Сущность и содержание основных понятий в сфере государственной социальной помощи

Для правильного понимания норм института государственной социальной помощи необходимо определить основные его понятия.

В статье 1 Федерального закона «О государственной социальной помощи» определено основное понятие государственная социальная помощь – предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в настоящем Федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и необходимых товаров.

В свою очередь социальное пособие – безвозмездное предоставление гражданам определенной денежной суммы за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Субсидия – имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг.

Набор социальных услуг – перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Данная помощи оказывается гражданам с целью поддержания уровня жизни малоимущих семей, то есть выравнивания с гражданами со средним достатком, которые не нуждаются в данной помощи. Государственная социальная помощь может быть оказана в виде денежных выплат и в виде натуральной помощи.

Категории граждан, получающих помощь, ее виды, формы и размер определяются органами социальной защиты населения.

Предоставление каких-либо видом социального обеспечения, например пенсий, медицинской помощи, должно осуществляться согласно принципам права социального обеспечения.

Социальное обслуживание осуществляется на основе принципов, закрепленных в законодательстве. К ним относятся:

Адресность – предполагает социальное обслуживание только тех лиц, которые оказались в трудной жизненной ситуации и в силу этого нуждаются в получении определенного вида социальных услуг.

Доступность – означает реальную возможность беспрепятственно воспользоваться социальным обслуживанием лицам, в них нуждающимся.

Добровольность – означает, что социальные услуги гражданам предоставляются только с их согласия.

Гуманность – свидетельствует о необходимость проявления уважительного отношения к нуждающимся в социальных услугах гражданам со стороны работников учреждений социального обслуживания.

Приоритетность – проявляется в предоставлении социальных услуг в первую очередь особо нуждающимся в них гражданам, например несовершеннолетним, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Конфиденциальность – указывает на необходимость сохранения тайны сведений о лицах, которым предоставляются те или иные услуги социальными работниками учреждений социального обеспечения.

Профилактическая направленность социального обслуживания – заключается в предотвращении возможных отрицательных последствий трудной жизненной ситуации, с которыми сталкиваются граждане в реальной жизни.

Обратимся также к Федеральному закону «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В статье 1 сказано, что потребительская корзина – необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания; прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы; среднедушевой доход семьи (одиноко проживающего гражданина) – совокупная сумма доходов каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), деленная на число всех членов семьи.

Прожиточный минимум выражает так называемую «черту бедности». Существование малообеспеченных групп населения – это острая социальная проблема каждого современного государства, даже самого богатого. Бедность есть оценка дохода, состояние, когда основные потребности человека превышают имеющиеся денежные средства для их удовлетворения. С другой стороны, бедность выражает минимум условий воспроизводства рабочей силы и личности. К причинам бедности в западных моделях развития относят различия в собственности, оплате труда и личных качествах людей, образовании и подготовке. В нашей экономике к числу реальных факторов малообеспеченности можно отнести многодетность, низкий уровень пенсионного обеспечения и низкие заработки.

Величина прожиточного минимума является основной для установления минимального размера оплаты труда, тарифных ставок (окладов) по оплате труда работников бюджетной сферы, минимального размера пенсий по старости, а также для определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат. Таким образом, прожиточный минимум выступает минимумом материальной обеспеченности, или минимальным потребительским бюджетом, который служит исходным пунктом формирования социальных программ общества.

Прожиточный минимум включает экономический и социальный минимумы. Экономический минимум определяет ту величину дохода, которая дает возможность удовлетворить потребности в питании на уровне физиологических норм, возмещающих энергетические затраты и позволяющие взрослому человеку работать, воспитывать детей, сохранять здоровье. Он включает расходы на продовольствие, лекарства, бытовые услуги, транспорт и другое. Социальный минимум гарантирует не только удовлетворение физиологических потребностей, но и покупку некоторых предметов гардероба, мебели, удовлетворение социальных потребностей.

Для подсчета прожиточного минимума может использоваться метод «потребительской корзины», то есть подсчитываются цены минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, которыми пользуется человек.

В соответствии с Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации» потребительскую корзину образуют: продукты питания (хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, мука, крупы, бобовые), картофель, овощи и бахчевые, фрукты свежие, сахар и кондитерские изделия в пересчете на сахар, мясопродукты, рыбопродукты, молоко и молокопродукты в пересчете на молоко, яйца, масло растительное, маргарин и другие жиры, прочие продукты (соль, чай, специи)); непродовольственные товары; услуги. Стоимость непродовольственных товаров и услуг устанавливаются в процентном соотношении к стоимости продуктов питания и составляют 50%.

Особо следует оговориться, что прожиточный минимум для расчета социальных доплат к пенсиям определяется законом о федеральном бюджете. В Федеральном законе от 5 декабря 2017 года №362-ФЗ "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» величина прожиточного минимума пенсионера в целом по России для определения размера федеральной социальной доплаты к пенсии на 2018 год установлена в размере 8726 рублей.

В состав набора социальных услуг, предоставляемого гражданам из числа указанных выше категорий, включаются следующие социальные услуги:

- дополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе предусматривающая обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемые в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании;

- бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту назначения и обратно.

При предоставлении социальных услуг граждане, имеющие ограничение способности к трудовой деятельности III степени, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: