Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические основы социальной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций……………………………………………..5

1.1 Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций.…………….5

1.2 Правовой статус лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций………………………………………………………………………….14

2. Организационные основы социальной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций……………………………………………21

2.1 Основные принципы и алгоритм организации социальной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в БУ РА «УСПН г. Горно-Алтайска»…………………………………..…………………………….21

2.2 Проблемы организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций, в БУ РА «УСПН г. Горно-Алтайска»...30

Заключение……………………………………………………………………….34

Список использованных источников и литературы..…………………………36

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Ежегодно в мире, в том числе и в России, происходит большое число аварий, катастроф и стихийных бедствий, которые приводят к многочисленным жертвам людей и значительному материальному ущербу. Следовательно, нужно не только устранять последствия чрезвычайных ситуаций, но и оказывать помощь пострадавшим. Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, нуждаются в помощи социальных работников, психологов и, нередко, медиков. На сегодняшний день недостаточно проработана система оказания социальной помощи таким людям, остро стоит необходимость социальной работы с данной категорией граждан, поэтому, можно говорить о том, что данная работа является актуальной.

Актуальность проблемы чрезвычайных ситуаций требует незамедлительного согласованного решения разработки эффективных механизмов и форм социально-экономической защиты от их последствий, который возможен благодаря правильно организованному менеджменту.

Целью работы является исследование проблем социальной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, как объект моделирования в социальной работе;

- изучить правовой статус лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций;

- выявить основные принципы и алгоритм организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций в БУ РА «УСПН г. Горно-Алтайска».

Степень разработанности: изучением проблем организации социальной работы с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях занимались такие известные социальные работники, как М. Н. Гуслова, И. Г. Зайнышева, М. И. Камышанский, А. И. Казанник и другие.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе оказания социальной поддержки при чрезвычайных ситуациях.

Предметом исследования выступает организация социальной работы с лицами, пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.

Методологической основой исследования является общенаучный диалектический метод познания. К числу частно-научных методов относятся: историко-правовой, формально-логический и сравнительно-правовой.

Структура работы включает: введение, два раздела, заключение и список использованной литературы.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель и задачи исследования, указывается объект и предмет исследования.

Первый раздел работы посвящен теоретическим основам социальной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Здесь рассматриваются лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, а также представлен правовой статус лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций.

Во втором разделе представлены организационные основы социальной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций. Здесь выделены основные принципы и алгоритм организации социальной поддержки лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций в БУ РА «УСПН г. Горно-Алтайска», а также выявлены проблемы организации социальной работы с лицами, пострадавшими в результате чрезвычайных ситуаций.

В заключении подведены итоги и сделаны выводы исследования.

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ В РЕЗУЛЬТАТЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций

 

За последнее десятилетие более трёх миллионов человек погибли от технологических катастроф, природных катаклизмов и иных чрезвычайных ситуаций. Полностью избежать человеческих жертв при проявлении опасных и неблагоприятных природных процессов чаще всего не удается из-за быстроты их действия, недостаточной изученности и прогнозируемости. Принимаемые меры хорошо оправдываются только при катастрофах умеренной силы, но совершенно недостаточны в случаях, особо выдающихся.

Среди природных катастроф наибольшее внимание уделяется наводнениям, затем землетрясениям, и, наконец, бедствиям иного рода. Такая градация в выделении природных событий отражает относительную силу их воздействия на людей. Ведь и в ХХ веке наводнения занимают первое место по числу вызываемых ими человеческих жертв (9 млн. чел.), за ними следуют землетрясения (около 2 млн. чел.), и лишь потом - другие виды природных катаклизмов[1].

Пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации.

Пораженный в чрезвычайной ситуации - человек, заболевший, травмированный или раненый в результате поражающего воздействия источника чрезвычайной ситуации[2].

Психогенное воздействие экстремальных условий ЧС складывается не только из прямой, непосредственной угрозы жизни человека, но и из опосредованной угрозы, поэтому существует такое понятие, как «вторичная жертва». Это люди, которых чрезвычайная ситуация не коснулась непосредственно, но они затем стали свидетелями последствий. Таких людей очень много, и их срывы, их бессонные ночи, их депрессия в таких случаях могут быть результатом неправильных действий средств массовой информации (СМИ).

Пострадавшее население - часть населения, оказавшегося в зоне ЧС, перенесшего воздействие поражающих факторов источника ЧС, приведших к гибели, ранениям, травмам, нарушению здоровья, понесшего материальный и моральный ущерб.

Жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях - совокупность согласованных и взаимоувязанных по цели, задачам, месту и времени действий органов местного самоуправления, их сил и средств, направленных на создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и поддержания здоровья людей в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах размещения, эвакуированных по нормам и нормативам для условий ЧС[3].

Жизнеобеспечение населения в ЧС осуществляют с целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в зоне ЧС, на маршрутах эвакуации и в местах их отселения. Жизнеобеспечение населения в условиях ЧС должно обеспечивать создание условий для выживания пострадавшего в ЧС населения на основе удовлетворения его первоочередных потребностей по установленным нормам и нормативам ЧС в жизненно важных видах материальных средств и услуг. При создании и поддержании условий жизнеобеспечения пострадавшего в ЧС населения должны соблюдаться следующие его основные принципы:

- приоритетность функции государства в подготовке и проведении всего комплекса мероприятий по ЖОН ЧС;

- рациональное распределение функций по ЖОН ЧС между центральными, региональными, местными и ведомственными органами управления;

- персональная ответственность должностных лиц за выполнение законодательных, правовых и нормативных актов по ЖОН ЧС;

- заблаговременность подготовки страны (региона) к ЖОН ЧС;

- обеспечение социальной защищенности и психологической поддержки всех граждан в зоне ЧС;

- первоочередное ориентирование системы ЖОН ЧС на местные ресурсы и возможности с последующим (при необходимости) использованием региональных и государственных ресурсов в зависимости от типа и масштаба ЧС;

- способность к быстрому восстановлению системы ЖОН ЧС после воздействия на нее дестабилизирующих факторов природных и техногенных ЧС[4].

Технические возможности человека изменять природную среду со временем стремительно возрастали, достигнув своей высшей точки в эпоху НТР. В наше время он способен осуществить такие проекты преобразования природной среды, о которых еще сравнительно недавно не смел и мечтать.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Каждая ЧС имеет присущие только ей причины, особенности и характер развития.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) - состояние, при котором в результате возникновения источника чрезвычайной ситуации на объекте, определенной территории или акватории нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей, возникает угроза их жизни и здоровью, наносится ущерб имуществу населения, народному хозяйству и окружающей природной среде.

Чрезвычайные ситуации могут быть классифицированы по значительному числу признаков. Так, по происхождению ЧС можно подразделять на ситуации техногенного, антропогенного и природного характера. ЧС можно классифицировать по типам и видам событий, лежащих в основе этих ситуаций, по масштабу распространения, по сложности обстановки (например, пожары), тяжести последствий.

ЧС могут классифицироваться по следующим признакам:

1) по степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) и ожидаемые (прогнозируемые). Легче прогнозировать социальную, политическую, экономическую ситуации, сложнее – стихийные бедствия. Своевременное прогнозирование ЧС и правильные действия позволяют избежать значительных потерь и в отдельных случаях предотвратить ЧС;

2) по скорости распространения: ЧС может носить взрывной, стремительный, быстро распространяющийся или умеренный, плавный характер. К стремительным чаще всего относятся большинство военных конфликтов, техногенных аварий, стихийных бедствий. Относительно плавно развиваются ситуации экологического характера;

3) по масштабу распространения: локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные, трансграничные. К локальным, местным и территориальным относят ЧС, не выходящие за пределы одного функционального подразделения, производства, населенного пункта. Региональные, федеральные и трансграничные ЧС охватывают целые регионы, государства или несколько государств[5].

К локальной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало не более 10 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения.

К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения чрезвычайной ситуации и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

К территориальной относится ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 300 до 500 человек, либо материальный ущерб составил от 5 тыс. до 0,5 млн. минимальных размеров оплаты труда, и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

К региональной и федеральной соответственно относятся ЧС, в результате которой пострадало от 50 до 500 и свыше 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности от 500 до 1000 и свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет от 0,5 до 5 млн. и свыше 5 млн. минимальных размеров оплаты труда, и зона чрезвычайной ситуации охватывает территорию двух субъектов РФ или выходит за их пределы.

К трансграничной относится чрезвычайная ситуация, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ или ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию РФ.

4) по продолжительности действия: могут носить кратковременный характер или иметь затяжное течение. Все ЧС, в результате которых происходит загрязнение окружающей среды, относятся к затяжным;

5) по характеру: преднамеренные (умышленные) и непреднамеренные (неумышленные). К первым следует отнести большинство национальных, социальных и военных конфликтов, террористические акты и другие. Стихийные бедствия по характеру своего происхождения являются непреднамеренными, к этой группе относятся также большинство техногенных аварий и катастроф[6].

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 35, ст. 3648) правительство Российской Федерации своим постановлением № 1094 от 13 сентября 1996 г. утвердило положение о классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В этом постановлении ЧС классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, или людей, у которых оказались нарушены условия жизнедеятельности, размера материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.

Чрезвычайные ситуации в своем развитии проходят пять условных типовых фаз:

- первая - накопление отклонений от нормального состояния или процесса;

- вторая - инициирование чрезвычайного события (аварии, катастрофы или стихийного бедствия), причем под чрезвычайным событием можно понимать событие техногенного, антропогенного или природного происхождения. Для случая аварии на производстве в этот период предприятие или его часть переходят в нестабильное состояние, когда появляется фактор неустойчивости: этот период можно назвать «аварийной ситуацией» - авария еще не произошла, но ее предпосылки налицо. В этот период, в ряде случаев еще может существовать реальная возможность либо ее предотвратить, либо существенно уменьшить ее масштабы;

- третья - процесс чрезвычайного события, во время которого происходит непосредственное воздействие на людей, объекты и природную среду первичных поражающих факторов; при аварии на производстве в этот период происходит высвобождение энергии, вещества, которое может носить разрушительный характер; при этом масштаб последствий и характер протекания аварии в значительной степени определяются не начальным событием, а структурой предприятия и используемой на нем технологией; эта особенность затрудняет прогнозирование развития наступившего бедствия;

- четвертая - выход аварии за пределы территории предприятия и действие остаточных факторов поражения;

- пятая - ликвидация последствий аварии и природных катастроф; устранение результатов действия опасных факторов, порожденных аварией или стихийным бедствием; проведение спасательных работ в очаге аварии или в районе стихийного бедствия и в примыкающих к объекту пострадавших зонах[7].

В настоящее время существуют два основных направления минимизации вероятности возникновения и последствий ЧС на промышленных объектах. Первое направление заключается в разработке технических и организационных мероприятий, уменьшающих вероятность реализации опасного поражающего потенциала современных технических систем. В рамках этого направления технические системы снабжают защитными устройствами - средствами взрыво и пожарозащиты технологического оборудования, электро- и молниезащиты, локализации и тушения пожаров и т. д.

Второе направление заключается в подготовке объекта, обслуживающего персонала, служб гражданской обороны и населения к действиям в условиях ЧС. Основой второго направления является формирование планов действий в ЧС, для создания которых нужны детальные разработки сценариев возможных аварий и катастроф на конкретных объектах. Для этого необходимо располагать экспериментальными и статистическими данными о физических и химических явлениях, составляющих возможную аварию; прогнозировать размеры и степень поражения объекта при воздействии на него поражающих факторов различных видов.

Находясь в зоне ЧС, люди подвергаются негативным воздействиям, приводящим к сильным эмоциональным переживаниям и длительным нарушениям психического состояния и поведения. 

Кто – то из пострадавших пострадал физически, кто – то потерял близких, имущество, иные тоже в какой – то степени причастны к трагическому событию (видели, слышали и т.п.). Группы пострадавших: Жертвы – это пострадавшие, изолированные в очаге ЧС (например, люди, находящиеся в завале под плитами при землетрясении, зажатые в машине при автомобильной катастрофе или находящиеся на крыше затопленного дома, дереве при наводнении).

Пострадавшие - к этой группе относятся люди, которые пострадали физически или материально, но уже не находящиеся в самом очаге ЧС. Это люди, у которых разрушен дом, потерянно имущество, а также те, кто потерял своих родных, близких или не имеющие информации об их судьбе.

Очевидцы (свидетели) – это люди, оставшиеся и физически и материально невредимыми, но являющиеся очевидцами трагического события (падение самолета рядом с местом их проживания, взрыв в соседнем доме). Данная категория лиц так же получает психологическую травму, так как люди в подобных обстоятельствах часто примеряют произошедшее на себя и своих близких, ставя себя на место пострадавших людей.

Наблюдатели (или зеваки) – это люди, непосредственно не участвовавшие в чрезвычайной ситуации, но прибывшие на место события, получив информацию о произошедшем из различных источников

Телезрители, радиослушатели, пользователи интернета - к данной группе относится категория людей, которые получили информацию о трагическом событии благодаря средствам массовой информации, способным оказать сильное влияние на людей, используя некоторые технологии манипулирования общественным сознанием. Часто информационная среда характеризуется значительным преобладанием эмоционального фона над рациональными оценками и объективным беспристрастным анализом произошедшего. Нагнетание эмоций представителями прессы способствует снижению адаптационных возможностей организма, блокированию механизма поиска рационального выхода из трудных жизненных ситуаций, ведя человека к ощущению беспомощности, отождествлению его с «плохой судьбой» своей страны, безысходностью. Все это ведет к формированию у людей негативных психических реакций, увеличению психосоматических и обострению хронических заболеваний.

Таким образом, в жертву приносится здоровье многих людей. Необходимо отметить, что люди со слабой психикой и низкой психологической устойчивостью являются наиболее уязвимой категорией данной группы.

Специалисты, участвующие в аварийно-спасательных мероприятиях. Родственники специалистов, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Важно отметить, что данная категория выделяется лишь некоторыми специалистами, но является весьма значимой. Родственники работающих на месте ЧС специалистов, являются особой группой, которую можно выделить в самостоятельную группу пострадавших, так как их близкие, родные люди часто работают в напряженных и опасных условиях. Специалисты не всегда могут позвонить родным и сообщить о себе, следовательно, остается следить за происходящим через средства массовой информации, где ход событий освещается не всегда достоверно, что может породить свои собственные надуманные версии происходящего.

Таким образом, пострадавший в чрезвычайной ситуации - человек, пораженный, либо понесший материальные убытки в результате возникновения чрезвычайной ситуации. Чрезвычайная ситуация - это сложившаяся в результате аварии, катастрофы, стихийного или иного бедствия определённая обстановка, которая может повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: