Правовые основы государственной социальной помощи

Прежде всего, обратимся к основному закону государства, особому нормативному правовому акту, имеющему высшую юридическую силу – к Конституции Российской Федерации. В соответствии со статьей 7, Российская Федерация является социальным государством, обеспечивающим достойную жизнь и свободное развитие человека. Достойная жизнь, в отличие от человеческого достоинства (ст.21 Конституции РФ), - это публичная категория, характеризующая уровень и качество жизни в конкретном государстве. Разумеется, в сознании каждого индивидуума формируется свое представление о достойном лично его уровне и качестве жизни, основанном на его собственных возможностях, уровне притязаний, образовании и культуре. А достойная жизнь в конституционно-правовом смысле – это тот минимальный стандарт, который государство, провозгласившее себя социальным, обязано обеспечить каждому своему гражданину. Реализация принципа социального государства основана на том, что большинство граждан данного общества вполне в состоянии самостоятельно обеспечить себе достойный уровень жизни, существенно отличающийся от того минимума, который устанавливает для своих граждан государство. Основой этого является свобода экономической деятельности (ст.8 Конституции РФ), предпринимательская деятельность (ст.34 Конституции РФ), свобода различных видов творческой деятельности (ст.44 Конституции РФ) и другие виды деятельности, развивающиеся и поддерживаемые государством в современном, экономически развитом демократическом обществе.

Хотя Конституция непосредственно не регулирует правоотношения в сфере государственной социальной помощи, она устанавливает основные принципы, на которых базируется как данный вид социальной помощи, так и социальное обеспечение в целом. Так статья 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется не только на самом высшем, конституционном уровне, но и в международном праве (ст.22 Всеобщей декларации прав человека). Россия, как социальное государство, берет на себя обязательства по предоставлению социальной помощи нуждающимся в ней гражданам.

На основе принципов, закрепленных в Конституции Российской Федерации и международных договорах, в России принят ряд других законодательных актов, которые регулируют государственную социальную помощь.

Среди нормативных актов, особое место занимает Федеральный закон от 17 июля 1999 года №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», который был принят Государственной Думой 25 июля 1999 года. Данный закон регламентирует правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Закон «О государственной социальной помощи» закрепляет понятие государственной социальной помощи, ее источники, виды и размер, а также порядок назначения, категорию получателей и иные важные вопросы в сфере его регулирования. Этот Федеральный закон выделяет полномочия Российской Федерации в области оказания социальной помощи. В соответствии со статьей 4 к ведению в Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи относятся: принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам установления основ правового регулирования в области оказания гражданам государственной социальной помощи; разработка и реализация федеральных целевых программ оказания государственной социальной помощи на всей территории Российской Федерации; формирование федерального бюджета в части расходов на оказание данного вида помощи; установление видов государственной социальной помощи, оказание которых обязательно на территории Российской Федерации. Согласно статье 14 Федерального закона «О государственной социальной помощи», данный закон вступает в силу со дня установления Правительством Российской Федерации величины прожиточного минимума в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».

Следовательно, следующим законодательным актом, который регулирует оказание государственной социальной помощи, является Федеральный закон от 24 октября 1997 года №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». Настоящий Федеральный закон устанавливает правовую основу для определения прожиточного минимума в Российской Федерации и его учета при установлении гражданам Российской Федерации государственных гарантий получения минимальных денежных доходов и при осуществлении других мер социальной защиты граждан нашей страны. Также закон регулирует следующие вопросы: назначение прожиточного минимума, определение потребительской корзины, порядок ее установления, величина прожиточного минимума, периодичность ее исчисления и порядок установления, а также учет величины прожиточного минимума при оказании государственной социальной помощи гражданам в субъектах Российской Федерации.

Необходимо также выделить еще один немаловажный документ: Федеральный закон от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ «О порядке учета дохода и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной помощи». Данный закон определяет, какие виды доходов должны учитываться при определении среднедушевого дохода, а также как должен рассчитываться среднедушевой доход, для предоставления указанным в законодательстве категориям граждан государственной социальной помощи. Также этот закон определяет, за какой период должны учитываться доходы, какими должны быть эти доходы и как рассчитать среднедушевой доход малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина за необходимый расчетный период. Издание этого закона своеобразно дополняет Федеральный закон «О государственной социальной помощи», так как в вышеназванном законе не определялся порядок исчисления среднедушевого дохода. Данный закон вносит необходимую ясность, как для органов социальной защиты населения, так и для граждан, обращающихся в эти органы за необходимой помощью.

Среди нормативных актов также следует обратить внимание на Федеральный закон от 31 марта 2006 года №44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Данный Федеральный закон устанавливает потребительскую корзину для основных социально-демографических групп населения в целом по России, а также определяет, что потребительская корзина для основных социально-демографических групп населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети) в целом по Российской Федерации определяется не реже одного раза в пять лет и устанавливается в определенных составе и объемах (в натуральных показателях).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: