Жизненный путь Ю. Григоровича

Артист балета, балетмейстер Ю. Григоровича

Традиции и новаторство в балетах

Значительные явления в искусстве происходят на перекрещивании традиций и современности. Каждое произведение искусства включено в художественный процесс, именно в нем можно увидеть черты преемственности, которые связывают его с прошлым, и обновления, рожденные настоящим, опору на предшествующее развитие и творческое новаторство. Ценность культуры в художественном творчестве немыслима вне традиций, опыта, без использования достижений, завоеванных ранее. Не менее важны для искусства и чувство сегодняшнего дня, веяния современности, составляющие его душу. Связь прошлого с настоящим рождает в искусстве единство традиций и новаторства. В хореографии эта проблема очень актуальна. Для дальнейшего рассмотрения нужно выделить ее важные стороны.

Понятие традиция многогранно, но если ответить кратко, то можно сказать, что это жизнь прошлого в настоящем. Жизнь самих созданных в прошлом балетных произведений на сценах театров, так и претворение, творческое использование завоеванных в них достижений при создании новых современных балетов.

В старых балетах есть достаточного много близкого нам в содержании, художественной форме, ценного не только для своей, но и для современной эпохи. Их иногда считают наивными и устаревшими по своим идеям. Но если бы это являлось верным, то они не ставились бы сегодня и не могли заложить основы нашего балета. Такие идеи, как победа добра над злом, трагическая гибель любви в жестоких условиях жизни, верность долгу в испытаниях, мечта о прекрасном и совершенном мире, утверждение красоты человека – все эти моменты старых балетов имеют общечеловеческую ценность, а потому близки нам и сегодня.

Общечеловеческая ценность прошлых балетов усиливается благодаря музыке, которая поднимает часто наивные образы и устаревшие сюжеты на большую художественную высоту, рисует благородные человеческие характеры, раскрывает драматизм жизненных конфликтов, несет в себе возвышенные идеи.

Содержательность и красота музыки дали основу для развития хореографии в постановках Ф. Тальони, Ж. Перро, А. Сен-Леона, М. Петипа, Л. Иванова и других балетмейстеров, создавших шедевры танцевального искусства, которые живут до сих пор и являются важнейшим источником для балетного театра наших дней. Этим балетам было суждено прямое воплощение образов современности, они вращались в круге сказочно-легендарной тематики, фантастических образов. На них накладывала печать придворно-аристократическая эстетика императорских театров с ее тенденциями к развлекательности, пышной зрелищности, уходу от актуальных жизненных проблем. Но содержательные завоевания в них были, и если бы не они, данные балеты давно бы умерли.

Только подлинная ценность образного содержания старых балетов могла дать основу для разработки богатств художественной формы, которые неисчерпаемы. К ним относятся язык классического танца, формы хореографической драматургии, принципы построения спектакля. Использование традиций дает балету не только высокую культуру, но и богатство возможностей при отражении современности. Эти возможности не только бы обеднились, но и свелись на нет, если бы наш балет не черпал свои ресурсы из прошлого.

А что же такое новаторство? Можно сказать, что это новый лик искусства, обусловленный жизнью сегодняшнего дня. Новаторство и современность – синонимы, так как новаторство всегда рождается под влиянием требований современности. Как и традиции, новаторство проявляется в балете многообразно – и в содержании, и в форме. Оно подразумевает то, что балет порожден интересами, проблемами, идеями, волнениями сегодняшнего дня и воплощает их в своем образном споре. Эта идейная сторона новаторства может выявляться в самой различной тематике: исторической, сказочно-легендарной, подчеркнутой из художественной литературы. Но наиболее прямо и непосредственно она проявляется в современных темах, заимствованных из окружающей жизни. Воплощение современных тем представляет для балета определенную трудность, потому что в прошлом балет его почти не знал. Отсутствие традиций рождает в данном случае сложность решения творческой задачи в настоящем. Новаторство проявляется и в художественном языке, который обновляется с учетом новых идей, тем, образов, под влиянием достижений смежных искусств. Современность содержания и формы искусства обеспечивает его путь к зрителю. Искусство, в котором ее нет, становится неинтересным и чуждым.

И традиции, и новаторство балетному искусству в равной мере необходимы, без них оно не может существовать. В лучших образцах хореографии эти начала существуют во взаимном сопряжении, друг от друга нераздельно. Прошлое умрет, если оно не будет оплодотворено настоящим. А новаторство без опоры на прошлое останется лишь благим намерением, не найдет подлинно художественного воплощения.

В общей форме закономерность единства традиций и новаторства понять легко. Но на практике достичь его сложно, здесь мы нередко встречаемся с разного рода ошибками и крайностями. В истории балета единство традиций и новаторства на разных этапах развития достигалось различно. С другой стороны, на практике встречается не единство, а разрыв традиций и новаторства.

Жизненный путь Ю. Григоровича

Юрий Григорович - один из самых выдающихся хореографов XX века. Автор восьми оригинальных балетов, созданных в сотрудничестве с художником Симоном Вирсаладзе, а также редакций практически всех классических балетов, составляющих основу репертуара Большого театра.

Юрий Николаевич Григорович родился 2 января 1927 года в Ленинграде в семье служащего. По окончании ЛХУ в 1946 году (занимался под руководством Бориса Шаврова и Алексея Писарева) и до 1961 – артист балета ГАТОБа, где где танцевал сольные характерные и гротесковые партии. Среди его ролей в театре – Шурале («Шурале» Ф. Яруллина), Божок («Баядерка» Минкуса), Половчанин («Половецкие пляски» Бородина), Нурали («Бахчисарайсий фонтан» Асафьева), Северьян («Каменный цветок» Прокофьева).

Выпускником стал первым исполнителем партии Дона Карлоса в балете Леонида Якобсона «Каменный гость» (1946).

Первые постановки осуществил в Ленинградском Доме культуры им. А. М. Горького. Балеты «Аистенок» Д. Клебанова, «Семеро братьев» А. Варламова (1948).

1961 – 1964 – балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова.

В 1964 – 1995 годах Григорович занимал пост главного балетмейстера Большого театра (в 1988 году должность была переименована в художественного руководителя балетной труппы), с 2008 года — его штатный хореограф.

На сцену Большого театра балетмейстер перенес свои балеты «Каменный цветок» (1959), «Легенда о любви» (1965) и «Ромео и Джульетта» (1979).

Под редакцией Григоровича в главном театре страны были осуществлены постановки классических балетов «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда», «Жизель», «Корсар».

В 1991 – 1994 годах Григорович руководил основанной им труппой «Большой театр – студия Юрия Григоровича».

В 1993 – 1995 годах сотрудничал с балетной труппой Башкирского государственного театра оперы и балета.

В 1996 стал фактически основателем театра балета в Краснодаре. Состоялись премьеры постановок «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Спартак», «Ромео и Джульетта», «Золотой век», «Каменный цветок», «Легенда о любви», «Иван Грозный» и другие.

В 1999 году Григорович вернулся на московскую сцену, осуществив постановки в театре «Кремлевский балет» - «Ромео и Джульетта», «Иван Грозный» (2001), «Корсар» (2007).

18 ноября 2011 года с триумфом прошла балетная премьера на сцене Большого театра «Спящая красавица» Чайковского. А в 2016 году был представлен возобновленный балет «Золотой век» Д. Шостаковича и новая хореографическая редакция «Каменного цветка» Прокофьева.

Юрий Григорович также поставил спектакли в театрах Новосибирска, Екатеринбурга, Минска, Таллина, Вены, Парижа и других городов.

Балетмейстер ведет активную преподавательскую деятельность. В 1974-1988 годах был профессором балетмейстерского отделения Ленинградской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. С 1988 года является профессором, заведующим кафедрой хореографии и балетоведения Московской государственной академии хореографии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: