легко можно все исправить, если допустили ошибку. И дети на песке пишут с удовольствием. Затем можно приступить к постановке сказок на песке: «Репка», «Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба». Мы рассказываем сказку и проигрываем её при помощи фигурок в разных направлениях. Постепенно ребенок учится соотносить речь с движением персонажей и начинает действовать самостоятельно. Кроме того, с помощью игр на песке можно изучать грамоту, счет. Занятия в песочнице являются очень полезными. Они улучшают эмоциональное состояние, внимание, соотнесение речи с предметными действиями. При создании песочных композиций песочница позволяет использовать 3 формы художественного творчества: скульптуру, рисунок и отпечатки на песке, а также работу с предметами. Добавление в песок воды позволяет создать весьма пластичный природный материал, который может использоваться для моделирования трехмерных форм. При помощи разных инструментов и рук на песке можно создавать рисунки и отпечатки. Естественные природные объекты и миниатюрные фигурки ребенок может найти на полках и размещает в песочной композиции. Работа с песочницей позволяет создавать новые образы и не требует специальных умений

 

 





ГЛАВА II 

 

«Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует, создает что- либо новое». Л. С. Выгодский

Современные условия дали толчок к поиску инновационных «не раскрытых», интересных и развивающих методов и технологий в работе с детьми дошкольного возраста, обеспечивающих комфортное пребывание в условиях ДОУ, сохраняющих психическое здоровье каждого ребенка и способствующие развитию творческой интеллектуально развитой личности.

 Для детей игра с песком это естественная и доступная форма взаимодействия, преобразования окружающего их мира.

Игра с песком – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Это то, что ему интересно, то чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится. Именно поэтому, мы можем использовать песок в процессе специальных занятий, целью которых является интеллектуальное развитие ребенка и развитие его творческих способностей.

 

Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

• индивидуальности;

• повышения самооценки;

• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

• подготовка руки к письму;

• коррекция нарушений внимания и поведения;

• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

• психических процессов у детей;

• двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;

• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

• более глубокое понимание и принятие себя.

Воспитанники  включаются в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также релаксации. Релаксация в заключительной части физкультурных занятий позволяет  регулировать степень психического возбуждения воспитанников, ослабить психоэмоциональное и мышечное напряжение.

Песок мы используем и на занятиях. Так на занятиях по познавательно-исследовательской деятельности дети рисуют на песке геометрические фигуры, цифры, исследуют свойства песка.

Часто практикуются игры: скользить ладонями по поверхности песка, создать отпечаток ладоней, кулачков, ребрами ладоней всевозможные узоры на поверхности песка, «пройтись по песку отдельно каждым пальчиком и многие другие.

Дети придумывают удивительные сценарий игр, создают на песке интересные сюжеты. Все это, является отличным стимулом для развития воображения и фантазии.

Развитие речи происходит в процессе живого общения детей между собой во время создания рисунка, проговаривания диалога любимого героя. Создавая сюжет и воплощая его в реальность, дети дошкольного возраста, учатся целенаправленно действовать, добиваться результата, что способствует развитию коммуникативных навыков.

Образы, созданные из песка, мимолётны и неповторимы. Зато некоторые наиболее удачные работы  можно  фотографировать  и создать фотогалерею. Сюжет из сказки «Колобок», раскидистое дерево, наряженная новогодняя ёлка с подарками, город, транспорт, персонажи из мультфильмов, животные, люди, вымышленные персонажи, абстракция, пейзажи… Возможно, пока это ещё не шедевры, но ведь все когда-то начинали с азов.

Дети играют в небольших группах, что способствует эмоциональной и социальной адаптации детей. Дети сами придумывают творческие игры, что не всегда доступно им в повседневной жизни. В играх они используют игрушки, которые принесли с собой, или вдруг решают применить другие материалы. Воображаемый мир одного ребёнка зачастую становится интересен другим, и впоследствии они уже вместе развивают сюжет. Играя в песке, дети становятся увереннее, просыпается любознательность. Стол-планшет с ровным песком привлекает их гораздо сильнее, чем чистый лист бумаги. Нетронутая поверхность песка побуждает ребёнка к свободному и нестандартному творчеству. Играя с песком, дети учатся рисовать песочные «картины», создают различные изображения. Это помогает развитию у детей  эстетического и художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений, пространственное восприятие.

 

Рисование фигур на песке является оптимальной методикой и при обучении письму. Детям нравится экспериментировать с написанием букв и слов. Дети очень гордятся тем, что могут написать печатными буквами своё имя под нарисованной ими картинкой, для такого случая   в группе есть заготовки – карточки с именами детей. Дети обучаются путем копирования и подражания. Моторные навыки, необходимые для письма, приобретаются и закрепляются при повторении упражнений. Невозможно сдержать творческие порывы ребёнка, который решил научиться писать. И стол-планшет с песком предоставляет ему прекрасные возможности для работы по достижению этой цели. Рисуя песком, ребёнок становится более усидчивым, внимательным.

Играя, дети испытывают удовольствие, и это побуждает к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребёнок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят своё выражение в реальных и видимых формах. Исчезает страх ошибиться или сделать что-то неправильно, так как всё поправимо - ошибки на песке легче и проще исправить, чем на бумаге. Песок позволяет детям почувствовать, что они в состоянии сотворить много самых разных вещей.

 

На втором этапе работа также ведётся по 3-м направлениям.
Работа с детьми.
Работа начинается ознакомления детей с песком и его свойствами, которая проводится в форме игр-экспериментов с песком и демонстрации презентации «Песок вокруг нас». Так же дети были ознакомлены  с правилами безопасной работы с песком.  

Все содержание изобразительной деятельности  кружка состоит из 3-х этапов.
знакомство с песком, подготовка рук, развитие психоэмоциональной сферы ребенка, развитие воображения, развитие кругозора, предметное рисование по песку;
сюжетное рисование по теме, подготовка к коллективной работе,

рисование насыпанием песка;
сюжетное рисование по замыслу, «раскрашивание» картин с помощью цветного песка и других сыпучих веществ.
На начальном этапе большое внимание уделяется развитию мелкой моторики, психоэмоциональной сферы детей. Дети могут создавать простейшие изображения, рисуя пальчиками по равномерно насыпанному слою песка (домик, кубик, мяч и т.д.) при этом проговаривая свои действия и описывая свой рисунок. Если ребенок что – то захочет добавить или изменить в рисунке, ему достаточно провести ладошкой по песку и вновь начать творить.
Затем дети могут создавать картины, используя технику насыпания песка. Темы работ постепенно усложняются, появляются сюжетные картины, пейзажи и т.д. Используются мелкие фигурки животных, деревьев, персонажей из сказок. В ходе работы и по окончании ее ребенок сам рассказывает о своей картине, уделяя внимание, как крупным, так и мелким объектам, что способствует познанию мира и развитию связной речи детей, так же пополняется словарный запас детей (например, при описании дерева: ветви дерева изгибистые, дорожка извилистая и т.д.)
Работа по обучению рисованию песком проходит под тихую музыку, что также способствуют развитию психоэмоциональной сферы и развитию самостоятельного творчества ребенка.
Для развития эмоциональной сферы, мелкой моторики, воображения, творческих способностей можно провести пальчиковые игры: "Гроза" "Цветочки" "Колокольчик" и т.д по лексическим темам;
психогимнастика: упражнения: "Исследование лица", "Сидящий - стоящий", "Общение в паре", "Зеркало", Упражнение "Мое настроение", "Как ты себя чувствуешь?". Игры: "Вот он какой", "Тень", "Запретный номер";
игры на развитие ассоциативности мышления: "Что на что похоже ", «Сюрреалистическая игра ", "Волшебные кляксы ", Словоассоциации";
игры на развитие воображения: «Волшебные секреты», «У бабушки в гостях», «Что это может быть?» (зрительно), «Как можно использовать этот предмет?», "Что не дорисовано?", "Чего на свете не бывает?".
Существует два основных вида рисования и основные приемы:

– Виды: рисование темным по светлому и рисование светлым по темному.

Приемы: приемы, схожие с классическим рисованием, и приемы песочного рисования (приемы вычищения, создания линий, сжатие точки, создание круглой формы высыпанием, рисование кулачком и др.). Обучение непосредственно рисованию линий, точек, завитков; использование геометрических фигур; добавление песка для насыщенности цвета; создание рисунков на основе геометрических фигур: круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника; сюжетное рисование по предлагаемым темам и замыслу.

Взаимодействуя с песком, предложите детям следующие упражнения:

– поскользить ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинка, как змейка и т.д.);

– проводить разноплановые движения ладонью (ребром);

– пройтись ладонями по проложенной трассе, оставляя на ней свои отпечатки рук;

создавать следы отпечатками ладоней, кулачков, ноготков, подушечек пальцев;

 

– создавать пальцами, ребрами ладоней, кулачков, рисовать всевозможные узоры и формы (дорожки, заборчики, тропинки, горы, ручейки, реки);

– использовать дополнительные предметы для изображения предметов и явлений (звездопад – резиновый колючий мяч, трасса, автобус, дом и т.д. – кирпичики, тонкие детали – кистью и т.д.);

– разравнивать песок ладонями;

– перетирать его, «солить», сыпать струйкой на стол, на пальчики, на ладонь и т.д.;

– рисовать обеими руками сразу.

Синхронное задействование рук очень полезно для развития 2-х основных видов восприятия: интеллектуально-логического и эмоционально целостного.

Правая рука отвечает за развитие активности, рациональности, мыслительных и аналитических способностей, интеллекта, концентрации, стимулирует развитие логических, аналитических операций, рациональность, последовательность, объективность.

Левая рука развивает в ребенке восприятие, чувства, интуицию, эмоциональность, мечтательность, образное мышление. Не секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Соприкосновение с песком влияет на развитие мелкой моторики рук, что воздействует и на качество речи ребенка

Работа с педагогами.
Для повышения уровня педагогической компетентности в вопросах рисования песком для педагогов нужно провести семинар-практикум «Рисуем песком, помогаем детям раскрывать свои потенциальные возможности». С этой же целью   проводим  открытое занятие «Путешествие с золотой рыбкой»

 

 

 

 

Заключение.
В заключении! что кроме минут восхищения, игры с песком способствуют:
развитию ручной умелости и зрительно-двигательной координации, которые необходимы для подготовки ребенка к письму;
развитию всех сторон речи;
стабилизируют эмоциональное состояние детей;
развитию произвольного внимания и памяти.
Но главное – ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа), учится понимать себя и других, закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации (навыки общения и эмпатии).
5 причин, чтобы научиться рисовать песком самому и обучить этому ребенка:
1. Простота.
2. Красота.
3. Пластичность.
4. Популярность.
5. Борьба со стрессом.
Для организации песочной терапии мне понадобились следующие материалы:
- световой ящик для песка;
- песок (обычный и кварцевый);
- вода;
- коллекция миниатюрных фигурок.
Внедряемость
Представленный педагогический опыт может быть с успехом реализован в любом дошкольном образовательном учреждении, при наличии только того необходимого минимума, требуемого при реализации метода пескографии и большой заинтересованности педагогов во всестороннем развитии детей.
Техника рисования – пескография, дает возможность развития:

• индивидуальности;

• повышения самооценки;

• мелкой моторики и повышение тактильной чувствительности;

• воображения, творческого мышления, пространственного мышления;

• речи;

• подготовка руки к письму;

• коррекция нарушений внимания и поведения;

• коррекция эмоциональных и невротических нарушений;

• психических процессов у детей;

• двух полушарий головного мозга, гармоничное развитие личности;

• снятие стресса и гармонизация внутреннего состояния;

• более глубокое понимание и принятие себя.

 

Делаем вывод: песочное рисование благоприятно влияет на будущую подготовку к школе (развитие графомоторных навыков и речевой активности т.д.), раскрывает творческие способности, создает ситуацию успеха, так как все, что не получилось, легко можно исправить движением руки! Я скажу просто: рисование песком рекомендовано всем возрастам без исключения – детям и взрослым – как медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье, так и творческая деятельность.

Песок простейший и вместе с тем очень действенный материал для того чтобы понять свои эмоции, раскрыть новые чувства, проявить себя творчески и найти для себя максимально гармоничное внутреннее состояние в нашем непростом мире!

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Мариелла Зейц. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница: [адаптированный перевод с англ. ] – М.: ИНТ, 2010 -94с.:ил. Редактор русского издания И. А. Качанова.

2. Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду: Пособие для педагогов дошкольных учреждений, преподавателей и студентов педвузов и педколледжей. – М.: Мозаика-Синтез, 2004. – 256 с.

3. Сапожникова О. Б, Гарнова Е. В. «Песочная терапия в развитии дошкольников». М.: ТЦ Сфера, 2014-64с.

4. Толстикова О. В., Савельева О. В. Разработка основной общеобразовательной программы–. образовательной программы дошкольного образования: методические рекомендации [Текст] / О. В. Толстикова, О. В. Савельева; ГАОУ ДПО СО «ИРО», каф. педагогики и психологии. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2014. –224с.

5. Федосеева М. А «Занятие по развитию эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии». Волгоград: Учитель 2014-122с.

6. http://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-vospitatelei-po-ispolzovaniyu-tehniki-risovanija-peskom.html

7. http://odetsad5.ru/blog/view/45415

8. http://bskdou22.ru/sites/default/files.pdf

9. http://www.maam.ru/detskijsad/zdorovesberegayuschie-tehnologi-pesochnaja-terapija-programa-korekcionogo-razvitija-igraem-s-peskom.htm

 

 

 

                                                       

 

 



































Приложение

 С учетом особенностей зрительного восприятия предлагается деревянный ящик размером 50см:70см:10см (для индивидуальной или подгрупповой работы). Эти размеры отражают площадь зрительного восприятия и дают представление «мира как на ладони». Высота борта в 10см дает возможность работать с песком, но не создает ощущения бездонной ямы. Естественно, технология изготовления ящика не предполагает использования гвоздей, поскольку это может травмировать детей. Изготовив крышку для ящика, вы решаете проблему лишнего места, потому что можете использовать его как столик, подставку, полку. Исходя из опыта работы, рекомендуем вам изготовить второе дно. Дно ящика, выкрашенное голубой, лазоревый, небесный цвет, обозначает воду, море; голубые борта – воздух и небо (можно использовать также приятные оттенки зеленого). Второе дно можно покрасить в основные цвета для решения сенсорных задач или выкрасить в любой цвет в зависимости от вашего желания ли решаемых задач. На дно насыпается мелкий песок слоем примерно 5-7 см. следуя санитарно-гигиеническим требованиям, используемый песок должен быть сертифицирован.

Обязательный компонент для работы в песочнице – фигурки или их изображения. Их разнообразие ограничивается только вашими возможностями. Существует перечень обязательных объектов.

Люди. Должны быть разного роста и пола. Необходимо также иметь несколько фигурок младенцев, детей, матерей, отцов, бабушек и дедушек. Должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок, включая ведьм и колдунов. Подберите людей с разным цветом кожи, а также в различных эмоциональных состояниях. В настоящее время эти возможности подбора предоставляют наборы Лего.

(для большего количества детей рекомендуется использовать ящик размером 100см:140см:10см)

 

Животных хорошо бы представить во всем многообразии: животные Крайнего Севера, жарких стран и т. д.; дикие и домашние; птицы (хищные, домашние, дикие и т. д.), рыбы, насекомые. Увеличенные фигурки насекомых могут использоваться как монстры. К их категории можно отнести и фигурки вымерших животных, например, динозавров. Категория монстров должна присутствовать обязательно, даже если мы проводим образовательные, а не психотерапевтические мероприятия. Они, как правило, указывают на детские страхи.

Наборы «Зоопарк» прекрасно решают задачу насыщения этой группы.

Символы социализации. В эту группу войдут дома, постройки, различные виды транспорта (машины, лодки, катера, самолеты, вертолеты), заборы и друге виды ограничений.

Различные детские наборы (Лего, Барби, киндер-сюрпризы и др.) помогут в подборе материиала это группы.

Расительный мир. Достаточно условная группа, здесь вполне подойдут фигуры деревьев, кустарников, цветов из наборов «Зоопарк». Их ожно изготовить и собственными руками.

Символические предметы. Наконец-то найдено применение рассыпавшимся бусам, одиноким пуговицам, кристаллам, сломанной бижутерии, маленьким флакончикам и ракушкам, привезенным с моря.

Для проведения психотерапевтической работы рекомендуется устроить «супервижн» - выставить на обозрение все фигурки и предмтеы. Для проведения педагогического или коррекционного воздействия вполне достаточно ограничиться набором фигурок, необходимых для решения педагогических, развиващих и коррекционных задач для данного задания.

Проводя педагогические, коррекционные мероприятия в песочнице, мы даем реьенку новую площадку, создаем мотив для получения знаний. Однако работа с песком – искушение для ребенка, в первую очередь за счет интереса и нестандартнх ощущений. Именно поэтому необходимо оговорить с детьми общие правила поведения в песочнице. Таким образом, выделяется ритуал входа.

Ритуал входа.

С точки зрения автора, этот этап обязателен не только для психотерапевтической работы, но также и при проведении занятий. Цель данного этапа – определить, «узаконить» правила поведения в песочнице. Особая ценность метода заключается в том, что с этого момента контролирующие и регулирующие функции переходят от логопеда, психолога, воспитателя к некоему персонажу. Именно он позиционирует себя как существо, определяющее рамки и правила поведения, возлагает на себя право регулировать взаимоотношения детей, работающих в песочнице. Кто это может быть? при первом посещении песочницы, ознакомлении с ней мы, конечно, предлагаем готовый персонаж: Королева или Царица песка, Король или Царь пустыни, Принцесса Песчинка…. Можно использовать реальных жителей пустыни: например, Король верблюдов или просто верблюд, или Золотой, или Песочный, но все равно верблюд. Прекрасно подходит образ черепахи, в том числе Тортиллы. Учитывая склонность современных детей старшего дошкольного возраста к ужастикам, полагаем возможным привлекать соответствующих тематике покемонов, бакуганов, трансформеров, биониклов и прочих монсров. Говоря о реальных жителях пустыни, можно использовать образы сусликов, тушканчиков, змей, известных своей мудростью и беспощадностью, ящериц и, учитывая вездесущность, птиц. Уверена, что вы поняли: выбор персонажа ограничивается лишь вашей фантазией. Безусловно, данная фигурка представляется участникам процесса соответствующим образом украшенная и одетая.

Данный персонаж приглашает детей в свою страну, однако определяет и правила взаимодействия с песком. Попытаемся определить их:

- песок не разбрасывать;

- не сыпать;

- не есть;

- не разрушать постройки других;

- не заливать всю песочницу водой;

- не уносить игрушки.

 В дальнейшем ритуал входа может быть видоизменен, и правила поведения, положим, предлагается озвучить самим детям. Это и развивает речь, и повышает уровень ответственности, и включает механизм саморегуляции.

Задания могут транслироваться как сказочным персонажем, так и педагогом в зависимости от елей занятия и ситуации.

Некоторые педагоги предлагают дополнять ритуал входа музыкальным сопровождением.

В структуре занятия на ритуал входа, как правило, отводится от 3 до 5 мин.

Основная часть.

Развитие мелкой моторики.

Эта часть работы представляется наиболее очевидной и приятной. Дети старшего дошкольного возраста выполняют движения или задания по описанию, собственному опыту или по подражанию, а вот малыш только учатся, и поэтому следует первоначально действовать «рука в руке». Тем не менее в ходе выполнения заданий можно решать задачи перцептивного развития. Перечислим задания:

- действия с песком: сжать его в кулачке, а потом разжать; то же, но кулачок приподнять над поверхностью песочницы; то е двумя ладонями одновременно; захватить песок в щепотку и разжать; то же, но, мелко перебирая пальцами, потихоньку высыпать песок из пальцев; то же с насыпанием дорожки из песка; засыпать палец или ладонь песком другой рукой; выложить по насыпанной дорожке горошины или камешки; перетирать песок между ладонями и т. д.;

- отыскать в песочнице предметы (мелкие пуговицы, кедровые орешки, бусин, звездочки с погон). Причем первоначально предметы могут быть и довольно крупными, с учетом неразвитости детских пальчиков, например, каштаны, крупные пуговицы и фрагменты бижутерии, фигурки животных;

- определенный предмет;

- предметы с определенными характеристиками (гладкие – шершавые, большие – маленькие, какой-либо формы);

- охарактеризовать предметы расположенные в определенном месте. Например: отыщи предметы, расположенные в правом верхнем углу, расскажи о них;

- прикосновения к поверхности песка: прикоснись ладошкой, ребром ладони, пальцем (ми).

Рисование на песке.

Дорожки. Начинаем с простых линий. «Дорожка для слоненка к его домику». Затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и протяженности.

Заборчики, которыми огораживаем все, что лежит в песочнице.

Дожди. Еще одна возможность отработать вертикальные линии.

Лесенки. Для самых разных существ или самых разных размеров научат совмещать вертикальные и горизонтальные линии.

Следы. Вы можете предлагать оставить на песке следы вполне определенных существ. Например, следы бегемота или паучка или даже первые крупные капли дождя. Оставленные следы хорошо бы обсудить: кто их оставил, как его зовут, куда он шел, откуда, в каком эмоциональном состоянии пребывал. Затем, развивая воображение детей, можно предлагать оставлять следы несуществующих животных.

Волны. Являются модифицированными дорожками и их вполне первоначально можно называть именно так. Для разнообразия можно использовать название «змейки».

Работа с контурами и шаблонами. Обведение пальцем контура или шаблона вплотную подводит ребенка к овладению письмом.

В системе М. Монтессори есть упражнения с песком. Это различные засыпания, пересыпания песка в различные емкости. Причем можно ставить самые разные задачи и развивать как двигательные и начертательные, так и когнитивные навыки. Все зависит от поставленной задачи.

Хотелось бы отметить, что сейчас рисование на песке активно разрабатывается как особое направление изобразительной деятельности. Это, безусловно, будет способствовать развитию мелкой моторики рук ребенка.

Ритуал выхода.

Сразу оговоримся, что помимо речи в песочнице можно развивать и математические представления, и когнитивные, и психические процессы.

Помимо представления о пространстве и ориентировке в нем песочница может служить стендом для решения математических задач, площадкой для формирования представлений об объеме.

Однако все хорошее рано или поздно заканчивается, как заканчивается выполнение всех запланированных педагогом заданий. И тогда сказочный персонаж, который приглашал детей к игре в песочнице, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «страну», привести ее в первоначальный вид. Можно использовать сюжеты «День – ночь», о котором упоминалось выше, или мотив приготовления к отдыху. В ходу выполнения практических занятий в песочнице мы открыли момент «прощания с песком». Дети трогательно гладят песок, смотрят на него, обещают вернуться вновь. С этого момента и начинается ритуал выхода.

Сказочный персонаж может самостоятельно – что разумно и оправдано для малышей – перечислисть задания, выполненные детьми, а может попросить их самих вспомнить, чем они занимались в песочнице. Хозяин страны дает общую или персональную оценку действиям, усилиям и результату детей, что, как известно, всегда повышает мотивацию для дальнейших занятий. И - еще один важный момент! – обязательно благодарит за посещение, работу, бережное отношение, выполнение правил поведения в песочнице. Здесь же можно от имени хозяина страны попросить вернуть игрушки и фигурки.

Ритуал выхода необычайно важен с психологической стороны, особенно благодарность. Этого, как правило, не происходит в конце традиционной познавательной деятельности. Получение положительного заряда в конце занятия выгодно выделяет деятельность в песочнице и закрепляет желание ее повторять.

Продолжительность ритуала выхода составляет 5-6 мин.

 

      

 

 

Демонстрация коллекции игрушек:

               «Сказочные герои»

Цель: познакомить детей с коллекцией игрушек для игр и занятий в песочнице.

Развитие тактильного восприятия и зрительной памяти.

Развитие и расширение представлений ребенка об окружающем его мире живой и неживой природы.

Создать радостное настроение.

Оборудование: лопаточки (маленькие); совочки; сито; воронки; разнообразные формочки; миниатюрные игрушки (высота 5-7см) изображающих животных, растений, людей, мебели, машинок; различные здания и постройки; бросовый материал (камешки, ракушки, веточки, палочки, пуговицы, соломинки для коктейля, маленькие шарики и т.д.)

Ход: «Принцесса песочного мира» хочет показать вам игрушки для игры с песком. Их можно брать в руки, рассматривать, играть с ними.

                                                                            

     Знакомство с правилами игры с песком.

Целесообразно познакомить детей с правилами поведения во время игр: стараться не высыпать песок из песочницы: (воду стараться не выливать); «Принцесса песочного мира» загрустила, потому что её подружки песчинки потерялись и не смогли вернуться домой в песочницу. Она просит вас:

•    Береги малыш песчинки –не выбрасывай их из песочницы, если случайно песок высыпался – покажи взрослому, он поможет вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать, подбрасывать песок.

•    Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются в других детей. Нельзя брать песок в рот.

•    «Принцесса песочного мира» очень любит, когда у детей чистые руки и носики. Поэтому после игры с песком или водой – вымойте руки и покажите чистые ладошки зеркалу.

Завершая игры в песочнице, дети разбирают свои постройки, складывают игрушки по местам, разравнивают песок, кладут ладошки на поверхность песка и произносят слова благодарности:

                   В ладошки наши посмотри-

                   Мудрее стали ведь они!

                   Спасибо, милый наш песок –

                   Ты всем нам подрасти помог!

                                                                                 

     Наблюдение за песком на прогулке.

Обратить внимание детей на песочницу. Чем отличается сухой песок от мокрого?

Предложить детям пройти по влажному песку. Где остаются более четкие следы? Можно воспользоваться «печатками». Что происходит со следами, если песок сухой?

    Игра на песке «Волшебные секреты»

Цель: учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами.

Развивать тактильные ощущения от соприкосновения с сухим и мокрым песком.

Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации.

Ход: приготовить разноцветные камешки, искусственные листья, фантики, кусочки оргстекла. Воспитатель начинает подбирать секретики, зарывая их в песок, отыскивать, комментируя свои действия. «Вот какой красивый, блестящий камушек! Нравится? Положу в эту ямку и зарою. Ой! Где же мой секретик? Помоги мне его на

             Игра – занятие с песком

                 «У бабушки в гостях»

Цель:

1 Учить детей отвечать на вопросы воспитателя полными ответами. 2 Активизировать в речи слова: «сыплется», «сухой», «мокрый», «прилипает».

3 Развивать зрительное восприятие, мышление, речь детей.

4 Воспитывать у детей интерес к разыгрыванию игровой ситуации.

Пособия:

Песочница с чистым, сухим песком. Игрушечные фигурки: петушок, домик, бумажные – солнышко и тучка, лейка с водой, цветные камешки, рули, влажные салфетки для рук.

Ход занятия:

Мотивация: бабушка Матрена встречает детей и показывает двор – песочницу, где живут её животные, бабушка обращает внимание детей на то, что во дворе у неё песок.

Воспитатель приглашает детей поехать на машине в гости к бабушке Матрёне в деревню. Дети берут рули и со словами «едут в деревню»:

                    «Машина, машина, куда идёшь?

                     Машина, машина, кого везёшь?

                     Машина, машина, быстрей поезжай.

                     Машина, машина, ты нас покатай».

Вот и приехали! (в это время воспитатель быстро надевает косынку и фартук, она берет на себя роль бабушки Матрены). Бабушка встречает детей, здоровается с ними, показывает свой двор (песочницу), и обращает внимание детей на то, что во дворе у нее песок. Детям предлагается потрогать песок и сказать, сухой или мокрый песок, сыплется он или прилипает к рукам.

Бабушка предлагает отгадать загадку:

         «Утром рано встаёт, ку-ка-реку поёт!».     (петушок)

Появляется петушок, он важно ходит по двору. Воспитатель предлагает детям показать пальчиками как петушок ходит по двору:

          «Петя, Петя, Петушок! Петя, красный гребешок.

           На заборе сидит, ку-ка-реку говорит».

Внимание детей обращается на то, что на сухом песке не остаётся следов. Петушок ходит по двору, ищет зёрнышки, но никак не может найти. Детей просят помочь Петушку найти в песке зернышки (дети закапывают руки в песок, ищут мелкие камушки – зернышки, и складывают в миску). Когда все зёрнышки собрали, воспитатель предлагает детям покормить Петушка, насыпать зернышек (дети имитируют движения, зовут цып, цып). Хорошо у бабушки в деревне, тепло – солнышко пригревает! Вдруг подул ветер, налетела туча и закрыла солнышко, стало темно и закапал дождик «Кап-кап» (воспитатель поливает из лейки песок). Испугался Петушок и убежал.

Физминутка

Капля первая упала – кап!               Сверху пальцем показать траекторию

И вторая побежала – кап!                     её движения и проследить взглядом

Мы на небо посмотрели,                 смотрят вверх      

Капельки кап – кап запели,     

Намочили лица, мы их вытирали.   Вытирают лицо руками            

Туфли посмотрите – мокрыми стали. Смотря вниз

Плечами дружно поведём                движения плечами

И все капельки стряхнём.

От дождя убежим,                           приседают, руки над головой

Под кусточком посидим.

Дождик покапал и прошел. Снова выглянуло солнышко. Воспитатель обращает внимание детей на песок во дворе: был сухим, стал мокрым. Предлагает потрогать песок руками: песок не сыплется, а прилипает к рукам, потому что он мокрый. Вышла бабушка во двор, посмотрела, где Петушок? А во дворе сыро. Как же бабушке пройти к домику, где сидит Петушок? Детям предлагается выложить из камешков дорожку к домику (дети выкладывают дорожку).

Воспитатель предлагает протереть руки влажными салфетками.

Дети прощаются с бабушкой и петушком. Затем подводит итог, говорит что ребята молодцы, хорошо играли, спрашивает как играли, что делали (искали зернышки для Петушка, строили дорожку к домику). Дети берут рули и с теми же словами едут в детский сад.

                                                                                                    

                                                                                    

     

 

Дидактические игры – упражнения

                 Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей.

Ход:

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры, простые/ сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики и лесенки). Ребёнок должен нарисовать такой же узор внизу на песке.

Те же узоры на песке изготавливаются путём выкладывания в заданной последовательности предметов (камешков, желудей, пуговиц и т.д.).

«Принцесса песочного мира»: «Сегодня мы с тобой будем украшать наш песочный дом. Посмотри, какие узоры на песке можно нарисовать. Нарисуй как я… Придумай свой узор, рисунок.

 

    

                              Игра – упражнение

          «Мы волшебники – мы создаем мир»

 Цель: развитие и расширение представлений ребёнка об окружающем его мире живой и неживой природы, о рукотворном мире человека.

Ход:

Взрослый показывает способы построения в песочнице разнообразных живых и неживых сообществ – это город, деревня, лес, озеро, остров и т.д., а затем в игровой форме побуждает ребёнка строить самостоятельно и по инструкции разнообразные природные и рукотворные сообщества.

«Принцесса песочного мира»: «Сегодня ты превращаешься в волшебника, но даже волшебство не совершается просто так. Сейчас «Принцесса» наколдует лес, она произнесет волшебные слова «Ёлки, березки, боровики». Ты должен закрыть глаза и подождать немножко, только без разрешения глаза не открывай (в это время воспитатель засаживает песок игрушечными деревьями, цветами, грибами). Открой глазки и посмотри, как красиво, интересно у неё получилось! У «Принцессы» есть замечательные помощники – пальцы (взрослый сжимает-разжимает пальцы, ходит ими по песку, выкапывает ямки, ребенок делает то же). Попроси свои пальчики помочь тебе в колдовстве. А теперь произнеси те же слова, что и «Принцесса», и наколдуй другой лес».

Если ребенок неправильно воспроизвел «волшебные слова», часть игрушек взрослый прячет, вновь повторяет слова. После «посадки леса» воспитатель может вводить для запоминания ребенку ещё несколько дополнительных слов, связанных с сюжетом, например название деревьев, цветка, гриба (новых слов – не более 3-4).   

                  

 

 

Консультация для родителей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: